Баюн Дымояр 2 тур

20.1
Желание
http://www.proza.ru/2012/05/09/1620
 

Летел Журавель, обронил сапель, обронил сапель - подобрал свирель. Сел журавель у колодца, да узрел молодца. Взял молодец свирель, пошел, да нашел сапель. Принёс сапель Журавлю. А тот ему: Ай, лю – лю.

За далеким лесом, да за горой, за которой река течёт, да за широким лугом стоял город. Где, где! Откуда я знаю? Хочешь слушать - не перебивай! Хороший такой город был. Чистый, светлый, воздух в нем свежий, цветы кругом. Как утром на заре встанут люди, так улыбками расцветают, и целый день радостные ходят. И зимы там никогда не было, круглый год лето да весна. Весна да лето. Благодать!

Узнал про этот город злодей один. Захотелось ему прийти в него и покорить, чтобы люди те служили ему не за страх а за совесть. Ибо знал злодей тот, кто служит за совесть - силу даёт. Даже если и плохому служит. Вот и возжелал он людей города заполучить в рабство. Чтобы они ему славу, хвалу, да почести воздавали. Тешили бы его, да угождали ему. Захотеть можно всякого. А вот как сделать задуманное?

Думал-думал тот злодей и ничего не придумал, и пошёл к чёрному колдуну - дядьке своему. Увидал только тот племянника и говорит:
-Знаю, за чем пришёл. Могу помочь тебе, но с условием. Когда найдешь то, что дороже всего - отдашь мне вдвойне.
-А как это? - спрашивает злодей.
-То не твоя забота, - говорит колдун, - это я знаю. Ты - слово только дай, и что желаешь - исполнится.
-Даю слово такое, - говорит злодей.
И вмиг совершилось зло. Дрогнула земля, рассыпались звёзды и потемнело солнце.

Удивились люди светлого города, никогда они такого не видели. Встали они на следующее утро и  в первый раз за всё время не улыбнулись. Цветы не распустились навстречу наступившему дню. Не встало над ними в тот день солнце. Удивлённые, бродили люди по улицам, заглядывали друг другу в глаза, словно спрашивали, но ничего не могли сказать, потому что перестали вдруг понимать друг друга...

Горящими глазами глядел злодей на город с высокой горы, развевался на ветру за его спиной чёрный плащ. Он улыбался... Но он не торжествовал. Ему был нужен Светлый город, а когда свершилось зло, свет померк.

Чары могут дать власть над человеком, они могут помочь победить врага, отобрать богатство, но они не властны над Светом. Понял это злодей и вскричал, подняв руки к небу: "Ты обманул меня, колдун. Ты дал мне то, что мне не нужно. Зачем мне эти стены? Зачем дома, где нет радости? Зачем жалкие рабы, что даже почести воздать не могут? Их можно убить, их можно заставить делать чёрню работу. Ими можно повелевать. Но они мне теперь не нужны: без Света, без Радости они мертвецы, и только безумец может радоваться такому приобретению. Отрекаюсь!!!"

И только он это произнёс, как его руки превратились в крылья, плащ стал оперением, ноги - лапами с огромными когтями. И, издав громкий крик, тот, кто некогда был человеком, закружил над горными кручами огромной птицей.

В великом изумлении люди глядели с городских площадей, из окон своих домов на огромную чёрную птицу, что кружила вдалеке над горами.

А на востоке занимался солнечный день.

20.2
В саду
http://www.proza.ru/2013/11/23/552

Однажды кошка прогуливалась в саду раджи и увидела в клетке барса:
- Приветствую тебя, о достопочтеннейший, - промолвила кошка.
Барс же, евший кусок оленя, принесенного служителем, подумал, что кошка, вероятно, хочет мяса и пытается льстивым обращением расщедрить его. Поэтому он решил не обращать на нее никакого внимания. Умная кошка поняла это.
- Воистину, если бы ты был свободен, то проявил бы хоть некоторую учтивость, - изрекла кошка. - Но так как ты пленник, то под твоей красивой шкурой глупо было бы узреть учтивость.
"Глупая кошка", - подумал барс, урча от удовольствия. - "Разве вежливость вкусней мяса!?"
- Конечно, - продолжала кошка, моя свою правую лапку. - Вежливость не вкусней мяса, но зато она дает нечто более важное и полезное.
Удивление барса было настолько велико, что он забыл об олене и своем решении молчать.
- Что же это важное, о чем говоришь ты, и что я не могу постичь?
- Свобода, - сказала кошка, почти зажмурив глаза, развалившись на мягкой травке чудесного сада.

