Евреи на земле российской

 А.Солженицын осветил лишь 200 лет пребывания евреев на земле Российской. Однако на самом деле впервые в Восточной Европе евреи появились на территории примыкающей к Чёрному и Азовскому морям ещё в II—I веках до н. э. Они селились в греческих колониях. Их разговорным языком был древнегреческий. Среди тамошних евреев находились знатные горожане и воины. В Тамани найдена надгробная плита воина-еврея I века.

В конце IV века евреи проживали в Боспорском царстве (Крым). Это были  потомки тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений, а также участников восстания Бар-Кохбы. Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев.
 
Византийский летописец Феофан в 671 году отмечал в хронике: «… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена» Начиная с IV века в Крыму существовали армянские города с еврейским населением в пределах от 10000 — 30000 жителей в каждом.

Согласно историку Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев из Персии через Дербентский проход переместилась на нижнюю Волгу. Здесь в 724 г. н. э. появился город Итиль — столица хазарского каганата. Он располагался на месте современной Украины, юга России и Казахстана. Во второй половине VIII века под влиянием еврейских общин правитель хазар Булан и правящий слой Хазарии приняли иудаизм.

Под покровительством хазарских правителей в каганате процветала торговля между Востоком и Западом. В подавляющем большинстве её осуществляли еврейские купцы — раданиты. Это были странствующие еврейские торговцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю по всему Шёлковому пути между исламским Востоком и христианской Европой. Они торговали рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями.

После разгрома в 969 году хазарского каганата киевским князем Святославом I, большинство евреев Хазарии бежало в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. В начале X века в Киеве существовала довольно большая еврейская община. В XI и XII веках евреи проживали в отдельном квартале Киев. Он известен как «Жидове»

В X и XI веках Киевская еврейская община была ориентирована на Византию, Вавилон и Палестину. Начиная с XII века у неё появились тесные связи с западноевропейскими еврейскими общинами. Однако до наших дней дошло очень мало следов существования этой общины.
 
Известны также еврейские общины Чернигова и Владимира-Волынского. В этот период евреи появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского (1169—1174 гг.) Правда, неизвестно точно жили ли они там постоянно.

В еврейских средневековых хрониках Восточная Европа зачастую именовалась Ханааном. Византийские евреи с удивлением отмечали, что к северу от них живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Это еврейско-славянские диалекты, на которых говорили евреи, жившие в Средние века в славянских странах. Затем все известные еврейско-славянские диалекты были вытеснены идишем.

 Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него о евреях на Руси долго ничего не было слышно. В Крыму же продолжали жить как местные евреи, исповедующие классический иудаизм, так и караимы, исповедующие иудаизм караимского толка. В Крымском ханстве евреи жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками.

В средние века в разное время происходили массовые изгнания евреев из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран. Такая  национальная политика привели к тому, что западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши.

 Малочисленная славяноязычная еврейская община ассимилировалась в среде этих носителей языка идиш. Затем евреи, поселившись на территории собственно Польши и Литвы, начали расселяться на малонаселенных территориях Белоруссии и Украины, входивших в Речь Посполитую.

В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились с русскими православными священниками, и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества.

Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Русские люди того времени с подозрением относились к нехристианам, а особенно к евреям, которые привели к появлению ереси жидовствующих.

Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране, и следил за тщательным соблюдением запрета. После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно летописи, были утоплены в Двине.

Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили. Российские власти интересовались положением евреев в разных европейских странах и Османской империи.

Статьи «еврейской тематики» неоднократно включали в обзоры западной прессы (куранты), которые в Посольском приказе составляли для царя и бояр. Особый интерес у российских властей вызвал Саббатай Цви. Статьи о нём переводили регулярно. Отдельные переводы публикаций на эту тему попадали в куранты даже после того, как Саббатай Цви принял ислам.

