А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 59-60

                Глава 63. ТРУД И ОБЩЕСТВО

                «Можно уважать труд, но нужно понять его
                высокое назначение»
                (Агни-Йога, Братство, Надземное,ч.3,с.540-541)

      Ранее, говоря о человеке, мы уже останавливались на характеристике и роли труда1) в его жизни. В этой главе мы вновь вернемся к вопросу труда, но уже в масштабах общества и всего человечества.
      Становление и развитие общества и человечества было непосредственно связано с трудовой деятельностью человека. Посредством труда человек и общество воздействовали на Природу, видоизменяя ее или приспосабливая для удовлетворения своих «жизненно важных» и других  формирующихся или сформированных потребностей.
      Мы уже ранее говорили, что труд представляет собой осознанную целесообразную деятельность людей и, говоря с позиций общества, она направлена на удовлетворение потребностей и желаний общества. Говорилось также о соотношении понятий потребность, желание и необходимость, и все это можно перенести и относительно общества.
      Взгляды людей на роль труда с позиций общества изменялись на протяжении всего существования человечества. Оценки этой роли можно рассматривать со следующих позиций: труд - это  жизненная необходимость человека; труд - это желание человека преобразовывать (приспосабливать) Природу; труд - это удел части людей; труд - это наказание для человека и т.д..
Марксизм, характеризуя роль труда в развитии общества, отмечает, что необходимым условием материального производства в обществе и для его развития является наличие окружающей Природы, как естественных условий существования человека, постоянный рост народонаселения, требующий увеличения производства материальных благ. Подчеркивая влияние Природы на развитие общества, марксизм указывает, что она способна затруднять или замедлять материальное производство, либо способствовать и ускорять его, а сами люди, воздействуя через труд на Природу, развивают свои способности. Сам же труд рассматривается как процесс, совершающийся между человеком и Природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Данный подход ограничивает понимание труда в обществе лишь сферой производства материальных благ и не включает в себя производство нематериальных благ. Сам труд здесь рассматривается уже как следствие, причина же которого остается нераскрытой.
Не дает аргументированного ответа на место труда в жизни общества и религиозное толкование труда, как наказание человечества за нарушения его прародителей.
Чтобы понять роль труда в жизни человека и общества, необходимо выявить весь комплекс существующих и действующих объективных закономерностей, связанных с трудовой деятельностью, а не лишь некоторые, известные нам ныне. Для этого рассмотрим труд в более глубоком смысле, нежели его трактуют вышеуказанные взгляды, включая в это понятие не только деятельность по производству материальных благ, необходимых для существования человека и общества, но и все другие виды трудовой деятельности.
«Мы утверждаем труд, как мировую ценность. Мы называем труд источником целебного ритма. Мы твердим, что труд дает истинную радость труженику. Мы полагали труд в основу семьи и государства, но теперь следует добавить еще самое значительное качество труда - он дает радость не только самому труженику, но и кому-то уявленному».(23,с.579-580)
Ограничивая понимания труда лишь внешними условиями жизни (производство материальных благ, необходимых для существования человека и общества), мы освещаем лишь один из аспектов трудовой деятельности и взаимоотношения с Природой. Фактически мы говорим о труде, как физической деятельности, как необходимости, посредством которой существует сам человек, как биологическое существо. Но мы уже знаем, что в основе любой деятельности лежат процессы сознания, протекающий на тонких Планах, которые могут реализоваться и реализуются затем в реальной физической деятельности.
«В деятельности и делах практических, совершаемых с помощью тела, могут встретиться препятствия; поэтому ими следует заниматься только тогда, когда к обычным человеческим заботам ведут предметы, относящиеся к созерцательной жизни».(9,с. 626)
Каждый человек, независимо от того, какую роль он играет или какое место он занимает в обществе, прежде всего является структурной частью совокупности, именуемой обществом. Само существование человека предполагает определенную активность, без которой он не только не сможет развиваться, но и вообще жить. Следовательно, наличие необходимой активности является для человека жизненно необходимой. Однако в данном случае нас интересует не любая активность, а именно та, которая связана с трудовой деятельностью, под которой необходимо понимать взаимодействие человека с окружающим Миром с целью обеспечения своего существования и удовлетворения своих потребностей.
