На Волге-реке. По волнам

  То, о чем пойдёт речь ниже, всего лишь короткие воспоминания о теперь уже
давних годах, проведённых на водных просторах Большой Реки, но ни в коей
мере не рекомендации по плаванию на моторных лодках.
  Высота волны, выше которой на дюралевой лодке плавать не рекомендуется,
записана в паспортных данных на каждый тип лодок фабричной постройки.
Так, для «МКМ» это всего лишь 25 сантиметров. Конечно, на эту высоту волны
можно ориентироваться, если желаешь плавать без заметных неудобств.
Но тогда придётся долго ждать безветренных дней, которые, подумать только, не
обязаны совпадать с твоими выходными...
  На самом деле, даже в безветренную погоду приходится сталкиваться с
волнами гораздо большего размера, например, от проходящих судов. Правда, это
лишь одиночные волны, или группа волн, но, тем не менее...
А ветру вообще не прикажешь... Поэтому, плавать при волнении выше
рекомендованного — дело обычное.
  Моя тупорылая «эмкаэмка» очень даже чувствовала волну, превышающую
паспортную, и, хотя, после удара о волну она быстро задирала свой высокой
плавучести нос, но сильно притормаживалась и выдавала веер брызг,
обрушивавшихся на головы судоводителя и пассажиров. Были, конечно, свои
хитрости: чтобы уменьшить каскады брызг, на волну старались восходить бочком,
то-есть, не в лоб, а под углом, а идти вдоль волны под острым углом было
совсем здорово, ощущались только плавные переваливания с борта на борт.
Если предстояла долгая поездка по волнам, то старались весь груз, находящийся
в лодке: канистры с бензином и питьевой водой, рюкзаки, палатки и т.д.,
сместить назад, к корме. При сильном волнении перед выходом изменяли угол
наклона двигателя относительно транца, чтобы усилием гребного винта
дополнительно поднять нос лодки на ходу.
  До перекрытия Волги плотиной ГЭС ширина реки была порядка километра
и волна редко разгуливалась до высоты метр или более, да и то только при
низовом (против течения) ветре, да в некоторых узкостях, где сталкивались
волны с разных направлений. Ходить по таким волнам на «эмкаэмке» было,
прямо скажем, малоприятно и даже рискованно, но иногда деваться было просто
некуда, когда не было времени пережидать ветер.
  Несколько раз пришлось «эмкаэмке» преодолевать волны размером явно
больше метра, правда, неприродного происхождения. Запомнились эти встречи
скорее как забавные эпизоды. Был случай, когда мы с товарищем возвращались
с рыбалки в полной темноте пасмурной августовской ночи. Мы шли по правой
стороне, ориентируясь на блеск воды у тёмной кромки берега. Навстречу, светя
огнями, шёл двухпалубный колёсный (тогда ещё были такие) пассажирский
пароход. Фарватер проходил поблизости от правого берега и мы разминулись на
довольно близком расстоянии, метрах в тридцати - сорока. Не ожидая подвоха,
мы неслись на скорости, близкой к максимальной.
  Вдруг возникло ощущение, что нас подкинуло на трамплине и мы — в полёте!
Через пару секунд лодка с такой силой плюхнулась об воду, что передняя
скамейка лодки проломилась и мы с товарищем оказались сидящими, поджав
ноги, как в восточной чайхане - на днище лодки... Разглядеть эту
волну - трамплин в темноте не удалось.
  В другой раз, тоже после рыбалки, но при хорошем дневном свете нам
нужно было обогнать мощный, идущий на полной скорости порожний буксир.
Наша скорость была всё-же раза в полтора выше и не хотелось тащиться за
буксиром оставшиеся десятка три километров. А проблема была вот в чём.
  Скорость теплохода-буксира превышала скорость естественного распространения
волн по воде (так же, как сверхзвуковой самолёт обгоняет свои звуковые
волны), поэтому за ним двумя лучами углом вперёд шла только одна крутая и
высокая волна: от правого берега до левого . Ещё издали мы наблюдали сцену,
как одна «Казанка» проделала попытку преодолеть эту волну. Сначала увидели
задранный почти под 90 градусов к горизонту нос «Казанки», потом так же
отвесно мелькнула её корма с оголённым гребным винтом и всё исчезло.