Среди первых жителей Мещанской слободы в Москве согласно переписям 1676 г. и 1684 г. было несколько евреев-выкрестов. Жили выкресты и в московской Новоиноземной слободе. Перешедшие в православие евреи получали за крещение крупные пожалования. Выкресты встречаются среди медиков, переводчиков, иконописцев. Некоторые из них фигурируют в источниках даже как дети боярские.

Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене А. Веселовский (оба — выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер.

Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять свои и без того напряжённые отношения с православной церковью. Как бы то ни было, именно при Петре I евреи начали проникать в значительных количествах в пограничные с Польшей российские земли, особенно в Малороссию. Однако после смерти Петра I 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи.

16 декабря 1743 года на докладе Сената, просившего императрицу допустить евреев из Польши и Литвы для временной, на ярмарках, торговли в Риге и иных приграничных местах Екатерина I начертала такую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»
Впервые евреи появились в России в качестве царских поданных в 1772 году. Именно в том году произошёл первый раздел Речи Посполитая, по которому  Польша и Белоруссия стали русской провинцией.

Отношение царских властей к еврейскому населению отличалось крайним непостоянством. В большинстве своём было негативным, а зачастую зависело лишь от личных пристрастий императора и его окружения. К примеру, Екатерина II <<...считая евреев полезными для промышленности…» разрешила им селиться в Новороссийском крае, который тогда только что был завоеван и нуждался в жителях. В исконно великорусских областях они не проживать права не имели.

Указом Екатерины II от 1791 г. была введена <<черта еврейской оседлости>>, которая сохранялась вплоть до 1917г.  В указе в частности говорилось: «…для постоянного жительства евреев открыта не вся Империя, а лишь часть её территории, состоящая из 15 губерний…»
 
Впрочем, и в черте оседлости для евреев существовали некоторые ограничения как в праве свободного избрания места жительства, так и в других правах, чрезвычайно близко с ними соприкасающихся.

А вот внук Екатерины Великой, император Александр I, учредил особый комитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России. В 1804 году комитет издал "Положение об устройстве евреев". Евреям открылся  доступ в русские учебные заведения. Одновременно поощрялось распространение между ними русского языка.

Этим же «Положением» еврейское население делилось на пять классов: земледельцев, фабрикантов, ремесленников, купцов и мещан. Но очень скоро заботы правительства об улучшении быта своих еврейских поданных в духе права и справедливости пошли на убыль.

Во второй половине царствования Александра I прежние преобразовательные начинания относительно евреев уступили место иным мерам. Усилились бесплодные попытки распространить среди евреев христианство посредством учреждения в 1817 году "Общества израильских христиан". Евреев пытались принудительно, часто с применением жестокого насилия, переселять из деревень в города.

В царствование Николая I (1825-1855 гг.) положение евреев значительно ухудшилось. Дело в том, что в правящих кругах России возобладал  взгляд, что «еврейский вопрос» может быть решен только путем ассимиляции, т.е. слияния евреев в религии и образе жизни с коренным русским населением.

 К достижению этой цели было направлено тогдашнее достаточно суровое законодательство.  В 1827 г.  был издан закон, обязавший евреев к личному отбыванию воинской повинности по суровому рекрутскому уставу. Продолжительная военная служба (около 25 лет) на далеких окраинах государства отрывала еврея от его семьи и общины и приучала к иной, чуждой ему жизни.

В солдаты часто вербовались малолетние еврейские дети, которых отправляли в дальние губернии. Там их обучали в особых батальонах для малолетних "кантонистов". Под давлением военного начальства большинство кантонистов-евреев принимало православие. Больше они в родные семьи не возвращалось.

Наряду с этим издавались строгие законы, ограничивавшие права евреев по избранию местожительства, рода торговли и промыслов. Вне бывших польских областей, составлявших "черту оседлости евреев", им не разрешалось постоянное жительство.

Только в последнее десятилетие царствования Николая I правительство убедилось, что одними принудительными способами невозможно решить «еврейский вопрос» и что необходимо принять меры к поднятию уровня образования евреев.