Надо вам сказать, что кошки - народ исполненный мудрости предвечной
и речь их весьма разнообразна, поэтому они никогда не ограничиваются одними словами, а используют язык немногим ведомый - язык сей имеет название - "преимущество положения". Никто другой не может лучше кошки, обладающей истинным артистизмом, использовать этот язык. Лишь немногие, очень немногие могут в лучшем случае понять...

Барс не был глупцом. Он был хороший охотник. А хорошему охотнику нужен хороший ум. Но мудрая кошка - а это была мудрая кошка - весьма учтиво дала ему понять преимущество своего положения, возлежав на мягкой душистой траве. Барс же, находясь в клетке, не мог себе этого позволить, но у него были, по его мнению, большие преимущества перед этой "праздношатающейся". Поэтому он принял вид высокого достоинства.

- Если бы ты знала мое высокое положение, то вряд ли бы тебе пришло на ум дразнить меня тем, чего у меня нет. Да, я сижу в клетке и не имею возможности гулять по саду, как ты, но я служу. Меня ласкает сам раджа - я его любимый и лучший охотник, никто другой лучше и быстрей меня не сможет нагнать добычу. Я смел и не побоюсь схватки с тигром или львом. За мной ухаживают лучшие люди князя. Да, я в клетке, но она настолько велика, что в ней я могу и бегать, и прыгать. Даже ты предпочла ублажить меня, пленника, из-за куска мяса.
- О, трижды глупый барс, если бы ты не сидел все время в клетке, то знал бы, что до того, как мы встретились, я совершила весьма достойную трапезу из куропатки и чашки молока, и мое вежливое приветствие не было знаком слабости, но знаком сытости и довольства жизнью.

Барс понял, что попал впросак, но не желал сдаваться, и, дерзко рассмеявшись, столь же дерзко спросил, утверждая:
- Куропатку ты украла у кухаря, а молоко вылакала у зазевавшегося молочника...
На что кошка с достоинством отвечала:
- Да, почтенный, я свободна, и свобода дает мне право совершать некоторые грехи. Скажу по совести: многие мои соплеменники весьма склоны к греху воровства. Но ведь я свободна не только совершать грехи, но также творить и добродетели, а потому предпочитаю творить последние, дабы люди, чьим мнением я дорожу, не посылали мне в след нареканий, но перед друг другом воздавали почести. И если бы ты, столь дерзко меня вопрошающий, не сидел в клетке. То знал бы, что куропатку я добыла сама, так как я неплохая охотница, а молоко заработала у судьи, которому дала разумный совет, помешавший ему совершить грубую ошибку. Но я вижу, что напрасно я это рассказываю, ибо ты все равно не веришь в истинность моих слов.

 Барс был обескуражен. Он, только что, хотел было высмеять кошку, придав ее речи лживый характер, как она тут же раскрыла его намерение.
- Не смущайся, о, недальновидный, - снисходительно усмехнулась кошка. - Если бы ты не сидел в клетке, то понял бы по характеру моей речи, что подобные беседы я веду не в первый раз, и изрядно в этом преуспела, ибо научилась этому у людей, ходя, где вздумается, слушая и запоминая.
Прощай же и помни, что в вежливости надо прилагать усилий больше, чем в поимке добычи для раджи. Ибо плоды всей твоей охоты есть всего лишь нога оленя в виде снисхождения. Плоды же учтивости более разнообразны, но самый сладостный из них - уважение.

  И кошка, поточив коготки о дерево, легко покачивая хвостом в знак глубокого удовлетворения, отправилась по своим делам. Барс же увидел, что солнце, находившееся во время их беседы за деревьями, теперь в зените и заливает всю его клетку не оставляя места тени. Кошка же беседовала с ним, пока они находились в тени.
 
        Понял он, что как бы ни был кто-либо высок, не должно никому, возвышаясь, пренебрегать никем, потому что пренебрегающий может стать тем, кем пренебрегают. И, поняв это, восхищённый барс воскликнул: "Да благословят Небеса пути твои, о, мудрейшая!"

Кошка же не обернулась, ибо мудрость не нуждается в признании глупцов.


Рецензии
Здравствуйте, Баюн!
“Желание”
Общее впечатление о сказке:
Хорошая сказка. Легко и с интересом читается. Нужно следить за своими желаниями.

“В саду”
Общее впечатление о сказке:
Несомненно произведение написано в стиле восточной притчи. Яркие образы героев, точно подчеркивающие их характеры и философию жизни. Очень хорошо! И как любую притчу, "В саду" можно толковать многогранно.
Кошки, несомненно, мудры, но и хитрованы страшные. И порой их хитрость принимают за мудрость. Так умеют только кошки (в широком смысле). Это восхищает!
Вот кошка и воспользовалась преимуществом положения, и красиво "утерла нос" барсу. Да, барс получил урок, но и кошка потешила своё самолюбие.

Удачи!

Александр Лугару   20.12.2013 14:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.