Евреи на земле российской
В конце IV века евреи проживали в Боспорском царстве (Крым). Это были потомки тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений, а также участников восстания Бар-Кохбы. Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев.
Византийский летописец Феофан в 671 году отмечал в хронике: «… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена» Начиная с IV века в Крыму существовали армянские города с еврейским населением в пределах от 10000 — 30000 жителей в каждом.
Согласно историку Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев из Персии через Дербентский проход переместилась на нижнюю Волгу. Здесь в 724 г. н. э. появился город Итиль — столица хазарского каганата. Он располагался на месте современной Украины, юга России и Казахстана. Во второй половине VIII века под влиянием еврейских общин правитель хазар Булан и правящий слой Хазарии приняли иудаизм.
Под покровительством хазарских правителей в каганате процветала торговля между Востоком и Западом. В подавляющем большинстве её осуществляли еврейские купцы — раданиты. Это были странствующие еврейские торговцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю по всему Шёлковому пути между исламским Востоком и христианской Европой. Они торговали рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями.
После разгрома в 969 году хазарского каганата киевским князем Святославом I, большинство евреев Хазарии бежало в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. В начале X века в Киеве существовала довольно большая еврейская община. В XI и XII веках евреи проживали в отдельном квартале Киев. Он известен как «Жидове»
В X и XI веках Киевская еврейская община была ориентирована на Византию, Вавилон и Палестину. Начиная с XII века у неё появились тесные связи с западноевропейскими еврейскими общинами. Однако до наших дней дошло очень мало следов существования этой общины.
Известны также еврейские общины Чернигова и Владимира-Волынского. В этот период евреи появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского (1169—1174 гг.) Правда, неизвестно точно жили ли они там постоянно.
В еврейских средневековых хрониках Восточная Европа зачастую именовалась Ханааном. Византийские евреи с удивлением отмечали, что к северу от них живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Это еврейско-славянские диалекты, на которых говорили евреи, жившие в Средние века в славянских странах. Затем все известные еврейско-славянские диалекты были вытеснены идишем.
Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него о евреях на Руси долго ничего не было слышно. В Крыму же продолжали жить как местные евреи, исповедующие классический иудаизм, так и караимы, исповедующие иудаизм караимского толка. В Крымском ханстве евреи жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками.
В средние века в разное время происходили массовые изгнания евреев из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран. Такая национальная политика привели к тому, что западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши.
Малочисленная славяноязычная еврейская община ассимилировалась в среде этих носителей языка идиш. Затем евреи, поселившись на территории собственно Польши и Литвы, начали расселяться на малонаселенных территориях Белоруссии и Украины, входивших в Речь Посполитую.
В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились с русскими православными священниками, и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества.
Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Русские люди того времени с подозрением относились к нехристианам, а особенно к евреям, которые привели к появлению ереси жидовствующих.
Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране, и следил за тщательным соблюдением запрета. После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно летописи, были утоплены в Двине.
Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили. Российские власти интересовались положением евреев в разных европейских странах и Османской империи.
Статьи «еврейской тематики» неоднократно включали в обзоры западной прессы (куранты), которые в Посольском приказе составляли для царя и бояр. Особый интерес у российских властей вызвал Саббатай Цви. Статьи о нём переводили регулярно. Отдельные переводы публикаций на эту тему попадали в куранты даже после того, как Саббатай Цви принял ислам.
Среди первых жителей Мещанской слободы в Москве согласно переписям 1676 г. и 1684 г. было несколько евреев-выкрестов. Жили выкресты и в московской Новоиноземной слободе. Перешедшие в православие евреи получали за крещение крупные пожалования. Выкресты встречаются среди медиков, переводчиков, иконописцев. Некоторые из них фигурируют в источниках даже как дети боярские.
Пётр I ввёл в высшие круги российской аристократии группу выкрестов: крещёными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене А. Веселовский (оба — выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер.
Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять свои и без того напряжённые отношения с православной церковью. Как бы то ни было, именно при Петре I евреи начали проникать в значительных количествах в пограничные с Польшей российские земли, особенно в Малороссию. Однако после смерти Петра I 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи.