О царствовании Александра II в еврейской народной памяти сохранились благодарные и светлые воспоминания. При Александре II были ликвидированы или ослаблены некоторые ограничения прав евреев, введенных в предыдущую эпоху. В частности, была отменена и самая обременительная повинность – рекрутчина. Евреи стали призываться в русскую армию на общих основаниях.

Появляющаяся в то время еврейская интеллигенция связывала с правительственными реформами надежды на радикальное улучшение положения всего еврейства России. Ярким свидетельством этих ожиданий может служить «Псалом благодарности Богу», написанный одним из пионеров новой еврейской литературы на иврите и на идише Авраамом Бером Готлобером (1810-1899).

 Написанный на иврите по случаю «чудесного спасения» царя во время покушения на него Дмитрием Каракозовым в апреле 1866 г., псалом изображает Александра II как справедливого и мудрого правителя. В нём говорится, что под его властью российские евреи могут стать просвещенными и полноправными гражданами.

В царствование Александра III (1881-1894 гг.) происходит ужесточение правительственной политики в отношении евреев. В эти годы вновь были изданы распоряжения о запрещении евреям селиться в селах и деревнях. В 1887 году была введена процентная норма для евреев, согласно которой в средних и высших учебных заведениях, подведомственных Министерству просвещения, численность евреев не должна была превышать 10%  общего контингента учащихся в черте оседлости, 5% - за ее пределами и 3% - в Петербурге и Москве.

В 1891 году было произведено выселение евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы; в 1892 году евреи были отстранены от городского самоуправления и не допускались в состав гласных городских дум.

Уже в самом начале правления Александра III,  в 1881 и 1882 гг., в городах Елисаветграде (Кировоград), Киеве, Балте и др.) произошли погромы еврейского населения. Погромщики избивали евреев,  грабили и жгли еврейские дома имущество. Погромы неоднократно повторялись и в других городах и еврейских местечках. Они принимая все более жестокие и даже кровавые формы, а само слово «погром» прочно вошло в политический лексикон «еврейского вопроса»
 
В первые годы правления Александра III евреи ощущали себя полностью изолированными, брошенными на произвол судьбы. Правительство, и революционеры показали равную готовность оправдывать погромы. И те другие использовали их в своих политических целях и даже поощряли.

Печать и земства действовали как механизм разжигания в народе антисемитских чувств, принимавших на редкость уродливую форму. А те русские люди, которые это не одобряли, по преимуществу молчали.

При Александре III правительство действительно вывело враждебность к евреям на уровень расчётливой политики. Власти ещё крепче изолировали черту оседлости, изгнав в разгар зимы из Москвы и других городов тысячи семейств, закрыв двери средних и высших учебных учреждений для всех еврейских юношей за вычетом небольшого процента»

В период царствования Николая II глава духовного ведомства Победоносцев на вопрос, что будет с евреями в России при системе непрерывных преследований, однажды откровенно ответил: «…одна треть вымрет, одна треть выселится из страны, одна треть бесследно растворится в окружающем населении»

Эпоха Николая II является, вероятно, одной из самых мрачных и трагических страниц русско-еврейской истории. Она была отмечена небывалыми по своей жестокости погромами и возрождением средневековых «кровавых наветов» против евреев.

Так, в дни христианской Пасхи 6 апреля 1903 года в Кишиневе разразился жестокий погром, сопровождавшийся многочисленными убийствами. Поводом к погрому послужил «кровавый навет», а вдохновителями были редактор антисемитской газеты «Бессарабец» П. Крушеван и жандармский офицер Левендаль.

Стихийно возникшие группы еврейской самообороны были разоружены полицией и войсками, а ее участники арестованы. Подобным образом действовали власти и в некоторых местах в 1905-1907 гг., когда в разных городах черты оседлости произошли погромы, во время которых было убито множество евреев.
 