Как уже было сказано, в обычном понимании трудовая деятельность сводится к производству материальных благ, без которых ни сам человек, ни общество не может существовать. Это, в первую очередь, производство  питания, одежды, строительство жилья и создание хотя бы элементарных жилищных и бытовых условий. Так уже говорилось раньше, что уже на этом этапе необходимо существование в обществе части (группы, слоя населения и т.п.) людей, которые бы всем этим занимались и, причем, каждый занимался бы той деятельностью, к которой он предрасположен исходя из своих природных данных или предназначения.
Следовательно, производство материальных благ для отдельно взятого человека или общества в целом, является необходимым условием поддержания Физического Плана человека и общества. И человек, и общество, состоящее из людей, исходя из нынешнего эволюционного этапа развития в Планах Бытия, не могут существовать без Физического тела, поддержание которого осуществляется в том числе и с помощью преобразования материального мира.
По мере возникновения других потребностей у человека и общества, а также по мере познания мира, возникает необходимость в множества других видах трудовой деятельности, участники которых, хотя сами и не производят материальных благ, но участвуют в их переработке, транспортировке или распределении, а также выполняют определенные функции в обществе, без которых общество не может обойтись. Медицина, образование, культура, оборона и другие сферы деятельности в большинстве своем не имеют отношения к самому процессу производства материальных благ, но без них, особенно без медицины и обороны само устойчивое существование общества становится проблематичным.
Что же касается деятельности работников культуры, то они являются своеобразными творцами Астрального тела общества. И если каждый человек сам по себе уже обладает таким телом, может сам его совершенствовать, то применительно к обществу именно работнику культуры также формируют новый Астральный План общества.
Деятельность людей в сфере образования формирует Ментальный План общества. Однако совокупность полученных человеком знаний еще не означает уровень развития его Ментального тела, поскольку только осознанные знания являют собой показатель уровня развития Ментального Плана человека. Чисто физическая сумма знаний, порой признается в качестве интеллекта2) или эрудиции3), однако это еще не означает уровень соответствующего ментального тела. Подобно тому, как  человек может обладать большим физическим телом, то есть телом с большим весом, это еще не означает высокий уровень совершенствования этого тела. Ведь речь идет о качественной, а не количественной характеристики полученных знаний, которые в конечном итоге образуют целостную структуру знаний о Мире. В противном случае любой современный компьютер можно рассматривать как аппарат очень высокого уровня развития «ментального тела», что само по себе не только нереально, но и недопустимо.
Именно эти три Плана (Физический, Астральный и Ментальный) являются первичными для существования как отдельно взятого человека, представляющего собой живое существо в физическом теле, так и общества в целом. Но, как мы говорили ранее, анализируя взаимодействие этих Планов, чем гармоничнее это взаимодействие, тем совершеннее форма (и человека и общества). Обеспечение гармонии между этими Планами - еще один вид деятельности, связанный с управленческой деятельностью. В дальнейшем, когда мы будем анализировать происхождение государства, его структуры и функции, мы более подробно остановимся на этом вопросе. Сейчас же ограничимся лишь констатацией того, что управленческая деятельность также является одним из видов трудовой деятельности, необходимой обществу на определенном этапе его существования. Суть управленческой деятельности и ее реальное предназначение будут более подробно раскрыты позднее.
Что же касается деятельности в области формирования Духовного (Буддхического) Плана применительно к обществу, то к ней необходимо отнести тех, чья деятельность выходит за рамки познания и использования Мира только в интересах материальных потребностей общества или потребностей его астрального и ментального уровней. На ранних этапах существования человечества к ним можно отнести деятельность жрецов, других религиозных деятелей, позднее философов, не говоря уже о тех, кому были реально даны сокровенные знания при Посвящениях. (Я не имею в виду шаманов и различных колдунов, существовавших на самых ранних этапах человечества, поскольку уровень их Духовного Плана, а следовательно и Духовного Плана племен и других первичных сообществ людей, был еще в самом примитивном состоянии.)
