Мамочке моей

          Каждым вздохом, каждым действием, каждой своею мыслью я обязана матери. Она примером своим дала установку на всю мою  будущую жизнь. В молодости иногда мне казалось, что это мешает  быть свободной.  Рамки, ограничения  не давали  полностью слиться с толпой беспечных подруг. Вдруг срабатывал  «стоп» - этого нельзя!  В студенческие годы девчонки уже начали покуривать, подвергаясь моде, а, самое главное, радуясь  полученной  свободе и независимости. Она опьяняла, заставляла забыть наставления родителей, предоставляла возможность жить, как заблагорассудится. Но к вредным привычкам меня не тянуло,  не сомневаюсь нисколько в том, что это мамины уроки жизни помогли вовремя разобраться, что хорошо, что плохо.
       Мама сделала нашу жизнь интересной, научила находить в ней более привлекательное занятие, чем пустое времяпровождение. С самого детства  мы полюбили  книги, музыку, изобразительное искусство. Уже в семь лет я играла роль Вани Солнцева – сына полка, плясала  цыганские пляски в спектакле «Цыгане» А.С. Пушкина. Ставили   спектакли: «Олеся»  по книге Куприна, «Без вины виноватые» - Островского, «Ревизора» Гоголя, всего не упомнишь. И это в небольшой деревне, где был только клуб. Мама была всегда среди молодёжи. Мы пели, танцевали, участвовали в смотрах художественной самодеятельности. Добирались до места их проведения на лошадях, на санях, прицепленных к трактору, на крытых грузовых машинах. Трудности объединяли, закаляли, победы давали новые силы для совместных интересных дел.
        Мы редко видели свою маму. Единственный грамотный на ту пору человек в деревне,  она всё время была занята: сбор каких-то налогов, распространение облигаций, колхозные собрания. Зато счастливы были, когда приближался какой-нибудь праздник. Мама до полночи шила нам обновки, украшала их вышивкой кружевами и бантиками. Нам казалось, что она умеет всё. Да так оно и было!  Мама прекрасно рисовала, декламировала, пела, играла на гитаре.  Мы с радостью перенимали всё это у неё. Наша семья была основным культурным центром в деревне, в доме  постоянно собиралась вся деревенская молодёжь. Вспоминая,  удивляюсь, мы откуда-то знали все песни, читали новые публикации стихов, книг, готовили концерты, ставили серьёзные спектакли.
Ах, какое прекрасное было время! Не было свободной минуточки. Мы всё время чему-то учились. Днём вместе с деревенскими детьми исследовали лес и поля, купались в речке, ходили за грибами, ягодами, ловили рыбу. В зимние дни вязали, шили, вышивали.
А поздними  вечерами  зачитывались в библиотеке. Сколько прекрасных книг и их авторов узнали мы в детстве!
Мама, конечно, уставала, но никогда не показывала нам виду. Мы всегда видели её сильной и подтянутой. Так была она воспитана, и это прививала нам. Лишь проснувшись нечаянно ночью, мы могли увидеть её, задремавшей над непроверенными тетрадями, с устало опущенной головой.
Дом детства моего! Мы любили забираться по крутой лестнице в мезонин, на маленький балкончик и смотреть на всех с высоты, окликая оттуда друзей и радуясь, что мы выше всех. Но  мама строго запрещала это. Нельзя, чтобы у нас было преимущество перед другими детьми. Мы должны были быть лучшими, грамотными, воспитанными, не позорить её имя дурными поступками и не хвастаться перед детьми своим превосходством. Как помогло мне это в дальнейшей жизни! Мама научила меня внимательно выслушивать собеседника, делиться тем, что имею, не завидовать чужому, не бросать друзей в беде. Мне всегда легко общаться с людьми, они доверяют моей искренности, а я внимательно прислушиваюсь к ним, не напрягаясь, потому что привыкла к этому с детства.
Ещё я помню мамины тёплые руки. Она грела мне шерстяные носочки и надевала на ноги, когда у меня болели зубы.
Дом детства моего всегда был наполнен запахом пышных мягких пирогов: с грибами, рыбой, северными ягодами брусникой и черникой. Там было тепло, уютно, там всегда ждали тех, кто хотел туда прийти.
Я помню, что каждое лето в наш дом приезжали гости. Собиралось до 25 человек за одним столом, много разговаривали, смеялись и пели. Никогда не садились за стол, если не пришёл хоть один человек, посылали за ним гонца.
Все члены нашей семьи стали  уважаемыми людьми в тех местах, где мы потом проживали. Все мы рукодельные, талантливые, всегда могли чему-то научить других. Как-то так получалось, что каждый из нас становился ответственным за жизнь, отношения в семьях проживающих рядом людей и приходил на помощь советом или делом, повторяя путь нашей мамы. К сожалению, отец не стал нашей опорой, он не был сильным, вся тяжесть по воспитанию и обеспечению детей легла на плечи матери.
 Дом нашего счастливого детства сгорел, сгорела вся деревня от злых или неосторожных рук. Но сам дом остался в нашей памяти, он живёт в наших сердцах и сердцах наших детей и внуков. Мы будем помнить о нём  – колыбели нашей, основе и опоре в жизни, пока жив наш род, сохраняя и передавая традиции семьи нашим потомкам.
     Многое переняли мы от своей матери. Не пасуем перед трудностями, всегда находим выход из положения, не обременяя других, участвуем в общественной жизни там, где мы живём. Мои дети не бежали из дома, а приводили в дом своих друзей. Я всегда знала, с кем они дружат, участвовала в жизни класса своих детей, проводила вечера, оформляла сцену, писала сценарии вечеров, готовила костюмы. Теперь это делают мои дети.
    Мы часто собираемся за общим столом, вспоминая маму, её заботу на многие годы вперёд о нашем будущем. Нам не скучно, потому что интересное дело всегда находится и для наших детей, и для наших внуков. Спасибо, за все, что ты сделала для нас, мамочка, мы помним, гордимся и любим тебя всей душой!


Рецензии