 Антисемитские взгляды высших российских чиновников проявили себя и в печально знаменитом «деле Бейлиса» (1911-1913 гг.). Вот его суть. 20 марта 1911 года в одной из пещер в окрестностях Киева было найдено тело убитого христианского мальчика Андрея Ющинского.

Несмотря на то, что материалы уголовной полиции уличали в этом одну из известных в городе банд, по указанию министра юстиции это дело расследовалось как ритуальное убийство. В его совершении был обвинен киевский еврей Мендель Бейлис (1874-1934)
Его арестовали. Два года он провёл в тюрьме.

В суде его защищали лучшие российские адвокаты, представители русской и еврейской общественности, доказавшие несостоятельность и предвзятость обвинителей, и нелепость самого «кровавого навета». Суд присяжных, состоявший в основном из украинских крестьян, 28 октября 1913 года вынес решение о невиновности Бейлиса. Это дело, имевшее широкий резонанс в России и во всем мире, стало одним из позорных символов николаевской эпохи.

К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира. В 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа. Однако в результате массовых погромов с 1881 по 1906 годы, а затем в ходе Гражданской войны территорию Российской империи покинуло более 2 млн. евреев.


Рецензии
Познавательная и полезная статья. Еврейский народ имеет долгую историю, и его "долголетие" - интересный феномен. Сколько языков существует и существовало в мире? Каждый язык - это народ. Каждый народ имеет свою историю. У одних она короткая, у других долгая. История еврейского народа - удивительная история, и мне не попадались обстоятельные материалы, которые бы этот феномен раскрывали бы с научной точки зрения. Еврейская система воспитания подрастающего поколения, думается мне, должна быть самым тщательным образом изучена, как весьма результативная. Только очень мало людей задумываются над данным вопросом под тем углом зрения, который мне пришел на ум при написании этих строк. Успехов Вам в творчестве!

Вадим Бережной   27.04.2014 20:54     Заявить о нарушении
Есть правила, и есть отклонения от правил. И есть такое понятие, как тренд (экстраполяция, или вероятность продолжения тенденции). Я говорил о главном русле течения, которое за сотни лет развития дало высочайшие и ни с чем не сравнимые (в пересчете на душу каждого расматриваемого народа) результаты. Имейте в виду, что в лесах Бразилии, к примеру, до сих пор живут люди биологического вида Homo Sapiens, которые до сих пор не носят никакой одежды и их язык развит чуть лучше, чем у Эллочки-людоедки. Для них история остановилась.

Вадим Бережной   28.04.2014 09:44   Заявить о нарушении
При том, что путем воспитания выращивают высококлассных людей. И это делается не методом проб и ошибок, а на основании опыта поколений. Я не отрицаю примат самовоспитания, но для него тоже должен быть дан начальный старт. Маугли никогда не становятся людьми. Или Вы отрицаете роль воспитания в становлении человеческой личности?

Вадим Бережной   28.04.2014 12:26   Заявить о нарушении
Вы слишком безаппеляционны и демонстрируете незнание предмета. Достаточно привести пример педагога Макаренко, чтобы показать, что Вы ошибаетесь. Мы с Вами говорим на разных языках, хотя все буквы русские. Мне будет слишком долго растолковывать все эти вещи. Я извиняюсь, но на этом мы завершаем дискуссию.

Вадим Бережной   28.04.2014 15:34   Заявить о нарушении
Этот вопрос мне и интересно было бы постигнуть в деталях. Но не так уж и много материала можно найти по этому вопросу. Он скрыт в других источниках (в Торе и др., есть проповедники и толкователи, их великое множество). У евреев какое-то особое отношение к детям, в школах мудрые и высоклассные учителя. Очень важно с раннего детства развивать способности, что у них и делается. Потому что в разитии ребенка нельзя пропускать определенные стадии роста, когда все дети почти гениальны. А потом эта гениальность с возрастом проходит бесследно, если ее не развивать. Но это я говорю навскидку, гораздо интересне было бы почитать знающих людей и специалистов.

Вадим Бережной   28.04.2014 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.