На современном этапе существования человечества на роль духовных лидеров все больше претендуют те, кого сейчас принято считать политиками  - руководители партий и общественных организаций. Однако, если мы вспомним то, что говорилось в предыдущей главе, то станет очевидным, что ни один из нынешних известных политиков объективно не может быть действительным духовным лидером, обеспечив единство и гармоничное развития  всего общества. Даже представители религии, которых именуют духовными отцами, лидерами и т.п., хотя и в состоянии сплотить вокруг себя определенную часть людей (не только в рамках отдельно взятого государства, но и порой в масштабах всего человечества), но, в силу нынешнего состояния основных религий, их взаимодействия между собой и, особенно с наукой, говорить о развитии и совершенствовании Духовного Плана общества, а тем более человечества, весьма проблематично.
Во все времена, в том числе и сейчас были и есть люди, пытающиеся работать в этой сфере, и само это стремление похвально, поскольку, если это способствует единству общества и его самосовершенствованию, даже незначительному, любой вклад в эту сферу деятельности важен и значим. Но столь же значимы и ошибки,  допущенные ими в этой сфере.
Именно поэтому говорить о труде в сфере Духовного Плана сейчас можно лишь относительно. Да, это труд, труд еще более тяжелый и неизмеримо ответственный, но ставить его в ряд с другими ранее перечисленными направлениями трудовой деятельности быть может сейчас и нет смысла. Чтобы быть таковыми, его исполнителям необходимо быть на уровне Будды, Христа или других известных истории реальных духовных лидеров.
В основе любой трудовой деятельности лежат процессы, происходящие в сознании человека (в сознании общества), которые сами являются следствием определенного воздействия на человека (общество) окружающего Мира, а побудительные мотивы к какой-то деятельности является стремлением человека отреагировать на это воздействие. Ведь неслучайно материализм, характеризуя труд, отмечает в нем одним из трех моментов целесообразную деятельности человека. Эта целесообразность и есть результат деятельности сознания.
«Не думайте, что многие понимают прекрасное созвучие труда. Также немногие понимают различие между общей работой и индивидуальной; для них это просто противоречие, между тем, это лишь эволюция. Люди не должны терять индивидуальность, но  в  хоре  каждый  голос  служит  общему  успеху».(23,с.220-221)
«Человечество начинает понимать труд, как высшую ценность. Труд считается высшим мерилом. Но все же многие полагают, что труд есть проклятье. Откуда же рождается такое несправедливое суждение? От непонимания Надземного Мира.
Не хотят люди знать основ Надземной жизни. Они не понимают, что труд является освобождением от самости, иначе говоря, от самого вредного свойства, мешающего в достижении надземного творчества. Труд высокого качества позволяет человеку вознестись над низменной самостью. Творец в час истинного вдохновения не думает о себе. Труженик, стремящийся к лучшему качеству, не будет земным рабом самости. Поэтому дар труда есть освобождение от самости».(23,с.577)
Из этого следует, что труд необходимо рассматривать как одну из форм достижения гармонии с Природой. Пусть это не покажется парадоксальным, видя как губительно сказывается деятельность человека на Природу сегодня. Мы говорим о деятельности, обеспечивающей гармонию человека с Природой, а не о той, которую мы можем наблюдать в современном мире. То, что мы сейчас производим, многократно может удовлетворить реальные оптимальные потребности всего человечества, если бы само человечество находилось в состоянии гармонии друг с другом. Другое дело, когда современные потребности людей и ориентированное на них производство материальных благ  во много раз превышает реально необходимые потребности людей для их оптимального существования, но никогда не смогут достичь уровня удовлетворения «растущих потребностей» людей. Как уже ранее говорилось, речь, в данном случае, идет не о реальных потребностях людей, а о их прихотях, основу которых формирует понимание, что человек должен быть удовлетворен во всех своих материальных потребностях. Никогда, ни в каком обществе все его члены не смогут удовлетворить свои необузданные потребности, что, в свою очередь, всегда будет являться причиной дисгармонии в обществе, а отсюда, причиной различных конфликтов как внутри общества, так и во взаимоотношениях нескольких обществ и всего человечества в целом.