16 декабря 1743 года на докладе Сената, просившего императрицу допустить евреев из Польши и Литвы для временной, на ярмарках, торговли в Риге и иных приграничных местах Екатерина I начертала такую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»
Впервые евреи появились в России в качестве царских поданных в 1772 году. Именно в том году произошёл первый раздел Речи Посполитая, по которому Польша и Белоруссия стали русской провинцией.
Отношение царских властей к еврейскому населению отличалось крайним непостоянством. В большинстве своём было негативным, а зачастую зависело лишь от личных пристрастий императора и его окружения. К примеру, Екатерина II <<...считая евреев полезными для промышленности…» разрешила им селиться в Новороссийском крае, который тогда только что был завоеван и нуждался в жителях. В исконно великорусских областях они не проживать права не имели.
Указом Екатерины II от 1791 г. была введена <<черта еврейской оседлости>>, которая сохранялась вплоть до 1917г. В указе в частности говорилось: «…для постоянного жительства евреев открыта не вся Империя, а лишь часть её территории, состоящая из 15 губерний…»
Впрочем, и в черте оседлости для евреев существовали некоторые ограничения как в праве свободного избрания места жительства, так и в других правах, чрезвычайно близко с ними соприкасающихся.
А вот внук Екатерины Великой, император Александр I, учредил особый комитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России. В 1804 году комитет издал "Положение об устройстве евреев". Евреям открылся доступ в русские учебные заведения. Одновременно поощрялось распространение между ними русского языка.
Этим же «Положением» еврейское население делилось на пять классов: земледельцев, фабрикантов, ремесленников, купцов и мещан. Но очень скоро заботы правительства об улучшении быта своих еврейских поданных в духе права и справедливости пошли на убыль.
Во второй половине царствования Александра I прежние преобразовательные начинания относительно евреев уступили место иным мерам. Усилились бесплодные попытки распространить среди евреев христианство посредством учреждения в 1817 году "Общества израильских христиан". Евреев пытались принудительно, часто с применением жестокого насилия, переселять из деревень в города.
В царствование Николая I (1825-1855 гг.) положение евреев значительно ухудшилось. Дело в том, что в правящих кругах России возобладал взгляд, что «еврейский вопрос» может быть решен только путем ассимиляции, т.е. слияния евреев в религии и образе жизни с коренным русским населением.
К достижению этой цели было направлено тогдашнее достаточно суровое законодательство. В 1827 г. был издан закон, обязавший евреев к личному отбыванию воинской повинности по суровому рекрутскому уставу. Продолжительная военная служба (около 25 лет) на далеких окраинах государства отрывала еврея от его семьи и общины и приучала к иной, чуждой ему жизни.
В солдаты часто вербовались малолетние еврейские дети, которых отправляли в дальние губернии. Там их обучали в особых батальонах для малолетних "кантонистов". Под давлением военного начальства большинство кантонистов-евреев принимало православие. Больше они в родные семьи не возвращалось.
Наряду с этим издавались строгие законы, ограничивавшие права евреев по избранию местожительства, рода торговли и промыслов. Вне бывших польских областей, составлявших "черту оседлости евреев", им не разрешалось постоянное жительство.
Только в последнее десятилетие царствования Николая I правительство убедилось, что одними принудительными способами невозможно решить «еврейский вопрос» и что необходимо принять меры к поднятию уровня образования евреев.
О царствовании Александра II в еврейской народной памяти сохранились благодарные и светлые воспоминания. При Александре II были ликвидированы или ослаблены некоторые ограничения прав евреев, введенных в предыдущую эпоху. В частности, была отменена и самая обременительная повинность – рекрутчина. Евреи стали призываться в русскую армию на общих основаниях.
Появляющаяся в то время еврейская интеллигенция связывала с правительственными реформами надежды на радикальное улучшение положения всего еврейства России. Ярким свидетельством этих ожиданий может служить «Псалом благодарности Богу», написанный одним из пионеров новой еврейской литературы на иврите и на идише Авраамом Бером Готлобером (1810-1899).
Написанный на иврите по случаю «чудесного спасения» царя во время покушения на него Дмитрием Каракозовым в апреле 1866 г., псалом изображает Александра II как справедливого и мудрого правителя. В нём говорится, что под его властью российские евреи могут стать просвещенными и полноправными гражданами.
