Любовь и Смирение

Читаю в Православной энциклопедии определение свойств любви, святителя Игнатия Брянчанинова:
"Любовь – изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию.
Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице.
Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе.
Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела.
Несказанное наслаждение тела радостью духовною.
Упоение духовное.
Расслабление телесных членов при духовном утешении.
Бездействие телесных чувств при молитве.
Молитвенная сила, побеждающая грех.
Просвещение ума и сердца.
Разрешение от немоты сердечного языка.
Мир Христов.
Отступление всех страстей.
Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым.
Богословие.
Познание существ бестелесных.
Сладость и обильное утешение при скорбях.
Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения".

Я была приятно удивлена, что все свойства любви, открывающиеся в подвижничестве, перечислены в энциклопедии. Но вдруг увидела, что все эти свойства, обретаемые подвижником, являются сущностью Любви, включены в Любовь. То есть, Любовь состоит из этих свойств и являет их людям. Эти свойства имеют в себе Любовь. И явление каждого свойства, начиная от самого первоначального, есть явление Любви, обретение ее свойств и проявление в жизни.
«Изменение во время молитвы» - любовь постепенно, не является даже, а узнается, признается подвижником, распознается. Как новорожденный по запаху молока, по голосу, по ласке, заботе узнает свою маму среди прочих присутствующих и устремляет в том направлении свои глазки, туда поворачивает свою головку!
Мамочка наша Небесная – Любовь! Она всегда рядом, но мы ее не можем распознать, пока не начнем питаться словом Божиим, молитвой.
Мне захотелось посмотреть, как объясняется в энциклопедии слово смирение.
Определение свт. Игнатия Брянчанинова:
"Смирение – Страх Божий. Ощущение его при молитве.
Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие.
Глубокое познание своего ничтожества.
Изменения взгляда на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.
Явление простодушия от живой веры.
Ненависть к похвале человеческой.
Постоянное обвинение и укорение себя.
Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему мирскому.
Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом.
Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Отвержение премудрости земной, как непотребной для Неба.
Презрение всего, что в человеках высоко и «мерзость пред Богом» (Лк.16,15).
Оставление словооправдания.  Молчание перед обижающими.
Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского".

Видна картина сотворения нового человека. Любовь – питательница, хранительница. Смирение обозначено тождественно страху Божиему. Почему? Я считала смирение результатом действия страха Божьего. Свойства страха Божьего и смирения – есть одна сущность, одно естество? Страх Божий – воспитатель, путеводитель по путям Божьим. А смирение? Свойства нового человека, богоподобного.
Человек, в котором живет страх Божий – есть смиренный?
Смирение – с миром, мир, тишина Божия – естество Божие.
Приближаясь к Богу, подвижник начинает испытывать страх Божий что-то сделать не так, боится быть уловленным бесами, боится потерять милость Божью. Страх Божий – это свойство Отца Небесного наставлять, вразумлять?
И тогда питаясь любовью, исполняя наставления и вразумления Страха Божьего, подвижник становится чадом Божьим, миром, тишиной, смирением. Господь сказал – мир Мой даю вам…
Совершенно иначе раскрываются вроде бы знакомые понятия…
Любовь к ближним братская, зрение в ближних образа Христа…
Если Христос в ближнем нашем, в его дыхании дыхание Божье, во мне Христос и Отец, Который благ и милостив, и мирен – то и  я должна относиться к людям так, как из меня относится к людям Христос Своими свойствами. А я порчу имя Божие плохим отношением к людям, а, значит – к Богу, пребывающему в людях и во мне, т.е. я Его распинаю!  Прости меня, Боже.
Если я отношусь к людям по привычке старой слушать бесов, я мажу одежды Божьи, которые облачены на меня. Прости меня, Боже.
Каждый из людей должен относиться к другим с миром и любовью, зная, ощущая, что внутри нас Бог. Мы дышим Богом в минуты мира и тишины. Но мы дышим огнем змеиным, бесовским в гневе, ненависти, злобе.
Спаси меня, Боже от властолюбия, даруй мне, Боже, простодушие и исполнение советов Божьих.


Рецензии
"Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям." -свт. Игнатий (Брянчанинов)

"Слепые судьи часто признают смиренным лицемера и низкого человекоугодника: он – бездна тщеславия.
Напротив того, для этих невежественных судей представляется гордым не ищущий похвал и наград от человеков, и потому не пресмыкающийся пред человеками, а он – истинный слуга Божий; он ощутил славу Божию, открывающуюся одним смиренным, ощутил смрад славы человеческой, и отвратил от нея и очи, и обоняние души своей.
Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.
Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его – велик Бог, велико – Евангелие. Оно стремится к ним, не удостоивая тление и суету ни внимания, ни взора.
Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности, называют гордостью.
Есть святой поклон от смирения, от уважения к ближнему, от уважения к образу Божию, от уважения к Христу в ближнем.
И есть поклон порочный, поклон корыстный, поклон человекоугодливый и вместе человеконенавистный, поклон богопротивный и богомерзкий: его просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их (Лук.4:7).
=и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.=
Сколько и ныне поклоняющихся для получения земных преимуществ! Те, которым они поклоняются, похваляют их смирение.
Будь внимателен, наблюдай: покланяющийся тебе, покланяется ли из уважения к человеку, из чувства любви и смирения?
Или же его поклон только потешает твою гордость, выманивает у тебя какую-нибудь выгоду временную.
Великие земли! Вглядись: пред тобою пресмыкается тщеславие, лесть, подлость!
Они, когда достигнут своей цели, над тобой же будут насмехаться, предадут тебя при первом случае.
Пилат обиделся Христовым молчанием, которое ему показалось гордым. «Мне ли, – сказал он, – не отвечаешь, или не знаешь, что имею власть отпустить Тебя и власть распять Тебя» (Ин. 19:10). Господь объяснил свое молчание явлением воли Божией, которой Пилат, думавший действовать самостоятельно, был только слепым орудием. Пилат от собственной гордости был неспособен понять, что ему предстояло всесовершенное смирение: вочеловечившийся Бог.
Высокая душа, душа с надеждою небесною, с презрением к тленным благам мира, неспособна к мелкой человекоугодливости и низкопоклонности. Ошибочно называешь ты эту душу гордой, потому что она не удовлетворяет требованию страстей твоих."
-Из труда святителя Игнатия (Брянчанинова) "О прелести"
Любовь-это Мировоззрение не делящее добро и зло.
Смирение-это следование воле Божией (Законам Мироздания) и ничему и никому более.

Благословений нам.

Ваня Сталкер   07.02.2024 10:35     Заявить о нарушении
Благодарю.
Всех благ Вам.

Раиса Лебедева   07.02.2024 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.