Происхождение класса

Эта статья была написана мною в Херсоне в тяжелейшее время для меня в 1994 году, во время веерных отключений света. К сожалению разыскать оригинал в моём стиснутом в несколько десятков коробок архиве практически невозможно и поэтому я по памяти повторю его, видимо неизбежно что-то изменив.

Родительская школа

Дочка, последовательно наблюдая за мамой, годами учится (пооперационно!) мыть посуду, вытирать стол, разжигать очаг, чистить картошку, нарезать мясо, варить борщ. Это – родительская школа. Школа, где обучение регламентируется всем бытоустройством семьи и диктуется внутренними самоорганизованностями матери.


Мастерская школа


Мастер имеет образец и последовательно воспроизводит его. Ученики пооперационно, наблюдая за мастером, осваивают пакет действий ведущих к конечному результату. Одну операцию – ключевую – мастер утаивает – секреты мастера – и это позволяет ему годами эксплуатировать труд своих учеников.

Семейная школа


В многодетных семьях, когда детей больше семи, начинается эскалатор детского самообучения – младшие учатся у старших. Здесь опыт и знания передаются последовательно, неспешно, надежно и многократно.


Найм преподавателей


Версий здесь несколько:

Если Вы - миллиардер. Своему ребенку вы нанимаете преподавателей музыки, рисования, литературы, чтения и письма, математики, физики, химии, биологии. Затем вы отдаете ребенка в самые престижные учебные заведения с многовековой историей. Но: личность не конструируется из предметов. Ребенку предстоит либо встретить своего Учителя, своего Гуру, своего Сенсея, либо не встретить. Девушка не нуждается в таком Учителе. Ей предстоит решать другую проблему – встретить своего истинного мужа. Тоже задачка не из легких. А вот мальчику как воздух нужен именно Учитель. Ваша проблема в том, что вы не знаете, кто это, а встреча предопределяется не вашим состоянием, а выбором небес.

Общее правило гласит: чем меньше детей в группе, тем сложнее в ней работать. Самое тяжелое – работа с одним ребенком. Матери однодетки – самые перегруженные матери мира. А их детки – самые эгоистичные и самые неудовлетворенные родительским вниманием дети. Что влечет целый ряд системных последствий.

Два ребенка - уже внутрисемейное общение. Три – это уже развертывающийся тетраэдр отношений. Больше семи – полноформатная семья.


Если Вы богаты. Вы можете нанять себе одного-трех преподавателей, способных учить ребенка по системе Вальдорфской школы. Так или иначе, но это лучше, чем просто перебор многих специалистов, это более целостная картина мира у ребенка, но… Учителя и здесь нет и не предвидится. В любом случае вы заказываете музыку пока есть на это средства.


Если Вы - лицо среднего достатка. На отдельного суперпедагога денег нет. И тогда вы объединяетесь с такими же, как вы, родителями и в складчину нанимаете всё того же вальдорфца. С группой ему или ей работать намного легче. Так возникает первая версия учебной микрогруппы в три-пять детей.


Если Вы - простой человек. И вы вынужденно объединяетесь с двумя-тремя десятками таких же, как вы сами, людей. В этом случае и возникает версия того, что впоследствии выстроится в класс – в некую одновозрастную группу детей, собираемых вместе для трансляции им всем одновременно образцов и техник, считающихся важными в развитии ребёнка.

Функции школы, как представителя государства

Преподаватель неустойчив, как элемент оргструктуры. Он может заболеть, могут случиться семейные обстоятельства, может выпасть любовь и/или переезд на новое место жительства. Нет и гарантии, что он учит тому, чему надо. Поэтому требуется некий универсальный гарант. Таковым и выступает государство. Оно создает оргструктуры (Минобразования, облоно, роно и т.п.), выступающие в качестве гарантов стабильности и качества обучения. Школа, как структурное подразделение районного звена управления образованием и выступает гарантом в тетраэдре родитель-ученик-учитель-государство.

Таким образом класс является результирующей структурной единицей общеобразовательной школы, которая в свою очередь выступает в качестве представителя государства в процессе обучения ребенка в данной оргструктуре.

Не следует забывать, что школа, в отличие от трех других институтов общества и государства - собеса, медицинской помощи и милиции работающих преимущественно с отклонениями от нормы, работает преимущественно с нормой и потому является нормозадающим институтом.

Главная "технология" первинных школ.

Вообще представление о "маминой школе" равно как и представление о "школе мастера" должно быть существенно расширено.
Основная технология в таких школах одна: "смотри и делай как я". Способность человека повторять движения другого человека - это, видимо, одно из основных, можно сказать базисных начал "естественной педагогики".

На усвоение одного единственного "элементарного" движения уходит, допустим, час.

Если технология чистки картошки включает в себя сто элементарных движений, то требуется сто часов на её освоение.

За один день человек способен освоить четыре новых слова. Значит на словарь из сорока тысяч слов потребуется минимум десять тысяч дней или тридцать лет.
Профессия поштучной выдачи досок включала в свой актив до пятисот специальных движений ит приёмов. На её освоение я потратил сто двадцать дней - примерно по 4 приёма в день. Полагаю, это было близко к максимально возможному результату.

И родительская школа и школа мастера включают в арсенал ребенка тысячи приёмов и техник. Искусство мыть полы и искусство протирать пыль на полочках - это принципиально различные техники телодвижений, принципиально несовместимые стратигемы деятельности на уровне выполнения. Искусство мыть различные виды посуды - это еще один сложнейший набор движений и пониманий существа процессов. В "мамину школу" девочка "ходит" с двух лет до двадцати четырех - двадцати восьми. В школу мастера ученики порой "ходили" до сорока лет.
Такая продолжительность, неспешность и обстоятельность гарантировала надежно высокий "выход", высочайшее качество усвоения и предоставляло широчайшие возможности для последующего самосовершенствования.

О способностях

Способность к той или иной деятельности, это способность усваивать за меньшее время большее число единиц умений, техник, стратигем. Эркю шахматиста - это его способность считать варианты на определенную глубину расчета ходов. Чем больше ходов в глубину считает шахматист, тем сильнее его эркю - его как бы "встроенный" в мозг шахматный сопроцессор (или активизированный в мозгу"). Кандидат в мастера считает на пять семь ходов. Мастер на 8-12. Гроссмейстер на 9-12. Супергроссмейстеры считают на 15 и более ходов.
Если обычный человек усваивает четыре новых слова в сутки, то люди одаренные "схватывают" по пятнадцать-двадцать пять слов в сутки.

О развитии способностей.

Если способностей нет, то и "развивать" нечего.


Рецензии