История врачебного халата

Известно, что в древности большинство людей ходили без штанов, и носили специальные распашонки, то есть, «тоги». Поэтому и одежды медиков практически ничем не отличались от платья большинства их пациентов.
Без штанов, так без штанов, как все.
Да и в средние века одежда лекаря ничем особенно не отличалась.
И для того чтобы хоть как-то выделиться из толпы, врачи стали ходить в лечебницу в одном и том же грязном сюртуке, забрызганном кровью.
Такое постоянство отнюдь не являлось свидетельством их бедности, а, наоборот, было предметом гордости и служило доказательством большого опыта, востребованности, и, понятно, состоятельности владельца этого сюртука.

Как свидетельствует беспристрастная история медицины, с одеждой доктора во все времена случалось много забавного.
В частности, блестящий хирург и анатом Медико-хирургической академии Илья Васильевич Буяльский перед операцией всегда надевал… свой парадный генеральский мундир.
И в таком виде, с эполетами и во всех орденах и оперировал.
Дело в том, что всё происходило в начале 19 века, и об элементарных правилах антисептики и асептики никто ещё ничего не знал.

А его ученик и преемник Николай Иванович Пирогов перед операцией всегда надевал длинный резиновый передник и специальные нарукавники. Ведь этот передник, хотя бы можно было отмыть от крови уже после всех произведённых им операций. Но это было уже в середине века 19го в период Русско-Турецкой войны.
Только в 1860-х годах английский врач-гигиенист Джозеф Листер развил целую здоровую теорию антисептики, и с этого, в общем-то, и начинается история медицинских халатов. Постепенно появляются халаты, правда еще не всегда белые, и маски, а вместо хирургических театров возникают операционные залы.

Первыми в постоянную практику белые халаты ввели, вероятно, немцы в период франко-прусской войны 1870 года. К началу XX века применение белого халата, шапочки и маски при хирургических процедурах было делом уже довольно распространенным. Но только после убийственной мировой эпидемии испанки в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов человек, ношение халата и шапочки стало явлением повсеместным среди не только хирургов, но и врачей других специальностей.

Есть и иные, нетрадиционные версии истории происхождения белых халатов. Вот, к примеру, восточная легенда уверяет нас, что не только символ медицины - чаша со змеей, заимствованы из учения Аюрведы, но и современная форма одежды врача - белый халат, шапочка, брюки и маска на лице. Именно такой была ритуальная одежда атхарванов, то есть древних зороастрийских целителей. Во время лечения больных или совершения обрядов целители облачались в белое, как в символ чистоты. Повязка на лице служила для того, чтобы дыхание их не оскверняло священное творение огня.

Российская история появления белого медицинского халата также имеет свое право на достоверность. Существует несколько версий, когда и где впервые халат был применен русскими врачами: во время Севастопольской обороны в Крымскую войну, во время Русско-турецкой кампании 1877–1878 годов, однако более вероятным выглядит первопреемство халата докторами госпиталя имени Бурденко в Санкт-Петербурге - в 1880-х годах. Кстати, именно про первого русского врача в белом халате из этого госпиталя – Дурново, написал Чехов в рассказе «Попрыгунья».

Где-то, наверное, с 80-90х годов 20 века появилась мода на разноцветные халаты. И некоторые медицинские модники и модницы стали щеголять в голубеньких и зелёненьких халатах, и даже в специальных курточках и брюках, что для больницы, или поликлиники, конечно же, было очень удобно.
 А как-то на нашей станции скорой помощи один молодой фельдшер нарядился в халат розовый (тогда ещё скоропомощной формы не было).
И докторица из их бригады, увидев его в таком одеянии, расхохоталась:
«Всяких уже видела у нас на станции, и синеньких, и даже голубых, но чтобы был розовенький?!»

И ещё был примечательный момент, но уже в поликлинике.
Одна моя сокурсница, знающая, опытная и толковая врач-кардиолог, какое-то время надевала на работе модный халат тёмно-синего цвета. Кажется, ей кто-то подарил, или привёз из-за границы, точно не знаю.
И вот мне однажды пожаловалась:
- Слушай, меня некоторые больные как-то иногда странно воспринимают…
- В каком смысле? – не понял я.
- А в таком, что порою принимают за кого угодно, но только не за врача.
А вчера одна больная в дневном стационаре обозвала меня сначала гардеробщицей, а потом вообще – уборщицей?!

- Вчера? – задумался я, и предположил, - Вчера началось полнолуние, поэтому немудрено. А вообще, лучше смени халат, с тёмно-синего цвета, на традиционный, белый. И недоразумения исчезнут.
Собственно, стоило ей поменять халат, как эти недоразумения исчезли сами собой.

Кстати, исследование, проведенное в одной лондонской больнице, показало, что большинство пациентов предпочитают врачей в белых халатах, но при этом сами врачи не хотят их носить. В ходе опроса многих пациентов и докторов выяснилось, что популярность белых халатов примерно в два раза выше среди пациентов, чем среди медицинского персонала. Главный аргумент пациентов «за»: белые халаты помогают издалека увидеть врача. Главный аргумент английских врачей «против»: халат зачастую становится переносчиком инфекций.

В настоящее же время одежда для медицинского персонала не менее важна, чем инструмент. Она должна быть удобная, функциональная, вызывающая уважение. Она, как уверяют доктора, как бы, caма по себе, оказывает благотворное воздействие на процесс лечения, придавая врачу уверенность, а в пациента вселяя веру. Недаром испокон веков белые халаты служат одним из символов самой гуманной профессии.

Как врач, я тоже всегда придерживался известных традиций, и надевал на работу халат только белого цвета. Видимо в этом подсознательно сказывался скрытый консерватизм. Что, работая на скорой помощи, что в больнице, что в поликлинике.
Уж, по крайней мере, с трудом представляю себя, не смотря на известную тягу к всему новому, подчас необъяснимо возникающую в голове, в голубеньком, и уж тем более, в розовеньком или оранжевом халатике.

Но и со мною, в смысле белых одежд, случались, было это уже очень давно, забавные истории.
Дело в том, что меня однажды окатили блевотиной прямо сверху донизу на весь белоснежный халат. Причём в самом дебюте очередного дежурства.
Моя бригада скорой помощи как-то в начале осени обслуживала традиционный марафон "Пушкин-Ленинград" и по пути, где-то уже в районе Пулково, остановили нашу машину, поскольку у одной бабушки начинался гипертонический криз.

Только я стал измерять ей давление, как тут же из неё фонтан. Самое замечательное, что рефлекторно, и ещё, вероятно, с испугу, у бабушки тут же нормализовалось давление. Даже иньекций не надо было делать.
Она потом жутко извинялась, и всё причитала, и просила отдать ей халат, который она потом бы выстирала и принесла мне прямо на работу.

А я говорю, ничего страшного, хотя, конечно, было немного неприятно и даже обидно как-то, дескать, у нас бывает и похуже, типа, издержки профессии. Халат, естественно, выбросил. А затем умылся в ближайшем пруду, и переоделся в запасной халат фельдшерицы, который оказался размеров на пять меньше. Так и ходил, как идиот, на последующие вызовы в "куртке мороженщицы" и с рукавами, заканчивающимися на локтях, пока не приехал на станцию и не переоделся. Такой вот получился у меня личный осенний марафон с переодеваниями.
«А это Евдокимова куртка!»

К тому же, нынешние дизайнеры медицинской одежды полагают, что медики будущего станут носить костюмы, напоминающие лёгкие скафандры. Ведь всё к этому идёт…


Рецензии