 Поскольку достижение такой гармонии реализуется через совершенствование самого себя, своих способностей и потребностей, условий существования и взаимодействия Природы и общества, можно говорить о труде, как деятельности, направленной на совершенствование человека путем взаимодействия с окружающей средой. Любая деятельность человека и общества - есть стремление к совершенствованию на различных уровнях его понимания. Такое понимание труда позволяет говорить о любом труде как о творческой, созидательной деятельности. Другое дело, что, в силу незнания, у человека и в обществе могут складываться различные, в том числе и неправильные, представления о гармонии, созидании и совершенствовании. Потому мы часто расцениваем как труд и такую деятельность, которая связана не только с созиданием, не только с установлением гармонии, но с разрушением окружающей среды: производство оружия, войны и другие виды насилия к людям и Природе.
Производство материальных благ, несомненно, является необходимым условием для существования человека и общества, но в пределах, реально необходимых для разумных потребностей. И в этой связи трудовая деятельность имеет особое значение. Само по себе формирование реальных потребностей человека и общества непосредственно связано с постижением уровня гармонии с Природой. Это не может не отразиться на совершенствовании сознания.
«...Знание есть преддверие труда. Качество труда порождается знанием. Без знания невозможно высокое качество. Каждый труд предполагает предварительное знание».(23,с.515)
В свою очередь само количество труда, в связи с этим, может быть значительно сокращено. Кроме того, повысится ответственность за качество труда и его организацию. Высокие требования к качеству труда предъявлялись во все времена существования общества и достигалось различными способами. Но только свободный и творческий труд способен открыть новые перспективы для производства качественных товаров.
«Каждое учение прежде всего заботиться о качестве, тем самым каждый труд должен стать высоким. При разрастании областей труда качество сделалось особенно насущным. Сотрудничество разных областей потребует и одинаково высокого качества -это относится как к умственному труду, так и к физическому. В области умственного труда заметно расхождение устремлений. Мнения могут быть различны, но качество их не должно быть уродливо. Может быть большое знание и малое знание, но оба могут братски следовать в познавательном устремлении».(23,с.139)
Чаще всего мы определяем качество товара по определенным установившимся критериям, порой оцениваемым посредством восприятия нашими органами чувств (вкус, цвет, запах, ощущения и др.) или в ходе использования (эксплуатации) объекта потребления. Но любая вещь, созданная в ходе трудовой деятельности, являет собой некий объект, обладающий соответствующей энергетической характеристикой. Кроме собственной энергетики, свойственной соответствующей совокупности вещественного уровня, каждая вещь несет на себе еще и энергетические наслоения, связанные с самой трудовой деятельностью ее создателя. Именно поэтому важно психологическое отношение производителя товара к своей деятельности и конечному результату. Вещь, созданная с отрицательными мыслями, эмоциями, а таковое может быть, когда процесс создания носит насильственный характер или когда сам труд является обременительным, даже внешне отвечающая установленным требованиям к качеству, в  результате  наслоения  отрицательной энергетики, длительное время продолжает оставаться носителем такой энергетики. Потребление, например, таких продуктов питания не только снижает их полезность для организма человека, но и даже может быть причиной различных заболеваний.
Такие же последствия могут быть и при использовании непродовольственных товаров с той лишь разницей, что длительное использование их человеком способно со временем снять этот отрицательный энергетический след. В тоже время товар, произведенный аппаратами без непосредственного участия человека вообще не обладает какой-либо дополнительной положительной энергетической информацией, кроме той, которая заложена в самом товаре. Товар же, созданный, как говорится, с любовью, с душей, сопровождаемый положительными эмоциями и мыслями и доставляющий радость самому его создателю, обладает дополнительными положительными энергетическими наслоениями, что повышает его ценность в использовании.