  Стало жутко, показалось, что лодка нырнула прямо на дно... Но, к счастью,
нам просто не было видно лодки из-за высоты волны: скоро она показалась по ту
сторону волны со своими пассажирами на борту, испуганно удирающей, как нам
показалось, на максимальных оборотах. Нам предстояло повторить
акробатический этюд «Казанки».
  Когда подобрались к буксиру поближе, то разглядели, что волна, по сути,
не сплошная, а состоит как бы из цепочки волн: там, где кончается одно звено
и начинается следующее звено из цепи бугров воды, есть небольшая, на вид
уютная ложбинка. Возникла идея - проскочить по одной из таких ложбинок
между водяными буграми (буквально сквозь волну) на другую её сторону.
Въехать в ложбинку можно было только, двигаясь от вершины цепочки, то-есть
от буксира.
  Так и сделали: подплыв к буксиру поближе, поворачиваемся вдоль левой
цепочки волн и на полных оборотах влетаем в избранную ложбинку...
Начинается кошмар... Ложбинка-то много ниже уровня воды! Соскользнули в
неё, как в яму, как в дыру... Водовороты... Справа и слева над головой — горы
кипящей, шипящей, пузырящейся воды, а между — только лоскуток синего неба...
Впереди вода пониже, как бы просвет, надо рулить туда, лихорадочно верчу
баранку, но лодка не слушается, полная потеря управляемости... Проходит
секунды три, и нас, как ни в чём не бывало, выносит в спокойную воду по
другую сторону волны. Светит солнышко, мотор работает, лодка чутко реагирует
на повороты руля, идём в сторону дома.
  С заполнением водохранилища пришлось пересесть на другую, более
«мореходную» лодку - «Казанку 5М1», у которой допустимая по паспорту высота
волны была в три раза выше — 75 сантиметров. Лодка имела острые обводы и
легко резала волну, не сбрасывая скорости. Однажды, эксперимента ради,
я попробовал обогнать почти такой же буксир напрямую, перпендикулярно его
волне. Лодка эту волну буквально проткнула насквозь, при этом вершина волны
прокатилась по палубе, ветровому стеклу и обрушилась в кокпит. Доброе ведро
воды при этом заполнило капюшон моей штормовки за спиной...
  В водохранилище условия плавания на лодках сильно усложнились: ширина
реки против стоянки увеличилась раза в четыре, а в тех местах, куда прежде
ездили спиннинговать, километров до двадцати-тридцати. ВетрА и довольно
крупная волна стали явлением почти постоянным. Наши понтоны волнами
размолотило в первый же водохранилищный сезон, все лодки приходилось
теперь после плавания вытаскивать на берег. При сильном ветре разыгрывалась
такая волна, что лодкам любой мореходности зачастую выходить в плавание
было просто опасно. Бывало, что, будучи застигнуты непогодой на рыбалке, нам
приходилось по нескольку дней выжидать , укрывшись где-нибудь за островами.
  Когда пережидать было невозможно, как это однажды случилось перед одной
командировкой с уже имевшимися на руках билетами, приходилось рисковать...
Неожиданно разыгравшийся низовой ветер поднял такую волну, что стало
понятно - скоро не утихнет, нужно быстрей выбираться, пока шторм ешё не
достиг своего максимума... Все грузы — назад... Подвеску мотора - накренить для
увеличения дифферента на корму... Тент — поднять, чтобы не захлестнуло при
зарывании лодки во встречную волну, надеть спасательные жилеты, и — в путь...
  Из всех передряг, в которые случалось попадать, этот случай был, пожалуй,
из первой пятёрки самых неприятных и опасных... Три четверти пути надо было
идти против волны, а её высота была порядка двух метров, и промежуток
между волнами превышал длину корпуса лодки... Приходилось постоянно
маневрировать, обходя, по возможности, самые крупные водяные валы,
прибавлять и убавлять обороты двигателя, чтобы уменьшить зарывание носа
лодки в волну. Лодка то взбиралась на очередную водяную гору, то ухала куда-
то вниз, пока, наконец, не добрались до точки, где можно было повернуть
вдоль волны — к противоположному берегу, к месту нашей стоянки...
  Кроме волн, были в водохранилище и другие напасти, подстерегавшие
лодочников... Но об этом - разговор отдельный...
2013


Рецензии