Школа. Воспитание патриотизма не отменяется

 Участие представителей российской молодёжи, пусть в незначительном количестве, в преступных экстремистских организациях побуждает пристально всмотреться в воспитание патриотизма в школах. Известно, что колоссальное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения оказывает искусство, в частности, литература. Мне попал в руки учебник для 2-ого класса «Литературное чтение 2», книга 1-ая. Посмотрел оглавление. На военно-патриотическую тему всего один рассказ «Каша из топора». Что это — издевательство?!

   Встречался летом с детьми средних классов, интересовался, какие произведения рекомендовали учителя читать летом. Отвечали: «Айвенго», «Приключения Робинзона Крузо» и тому подобное. Ни одного произведения о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне!
Я знаю, если написать по этому поводу возмущение в Министерство образовании, то у них готов ответ, что военная тематика запланирована в таких-то классах. Это — идеологическая диверсия.

  Все, кто хоть немного поработал учителем в школе, знают, если что-то один-два раза сообщить ученикам, равноценно тому, что ничего не говорить. Требуется продуманная система циклического интересного повторения, чтобы сформировать у человека  прочные знания пройденного материала. Поэтому выпускники школ, например,  не  запомнили историю Великой Отечественной войны.

  Между тем, оперативная обстановка в стране тревожная: гремят взрывы, гибнут люди; агитаторы враждебных нам идеологий активно, несмотря на противодействие правоохранительных органов всё же ведут пропаганду среди населения, особенно среди молодёжи. И порой добиваются успеха в своих кровавых злодеяниях. У западных границ России войска НАТО систематически проводят манёвры.

  В этой связи уместно вспомнить, что в нашей стране провозглашён принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто. Вечна память людям, погибшим в боях за независимость России». Вся беда в том, что этот принцип воспринимается, как лозунг для определённых праздников. Поэтому в преподавании литературы в школах он не осуществляется. Однако реальность такова, что данный принцип следует понимать как важнейшую идею для повседневной, настойчивой, творческой работы всех учебных заведений по воспитанию у подрастающей молодёжи патриотизма и гордости за свою страну, за многочисленные победы России в борьбе с агрессорами.

  При нынешней школьной программе по литературе педагоги дезинформированы: как, например,  воспитывать патриотов на чтении «Приключения Робинзона Крузо»?
Ситуация такова, что произведениям по теме «Художественная литература о борьбе Росси с врагами» необходимо систематически уделять достаточное время. Разве нельзя было в учебнике «Литературное чтение 2», книга 1-ая, поместить несколько коротких стихотворений или рассказиков, например, о подвиге советского народа в войне с фашистами, или о подвиге сотрудников правоохранительных органов в схватке с террористами или с бандитами?!

  Кроме того, наша страна многонациональная, поэтому требуется по литературе изучать лучшие произведения народов России. Что способствовало бы укреплению дружбы между народами.

  Кроме того, имеются достойные произведения республик бывшего Советского Союза для нравственного воспитания детей.

  Уж если рекомендовать детям что-то из иностранной литературы, то в первую  очередь книги о борьбе с коричневой чумой в странах западной Европы.
Как-то в районной библиотеке мне предложили прочитать бестселлер М. Леви «Дети свободы». (М., Из-во «иностранка», 2008). Это произведение, переведённое с французского на русский, по сути, похоже на роман Фадеева «Молодая гвардия». Знать хотя бы содержание книги «Дети свободы» не мешало бы нашей молодёжи, чтобы иметь твёрдое убеждение: борьбу с гитлеровскими армиями вело всё прогрессивное человечество.
Ну, а экстремисты — родные братья фашистов.


  Что я могу посоветовать по заявленной теме?
Да, распался Советский Союз. Россия стала другой. Но страна осталась. Народ остался. Ситуация  в Советском Союзе  и в нынешней России практически одинаковая: острая необходимость заботиться об отражении агрессии некоторых, казалось бы дружественных, стран. Следовательно, воспитание патриотизма  подрастающего поколения после распада СССР не должно отменяться. Приходишь к неизбежному выводу: и нынешняя школьная программа по литературе должна быть такой же, как и в Советском Союзе! Или в значительной степени похожей.

  Вглядываясь мыслью в глубь веков, замечаешь: формирование патриотизма у каждого нового поколения было, есть и будет центральной проблемой образовательных учреждений.
Что касается произведений  типа «Приключения Робинзона Крузо», то они в советскую эпоху не входили в обязательную программу. Кто любил читать, тот и прочитал. И не только эту повесть. И нынче кто желает, то пусть и читает подобную литературу. Таких книг много. Но тратить дефицитное учебное время на уроках или на каникулах для чтения подобных художественных изданий — бесполезное занятие.

  Жизнь настойчиво требует: воспитание у подрастающего поколения нравственности, патриотизма и гордости за свою страну, за Россию, надо начинать с самого раннего детства, со старших групп детского сада. С первого класса и во остальных классах в учебниках литературы поместить главу "Художественная литература о войнах России с агрессорами". В ЕГЭ ввести задание:"Написать по памяти стихотворение такого-то автора о ВОВ",для этого сообщать, например, с пятого класса, что "это" стихотворение будет включено в госэкзамен. В библиотеках наладить постоянную выставку произведений на военно-патриотическую тему.Соответствующие книги систематически переиздавать. Цель — привить у населения иммунитет против восприятия враждебных идеологий.


Рецензии
Доброе утро, Леонид!
Вам эту статью нужно отправить в министерство образования Москвы.
Я член ЛИТО г. Химки и у нас много ветеранов, которые сочиняют стихи про своё детство и про войну. Дети в школах с удовольствием слушают "живых" писателей, как говорят учителя.
Но приглашения не поступают: нужно ходить и просить, чтобы пригласили на урок.

Мы, конечно, не сдаёмся и просим директоров, чтобы не забывали ветеранов. Но это не всегда получается.
Ваша статья очень злободневная. Пишите, а мы вас поддержим.
С уважением
Иралео

Ирина Склярова   12.01.2016 09:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, за отзыв.Я подумаю над вашим предложением.
Всего вам хорошего.

Леонид Аронов   12.01.2016 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.