«На каждом рукоделье наслаиваются частицы человеческой сущности. Не только состояние здоровья творителя остается на вещах, но и духовное устремление навеки неразрывно остается на предмете. Потому так важно, чтобы вещи создавались в добром желании».(23,с.235-236)
По мере изменения условий производства материальных ценностей совершенствовались не только средства производства, но и организация труда. Именно этому аспекту труда хотелось бы уделить отдельное внимание.
На современном этапе производство материальных благ труд все более приобретает характер коллективного не только в плане непосредственного производства товара, но и всего процесса от создания (получения) сырья до реализации уже готовой продукции. Именно поэтому организации труда необходимо уделять особое внимание и, в первую очередь, значению коллективного труда. (Нет смысла останавливаться на истории становления коллективного труда,  его предпосылках и роли в этом определенных общественных отношений. Этому посвящено достаточно много трудов различных авторов.) Хотелось бы остановиться на кооперации, как одной из основных форм коллективной трудовой деятельности.
Кооперация4) (от латинского cooperatio - сотрудничество) обычно понимается в двух аспектах: форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном или разных, но связанных между собой процессах труда; и совокупность организационно оформленных добровольных объединений взаимопомощи рабочих, служащих, мелких производителей для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности. Соответственно, кооперация труда понимается как форма организации труда, обеспечивающая согласованность совместной деятельности работников в процессе производства. Думается, что правильнее было бы говорить о кооперации одновременно в двух аспектах, не разделяя их на форму организации труда и форму взаимного сотрудничества и взаимопомощи.
«Каждая сфера жизни настолько усложнилась, что везде требуется сотрудничество. Нельзя назвать ни одной отрасти труда, где бы человек мог считать себя уединенным, поэтому кооперация делается как бы наукою жизни. Но чтобы придать ей научное основание, необходимо признать ее во всей жизни. Каждое законодательство должно уделить большое место кооперативному началу. Жизнь многообразна и сотрудничество не может быть обусловлено одним выявлением. ...Много противодействия будет оказано кооперации. Одни по самости не пожелают вообще принять ее; другие своекорыстно воспользуются ею, но существование ее будет отрицать; третьи соединят понятие кооперации с ниспровержением всего порядка.
...Сотрудничество должно быть принято как основание Бытия. Лишь при самой широкой кооперации можно найти истинное сотрудничество государства и народного труда. Иначе губительная задолженность государства будет возрастать. Разрешение такой проблемы посредством войны будет признаком варварства. Не об уничтожении народов думать, но об упорядочении планеты».(8,с.195)
«Кооперация есть признак эпохи. Много о ней написано, но жизнь требует уточнения этого понятия. Все вычисления не помогут укрепить сотрудничество. Если не будет доверия, то сотрудничество превратится в ядовитую банку скорпионов. Утверждаю, что осознание психической энергии утвердит твердое основание кооперации. Не отвлеченное понятие, но очевидность энергии даст новые мысли».(22,с.194-195)
Такое особое значение кооперации не случайно, т.к. общество и все человечество необходимо рассматривать как совместное существование и взаимодействие людей, одной из форм которого является их деятельность в экономической сфере. От того, насколько будут сгармонизированы взаимоотношения между людьми во всех областях совместного существования людей, зависят условия их жизни, возможность реализации каждым из них своего предназначения в данном воплощении. И хотя принято рассматривать взаимоотношения чисто как внешнее взаимодействие людей, действительная природа этого находится на более тонких уровнях, таких как энергетическом, на уровне психической энергии, поскольку основа взаимодействия формируется на уровне сознания каждого индивида.
Чем выше требования общества к качестве товаров и услуг, необходимых к для удовлетворения тех или иных потребностей, тем более очевидным становится необходимым совместный труд людей для создания такого товара или продукта. Если в период, когда потребности людей ограничивались товарами и услугами, которые могла создать один или всего лишь несколько человек, то при создании современных товаров или услуг, практически всегда требуется участие десятков, а то и сотен, или даже тысяч людей.
