Про школьное сочинение
Те же тысячу раз « да» - отличницей и комсомолкой.
Зачем это написала?
От прошлого не отказываюсь, грязью его не пачкаю, любимое в нём – люблю, понятное- понимаю, непонятное когда-то – кое-что поняла со временем, а кое-что так и осталось с вопросами – риторическими и обыновенными – недоумёнными...
О них, возможно, ещё напишу, а пока – про школьную литературу.
Признаюсь сразу- сочинения я ждала.
Любые.
Сейчас бы сказала, что меня привлекал анализ писательского мастерства- жило во мне непреходящее изумление перед словами, перед искусством слова...
Вот это: « Как написано!!!??? « - и дальше только звук своего сердца, да пересохшее от непонятного волнения горло...
Как написано ? Рассказывали в школе и про метафоры с образами, и про отражение интересов рабочего класса, и про героев нашего времени, но как-то ...
Этого было мало, а в школьной библиотеке был К. Паустовский и его « Золотая роза» стала той книгой, которую я не просто прочитала, а переписала в свой читательский дневник, который к тому времени был уже «многотомным» собранием из разных тетрадочек.
Да, был такой – читательский дневник, который вела потому что учительница , нам –только третьеклассникам – посоветовала это делать.
Она же и расказала, как его оформлять.
Вот в этом оформлении и было задание: написать своё мнение о прочитанной книге.
Признаться, меня эта часть оформления дневника привлекала больше всего.
Возможно поэтому( или ещё по каким-то другим причинам- или без них ) , когда мы в школе стали писать настоящие сочинения, то одно из обязательных требований к ним – выразить своё отношение к литературному произведению или литературному герою – казалось мне самым интересным.
Как я отношусь к .... и дальше мог бы идти список литературных героев всех произведений, изучемых в моей советской школе.
Сегодня могу с бОльшей, чем сто процентов, уверенностью сказать, что в сочинениях бывшей отличницы были не только освоенные оценки «представителей» того или сего, но и настоящее личное мнение.
Очень хочу быть услышанной - в советской школе , в живом деле изучения литературы, было специальное время и место для самостоятельного мышления ученика как читателя.
Назову его ещё раз требование школьного сочинения: выразить отношение к прочитанному, к тому, о чём идёт речь в теме сочинения.
За этим требованием - одно из самых трудных человеческих действий - рефлексия.
В нём школьнику надо решить и вопрос о том, что правильно в оценке произведения, а что – его мнение, его личное, читательское мнение.
Вот он – выбор, где , -хочу обратить на это внимание,- нужна своя позиция как читателя, своё Я, пусть иногда ( чаще всего ) и завуалированное в безличном «мы», « нам», « для нас»...
Можно сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках разных способов преподавания литературы, качестве её и количестве, но... позиция читателя и позиция аналитика ( критика, текстолога и пр. ) – это разные позиции, построенные на разных средствах и способах анализа литературного текста , а значит и на разных средствах и способах самоанализа, проявляющихся в формулировках отношения к тексту.
Позиция читателя в большей степени ориентирована на интерес к себе, а позиция аналитика – на интерес к автору и его тексту.
Похоже, что нас учили читать с разных позиций.
Это было, как я уже писала, в советской школе. Факт истории моей родины. Факт моей жизни.
Кого он интересует ....
Пусть и никого, но он – о тех благих намерениях , которыми изобилует жизнь любого общества, когда речь идёт о содержании и формах государственного обучения детей и молодёжи...
Намерения формулируются как методические указания для народных школ, а эти школы обязаны превращать их в уроки.
Я только чуть – чуть рассказала об уроках, где реализовывалась благая идея о новом человеке коммунистичекского будущего.
Он должен был бы владеть рефлексией- умением задавать самому себе вопросы. Вот они: что я делаю? Как я делаю ? Почему я делаю так, а не иначе ?
Примечание: не было у меня детской ( или взрослой ) мечты стать писателем, нет её и сейчас. Есть и было желание писать – рассказывать о том, что узнаю сама, другим людям.
О чём писать ? Что сама-то хочу знать...? Писать хочу о людях. Людям о людях. Нужно ли им это ... ( Заканчиваю тремя точками, а не знаком вопроса. Может быть, боюсь услышать правдивый ответ... Может быть... )
Картинка- моя. Коллаж из отсканированной страницы моего школьного сочинения и обложки тетради, где это сочинение написано. Оформление обложки и страниц было сделано в те годы вручную цветными карандашами.
Свидетельство о публикации №213112401838
далекого прошлого мне было ин-
тересно прочесть Вашу работу.
Осталась тоска по старой школе.
И , конечно, по сочинениям на
свободную (и не только)тему.
Приглашаю Вас, Галя, на урок ли-
тературы в мой класс. "Деревень-
ка моя". Скучно не будет.
С уважением.
Фаина Нестерова 23.11.2022 18:25 Заявить о нарушении
Галя -Галина 13.02.2023 11:48 Заявить о нарушении