В царствование Александра III (1881-1894 гг.) происходит ужесточение правительственной политики в отношении евреев. В эти годы вновь были изданы распоряжения о запрещении евреям селиться в селах и деревнях. В 1887 году была введена процентная норма для евреев, согласно которой в средних и высших учебных заведениях, подведомственных Министерству просвещения, численность евреев не должна была превышать 10% общего контингента учащихся в черте оседлости, 5% - за ее пределами и 3% - в Петербурге и Москве.
В 1891 году было произведено выселение евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы; в 1892 году евреи были отстранены от городского самоуправления и не допускались в состав гласных городских дум.
Уже в самом начале правления Александра III, в 1881 и 1882 гг., в городах Елисаветграде (Кировоград), Киеве, Балте и др.) произошли погромы еврейского населения. Погромщики избивали евреев, грабили и жгли еврейские дома имущество. Погромы неоднократно повторялись и в других городах и еврейских местечках. Они принимая все более жестокие и даже кровавые формы, а само слово «погром» прочно вошло в политический лексикон «еврейского вопроса»
В первые годы правления Александра III евреи ощущали себя полностью изолированными, брошенными на произвол судьбы. Правительство, и революционеры показали равную готовность оправдывать погромы. И те другие использовали их в своих политических целях и даже поощряли.
Печать и земства действовали как механизм разжигания в народе антисемитских чувств, принимавших на редкость уродливую форму. А те русские люди, которые это не одобряли, по преимуществу молчали.
При Александре III правительство действительно вывело враждебность к евреям на уровень расчётливой политики. Власти ещё крепче изолировали черту оседлости, изгнав в разгар зимы из Москвы и других городов тысячи семейств, закрыв двери средних и высших учебных учреждений для всех еврейских юношей за вычетом небольшого процента»
В период царствования Николая II глава духовного ведомства Победоносцев на вопрос, что будет с евреями в России при системе непрерывных преследований, однажды откровенно ответил: «…одна треть вымрет, одна треть выселится из страны, одна треть бесследно растворится в окружающем населении»
Эпоха Николая II является, вероятно, одной из самых мрачных и трагических страниц русско-еврейской истории. Она была отмечена небывалыми по своей жестокости погромами и возрождением средневековых «кровавых наветов» против евреев.
Так, в дни христианской Пасхи 6 апреля 1903 года в Кишиневе разразился жестокий погром, сопровождавшийся многочисленными убийствами. Поводом к погрому послужил «кровавый навет», а вдохновителями были редактор антисемитской газеты «Бессарабец» П. Крушеван и жандармский офицер Левендаль.
Стихийно возникшие группы еврейской самообороны были разоружены полицией и войсками, а ее участники арестованы. Подобным образом действовали власти и в некоторых местах в 1905-1907 гг., когда в разных городах черты оседлости произошли погромы, во время которых было убито множество евреев.
Антисемитские взгляды высших российских чиновников проявили себя и в печально знаменитом «деле Бейлиса» (1911-1913 гг.). Вот его суть. 20 марта 1911 года в одной из пещер в окрестностях Киева было найдено тело убитого христианского мальчика Андрея Ющинского.
Несмотря на то, что материалы уголовной полиции уличали в этом одну из известных в городе банд, по указанию министра юстиции это дело расследовалось как ритуальное убийство. В его совершении был обвинен киевский еврей Мендель Бейлис (1874-1934)
Его арестовали. Два года он провёл в тюрьме.
В суде его защищали лучшие российские адвокаты, представители русской и еврейской общественности, доказавшие несостоятельность и предвзятость обвинителей, и нелепость самого «кровавого навета». Суд присяжных, состоявший в основном из украинских крестьян, 28 октября 1913 года вынес решение о невиновности Бейлиса. Это дело, имевшее широкий резонанс в России и во всем мире, стало одним из позорных символов николаевской эпохи.
К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира. В 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа. Однако в результате массовых погромов с 1881 по 1906 годы, а затем в ходе Гражданской войны территорию Российской империи покинуло более 2 млн. евреев.
Свидетельство о публикации №213112300893
Вадим Бережной 27.04.2014 20:54 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 28.04.2014 09:44 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 28.04.2014 12:26 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 28.04.2014 15:34 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 28.04.2014 22:07 Заявить о нарушении