Кооперация становится неотъемлемой частью существования человечества, поскольку ни сам человек, ни общество, в котором он живет и частью которого является, не могут существовать удовлетворяя свои потребности лишь тем, что Природа дает сама или что может быть добыто с участием нескольких людей.
Другое дело как сами люди используют кооперацию в повседневной жизни. Одни извлекают из нее положительные стороны в своей деятельности при создании каких-то материальных или нематериальных благ, другие, используя особенности коллективного труда, научились извлекать личную выгоду из этого, либо уклоняясь от коллективного труда, но претендуя на его результаты, либо участвуют в этом труде, но стремятся, по возможности, меньше вкладывать собственных сил или иных затрат в этот процесс, и при этом претендуют на равенство в распределении результатов коллективного труда.
Так или иначе все эти отрицательные аспекты коллективного труда, в силу несознательности общества в целом, становятся причиной дисгармонии как в самом обществе, среди его членов, так и во взаимоотношениях обществ (государств). Социальные или межгосударственные катаклизмы во многом определяются именно вышеуказанными причинами.
Только совместный труд людей, осознающих значимость своего коллективного труда, совершаемого с положительными эмоциями и сопровождаемый вложением в этот труд соответствующей положительной энергии, способен создавать наиболее эффективный и полезный для людей продукт или товар. Даже если сравнить продукт, созданный (выращенный) теми, кого именует рабами, и продукт, выращенный в свободном труде теми, для кого такой труд доставляет удовольствие и является реализацией его возможностей, то значимость для человека и общества последнего продукта, даже при равенстве всех физических характеристик (вес, объем, зрелость и т.п.), будет, с энергетической точки зрения более ценной.
«Уже говорил о значении согласованной работы, когда даже машины не изнашиваются. Можно представить благодатную энергию, выделяемую при объединенной работе. Можно делать изумительные наблюдения, собирая в группы согласованные сознания. Государства должны были бы принять в соображение такие классификации труда по сознанию».(20,с.191)
Кооперация открывает новые перспективы взаимоотношения людей, позволяет объединять совместные усилия не только в сфере производства, но и во всех иных областях общественной жизни. Вспомним приводимые ранее высказывания социалистов-утопистов относительно организации жизни в рисуемых ими обществах, где все основано на многогранности сотрудничества, независимо от того, кто и какое положение занимает в обществе. Труд там является обязательным и видится, что он должен приносить радость как каждому отдельному труженику, так и всему обществу.
Если же эту проблему вынести и решить на уровне государств, то сотрудничество государств или их кооперация в той или иной сфере деятельности становится объективно очевидной. Примеров этому можно найти множество во все времена, когда существовали государства: различные союзы, корпорации или иные формы разделения труда, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности той или иной страны для производства продукции, необходимой для других стран, в том числе и не только участников такой совместной деятельности.
«Плодотворное сотрудничество поможет восприятию постоянства труда. Не может человек делать лишь одно и то же. Но углубление качества и нахождение новых приемов будут постоянным обновлением мысли. Полюбить постоянный труд можно лишь преуспеянием качества».(22,с.236)
Приведенная выше цитата говорит о том, что любой труд, превращающийся в чисто механическую деятельность, теряет свою энергетическую ценность и все более приближается по результатам и энергетической ценности к производству такого же продукта или товара механизмами. Исследования при работе людей на конвейерах или в иных условиях, когда они месяцами и годами выполняют одну и ту же операцию, будучи не в состоянии или ограниченные возможностью выйти за пределы такой деятельности, свидетельствуют об изменение в психике людей, поскольку теряется значимость творческого начала, заложенного в каждом человеке. Автоматизм или чисто механическая работа устраняют или притупляют сознательную деятельность человека, что со временем не только становится нормой в работе, но и в обычной жизни людей. Люди все больше и больше уподобляются роботам, лишенным души.
