Японский нож

В одном из крайних моих рейсов (2003 г. на русском судне) случилось ЧП...
Наш пароход намотал свои же сети на винт.


Рыбачили лососей дрифтерными сетями в нашей 200-мильной экономической зоне (северная часть Тихого океана, к востоку от Камчатки).
Капитан, невзирая на неблагоприятный прогноз, пожадничал и выставил 4 порядка. Порядок это связка жаберных дрейфующих сетей. 1 сеть длиной 50 м с высотою стенки 9 м и ячеей 65 мм. В 1-ом порядке 80-100 шт. таких сетей, т.е. один порядок имеет длину 4-5 км. При хорошей погоде обычно выставляют 6-8 порядков. На непогоду крепко думают - выставлять ли вообще. Но тогда пропадет день, который «год кормит»... или кинуть парочку, авось пронесет...? Но так не случилось.


Утром свежо, пароход болтает, а сети-то сети выбирать нужно. Тут уже не о рыбе думают, а чтобы порядки не потерять, каждый из которых «орудие лова», лишних нет, стоит много денег, а на каждом конце порядка еще и по дорогущему японскому радиобую.


Худо-бедно подняли 3 порядка, а на середине выборки  4-го – его же и намотали…
Концы сетей, которые торчали, срезали, но на винте что-то осталось. Из-за этого «что-то» ход парохода упал настолько, что нас начало сносить ветром. Обороты можно было увеличить, но возникала такая сильная вибрация, что в столовой экипажа, расположенной на корме, невозможно было поставить тарелку на стол, и , кроме этого, лопались лампочки и вываливались с потолка светильники.


Сутки непогоды кое-как продержались, и, по-хорошему, нужно было вызывать спасателей, за которых бы сдернули с капитана по полной. А, кроме того, спасателям из Петропавловска сутки-двое ходу. И кэп, припомнив наши задушевные разговоры, где я похвастался, что тренировался с дайверами, и мог без акваланга проплыть под водою бассейн (50 м), предложил мне хотя бы туда нырнуть и посмотреть – чего и сколько там намотано?


Гидрокостюм и дыхательные прибамбасы оказались неподалеку – у кореша капитана на другом пароходе из нашей дрифтерной экспедиции. Баллоны тоже были, но пустые...
Наши судовые механики, покрутив всю эту хреновину в руках, вынесли вердикт – невозможно. Компрессор есть, но он качает воздух с маслом, которое нужно убирать специальными фильтрами, которых на судне нет. Имелись на борту и баллоны с воздухом от пожарных дыхательных аппаратов, но они не подходили к редуктору по диаметру и резьбе.


Я согласился нырнуть без баллонов на задержке дыхания, попросив завести под корму трос, держась руками за который, и доберусь к винту. Так и сделали.
Кэп выдал мне из своего сейфа новый японский шкерный нож, который я привязал к ноге. На японских рыболовных судах такие ножи расходный материал, а вот на русских пароходах эти ножи были только у самых прошаренных судовладельцев, и выдавались они чуть ли не под расписку.


Сбросили мне для подстраховки спасательный круг на лине. Привязывать конец к себе я не позволил – мало ли за что он может там под водой зацепиться.
Спустился по штормтрапу за борт –  дух захватывает! Волнение, «на уровне моря» оказалось намного «свежее» чем, глядя с палубы...?!


Слегка попугиваюсь, но весь экипаж сверху пялится и, набрав в легкие побольше воздуха – нырнул. Держась руками за трос, добрался до винта, а там... Мама рОдная – он до половины диаметра (1,7 м) умотан сетями, притом, что подборы (нижние и верхние фалы сетей) плотно намотаны у основания лопастей, а сама дель облаком вьется вокруг.


За одно погружение я успел резануть веревки три. А всего за этот «подход» нырнул шесть раз. На палубу меня подняли на веревках – сил не осталось даже подняться по штормтрапу.


После обеда я слегка отошел и процедуру повторили, только на этот раз нож привязал на предплечье левой руки – на загибание к ноге под водой уходило слишком «много» усилий и времени. Осталось фото, где кэп (рыжий) и старпом провожают меня к русалкам.


За второй подход ныряния на задержке воздуха я перерезал больше половины подбор, но при очередном всплытии неловко оттолкнулся от винта и не успел уцепиться за трос. И меня, как надувную бабу, излишней плавучестью прижало к плоскому дну кормы (пояса со свинцовыми грузилами, компенсирующими плавучесть, тоже «в комплекте» не было). Пришлось по кошачьи перевернуться вверх лицом, и обдирая пальцы до крови о скользкие ракушки на днище, скрестись к борту. Наверх меня опять поднимали на «привязи».


Оклемавшись опять, послал подальше авторитет судовых механиков, приволок на мостик все дыхательные прибамбасы и начал думать-смотреть. Есть штуцер редуктора типа «папа»; есть такого же типа штуцер на баллоне противопожарного дыхательного аппарата, только с диаметром побольше и другой резьбой. Требуется их соединить... Чем...? Шлангом!!!
Пошел в завод, полазил в машинном отделении и нашел кусок резинового шланга высокого давления, который с большим усилием накрутил на большой штуцер. На меньший диаметр намотал изоленты и, тоже, накрутил с усилием. У «деда» (старшего механика) взял хомуты и закрепил их на концах шланга. Тихонько открыл вентиль баллона – не шипит!!! Взял загубник редуктора в рот, вдохнул – шипит!!!


За третье погружение (с баллоном) я разрезал остатки подбор, потом намаялся с делью (чтобы самому не запутаться). В общем, за 20 минут (на столько хватило воздуха) я полностью очистил гребной винт и даже успел полюбоваться «окрестностями» – было очень красиво от перелива цвета морской воды со светло бирюзового у поверхности и бархатной темноты «пучины» под днищем судна и в глубине. Русалок не было.
От осознания, что до дна 2 или 3 км, аж щикотно в животе. Зато осуществилась несбыточная мечта – поплавать посреди Тихого океана.


Когда залез на палубу и снял резиновую шкуру, капитан потребовал вернуть ножик «на базу». На что я поинтересовался – есть ли у него совесть?
Нож я не вернул и сам себе вручил его «За храбрость»!
Еще в рейсе соорудил для него экибано из подбор, которые им резал. И в таком виде он до сих пор висит у меня над столом.


Обмывая благополучность всего этого дела, кэп бил себя в грудь, заверяя, что по окончании рейса стребует с шефа фирмы мне бонус. Но, видимо, «забыл». А я хотя и парень скромный, но под пароходы ныряю не часто, и по возвращении с морей, сам завел об этом речь с генеральным. Тот удивился, попросил время для уточнения – убедился, и отвалил мне аж 2 штуки баксов, на которые я купил комп с которого и написал эту нувэллку.

© И. Шатило


Рецензии
Ну, Игорь, я давно тебя знаю. К сожалению, не был с тобой вместе в экспедициях, но то, что ты рассказал сейчас - просто поражает. Я бы так не смог, да и никто на этом судне не смог.
А ты "кабинетный ученый" - смог. Это просто наша контора-КамчатНИРО такая, где любимая работа сделала из сотрудников просто каскадеров, готовых на любой экстрим (за маленькую зарплату ученого). И стиль написания мне понравился. Работай дальше!!!

Виктор

PS. Да, кстати, у меня тоже такой же ножик есть, только у меня ножны простые (дереваянные) - для самых бедных японцев, но подарил мне его самый главный специалист-авторитет по нерке Японии - Масашидэ Карияма.

Виктор Бугаев   24.11.2013 03:35     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!

Виктор Федорович, да разве ж знаешь наперед, где "смог бы" а где нет... в этом случае кому-то надо было...
А, Вам, как "кабинетному ученому", тоже есть много чего вспомнить :) Чего только стоят Ваши маршруты на собачьих упряжках в районе Курильского в 70-х!

Это уменя нож с пластмассовыми ножнами "для бедных японцев", а с деревянными, это подарочный :) Получается, и у Вас такой же нож очень памятный.

Игорь Шатило   24.11.2013 13:55   Заявить о нарушении
Хорошо, что просветил, что нож у меня подарочный - действительно, японцы просто млеют от вещей из натурального дерева. Жду новых рассказов - каждый день по одному. Давай, жми на педаль воспоминаний!!!

Виктор Бугаев   25.11.2013 02:15   Заявить о нарушении
Господа! Лично я бы такой нож постеснялся подарить даже одинокой соседке-разведенке. Слишком опасная и неудобная фигня. Посмотрите у меня как сделать рабочий ножик (в разборных, для чистке ножнах, это чтоб не воняло потом от попавшей внутрь грязи). Пол дня делов, неторопясь, зато потом не будет мучительно стыдно за свою безрукость и леность. И проблем с путными ножами у вас никогда уже не будет. Будете иметь то, что захотите, а не то, что предлагают по дешевке китайские или японские скородельщики. С уважением к обоим, Анатолий.

Анатолий Шишкин   09.12.2013 04:40   Заявить о нарушении
Анатолий, не переживай, нож у меня подарочный для разового использования - харакири сделать только. А уж будет ли он потом вонять - меня интересовать не будет. Шутка!!! Не обижайся.
Я обязательно посмотрю про ножи, что ты мне советуешь. Я думаю, что в мире не так много специалистов, подобных тебе.
С искренним уважением, Виктор

Виктор Бугаев   09.12.2013 04:55   Заявить о нарушении
Правильно! Человек-мыслящий и прямоходящий в своей личной эволюции обязательно должен достигнуть, хотя бы начального уровня человека-умелого. А иначе, что же это за Человек?
Кстати, пахнет не от ножа. Нож можно помыть и почистить. Пахнет из неразборных ножен, их почистить и продезинфицировать очень сложно.

Анатолий Шишкин   09.12.2013 05:21   Заявить о нарушении