Говоря о кооперации, необходимо рассматривать ее как основную и одну из первых форм достижения гармонии в обществе. Кооперация позволяет перенести сферу межличностных взаимоотношений не только в области экономики, но и практически во всех других сферах жизни людей и общества. Это - один из примеров возможного сочетания общего и индивидуального, формирования общих интересов, вмещающих в себя интересы каждого, при сохранении индивидуальности. Лишь немногие сферы жизни не могут быть объектом сотрудничества людей в полном объеме (семья, самосовершенствование и другие, касающиеся непосредственно внутреннего мира человека или первичной ячейки общества), но и в этих случаях кооперация может создать положительные условия для их существования и совершенствования.
«Кооператив не есть закрытое общежитие. Сотрудничество, основанное на законе природы, содержит в себе элемент Беспредельности. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условные ограничения. Наоборот, кооператив открывает двери ко всем возможностям. При этом кооперативы связаны между собой, и, таким образом, трудовая сеть покрывает весь мир. Никто не может предопределить, какие виды сотрудничества могут развиваться. Учреждения, основанные кооперативами, могут быть разнообразными и покроют задания просвещения, промышленности и сельского хозяйства. Невозможно представить ни одной отрасли, которая бы не могла быть усовершенствована кооперативом. Нельзя запретить, если люди сойдутся для сотрудничества в совершенно новом сочетании. Кооператив есть оплат государства и рассадник общественности. Откуда придет общественное мнение? Откуда составится желанное преуспеяние? Откуда одинокие труженики получат помощь? Конечно, сотрудничество научит и единению».(22,с.204-205)
История кооперативного движения в СССР, показала, что сама проблема кооперации, во-первых, не была достаточно глубоко изучена и разработана; во-вторых, требует формирования готовности людей для сотрудничества на добровольной основе; в-третьих, требует умелого сочетания интересов индивида, самого кооператива и общества в целом; в-четвертых, вызывает необходимость поиска новых форм управления кооперативным движением. Упрощенное понимание кооперации, примитивные формы и методы работы как внутри кооператива, так и по управлению всем кооперативным движением, наличие необоснованной уравниловки, нарушение принципа добровольности и абсолютизация роли кооперативного начала по отношению к отдельным областям жизни  людей не только породило отрицательное отношение к кооперации, но и к самой этой идеи. В результате деятельность в колхозах приобрела принудительный характер, а несоблюдение принципа дифференциации при распределении результатов труда привело к снижению трудовой активности  и творческого подхода к труду их членов. Чрезмерное давление на колхозы ограничивало их самостоятельность и инициативу, что не замедлило сказаться на интенсивности труда и его эффективности, а, в конечном итоге, и на самом их существовании.
«Труд зарождает ритм; в труде приобщаются к надземным вибрациям, поэтому выявление высокого качества труда так значительно. При этом каждый хороший труженик повышает свои вибрации и приближается к восхождению. Не следует выделять особые области труда, ибо в каждом труде можно достигать высоких напряжений. Труд должен быть ритмичен и потому каждодневен. Не следует для труда ждать каких-то особых вдохновений. Молитва труда может возникать каждый час, и в ней человек постигает новое совершенствование. Не будем отрицать машинный труд, ибо в руках напряженных скажется истинное мастерство. Кто возьмется провести границу между мастерством и творчеством? Поистине, сознательный труженик всегда и творец в своей области».(20,с.540-541)
Пока еще весь потенциал, все возможности кооперации не изучены, а следовательно и сама кооперация не оценена по достоинству. Рассматривая кооперацию как сотрудничество для достижения единой цели нельзя не отметить, что она является одной из основных форм существования всего Космоса, где все основано по такому же принципу. Если человечество осознает свое единство с Космосом, постигнет основные цели его и своего существования, и перенесет все это на свою жизнь, то станет очевидным, что дальнейшее существование человечества невозможно иным путем, нежели через кооперацию в ее самом совершенном понимании.
«Кооперативная работа укажет путь нового строения, но следует явить чуткость к явлениям жизни».(20,с.171)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 24 ноября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии