Автостопом до Стамбула - Часть II - Сочи - Амасья

ПРОДОЛЖЕНИЕ.  НАЧАЛО:http://www.proza.ru/2013/11/11/933

ЧАСТЬ II

ПУТЕШЕСТВИЕ  ВТОРОЕ
(январь – февраль  2000 года)

Вернуться  удалось  только  год  с  лишним  спустя, зимой.
Последний  год  уходящего века решили  начать  с  путешествия. Хотелось  среди  зимы  урвать  кусочек  если  не  лета, то  хотя  бы  весны. Переписка  с  Валентиной  привела  к  тому, что  в  один  прекрасный  день  мы  очутились  в  одном  вагоне  поезда, идущего  в  Адлер. Мы  решили  выиграть  время, хотя  и  проиграть  в  деньгах, которых, как  мы  уже  знали, надо  не  так  уж  много. Поэтому  основные  расходы  на  этот  раз  пришлись  на  дорогу  до  Турции.

Мы  оказались  там  в  максимально  короткий  срок: 13 января  я  вышел  из  дома, 14-го  ко  мне  присоединилась  Валентина, а 17-го  мы  уже  стояли  на  турецком  берегу  в  городе  Трабзон. Больше  всего  стоил  паром – 1590 рублей  или  56 долларов. Плюс  10 долларов – виза. Это  была  минимальная  цена  на  паром, в  общий  салон. Кроме  нас  там  было  ещё  2-3 человека. Сиденья  для  сна  не  годились. Заснуть  удалось  часа  на  четыре. Турция  видна  была  с  верхней  палубы  издалека. Заснеженные  горы  и  холодный  ветер  не  оставляли  надежды  погреться. Когда  в  половине  второго  дня  мы  сошли  на  берег, там  было  не  теплее, чем  в  Сочи. По  нашим  меркам, как  во  второй  половине  апреля – градусов  6-8, не  больше.

Турецкая  лира, по  сравнению  с  октябрём  98-го  года, сильно  упала. За  один  доллар  давали  540000 лир, но  менять  свою  валюту  мы  не  спешили, рассчитывая  на  взятые  с  собой  продукты. Пересчитав  то, что  у  меня  осталось, я  спрятал  подальше  эти  несчастные  12 долларов. У  Вали  осталось  15. Но  мы  были  в  Турции!

В  Трабзоне  мы  задержались  только  там, где  шла  оживлённая  разгрузка  апельсинов. Мы  получили  первый  ориентир – город  Мерсин, который  не  случайно  рифмуется  со  словом  Апельсин. Город  на  берегу  Средиземного  моря  утопал  в  апельсиновых  садах. Там  было  тепло  и, чего  греха  таить, мы  надеялись, что  удастся  там  поработать  на  апельсиновой  плантации. Поэтому  мы  без  лишних  разговоров  решили  просто  пересечь  Турцию  от  моря  до  моря  и  вышли  на  дорогу, ведущую  в  Эрзурум.

Проехать  удалось  только  30 километров – зима, и  в  пять  часов  уже  стемнело. Заночевали  вблизи  города  Мачка. Первое, что  бросалось  в  глаза  при  взгляде  на  город – это  шикарный  пятизвёздочный  отель  «Сумела». Наш  «отель» находился  как  раз  напротив – на  другой  стороне  небольшой  речушки, в  колючих  кустах. Но  это  была  Турция!

18 января. Световой  день  зимой  короток. Встали  рано. Ещё  в  темноте  собрались  и  с  рассветом  вышли  на  дорогу. Первая  машина  была  почтовая. Стоило  подняться  немного  в  гору, как  началась  зима. Сильный  ветер  гнал  по  дороге  позёмку. Видимо  зима – она  и  в  Африке  зима. Из  растительности  по  сторонам   сначала  была  почти  сплошная  ель. Потом – просто  голые  горы. Проехали  интересный  замок  на  скале. Ограничились  видом  из  окна.

Старинные  замки  были  чуть  ли  не  в  каждом  более- менее  крупном  городке, в  которые  мы  заезжали  по  долгу  службы  водителя. Пока  из  машины  выгружали  ящики  и  бандероли, мы  грелись  на  почте  у  печки  и  пили  горячий  чай. Мы  ещё  толком  не  осознали, что  из  зимы  приехали  в  зиму – всё-таки  мы  надеялись  на  более  тёплую  погоду. Поэтому, глядя  на  заметаемую  снегом  дорогу, мы  как  бы  проходили  адаптацию  к  неожиданным  условиям. Водитель  довёз  нас  до  города  Ашкале, где  наши  пути   разошлись, и  напоследок  угостил  печеньем  и  соком, вероятно  сожалея, что  больше  ничем  не  может  нам  помочь.

На  дороге  нас  атаковали  назойливые  продавцы. Отбиваясь  от  их  бубликов, мы  вышли  за  пределы  Ашкале  и  вскоре  уехали. В  жарко  натопленной  кабине  бензовоза  было  уютно  и  тепло, а  снаружи  начиналось  что-то  невероятное – пошёл  снег! В  Эрзинджяне  выяснилось, что  проехать  напрямик – до  Малатьи  и  далее – в  Адану  невозможно. Там  снежные  заносы  и  гололёд. Мало  того, на  запад, в  сторону  Сиваса, тоже  пути  не было. Опасному  пути  по  горным  дорогам  водители  предпочитали  спокойный  путь  по  долинам  рек. Мы  поняли, что  пробиться  на  юг  будет  не  так-то  просто.

На  выходе  из  Эрзинджяна  нас  догнал  тот  же  самый  бензовоз. Оказывается,  Адым  просто  останавливался  на  обед. Похоже,  мы  для  него  были  чем-то  вроде  наказания, посланного  ему  Аллахом. Временами  его  тормозила  полиция,  и  он  отдавал  свои  сумасшедшие  миллионы, всякий  раз  сокрушаясь, что  это  всё  из-за  нас. Но  отпускать  нас  не  хотел. Вскоре  началась  настоящая  пурга  с  очень  густым  снегом. Остановились  на  заправочной  станции, где  уже  стояло  несколько  грузовиков, на  колёса  которых  водители  надевали  цепи.

К  этому  времени  почти  совсем  стемнело. Адым  ехать  дальше  не  собирался, и  пришлось  с  ним  распрощаться. Мы  решили, что  лучше  всего  в  такую  погоду  быть  в  пути – по  крайней  мере  отпадает  проблема  с  ночёвкой. И  уехать  нам  почти  удалось. Нас  заметил  и  пригласил  в  свою  кабину  другой  водитель – Али.

Редкой  души  человек, с  которым  было  интересно  познакомиться. Прямо  в  кабине  мы  устроили  небольшой  ужин. На  этот  раз  мы  угощали  из  своих  запасов, раз  уж  они  у  нас  пока  ещё  были. Но  уехать  далеко  не  удалось. Пурга  разыгралась  не  на  шутку  и  километра  через  три  мы  застряли. Цепи  стояли  на  всех  четырёх  колёсах, но  в  снегу  пробуксовывали  чуть  ли  не  на  ровном  месте – так  хорошо  была  нагружена  машина. Сам  Али  называл  свои  действия  «маджера», то  есть – авантюра. Всю  ночь  мы  пытались  сдвинуться  с  места, пока  не  поняли  всю  бесполезность  наших  усилий.

 Мы  пробовали  переставить  все  четыре  цепи  на  два  колеса  и  звенели  ключами  на  холоде, подсвечивая  фонариком, но  всё  зря. Даже  когда  под  утро  появились  бульдозеры  и  расчистили  дорогу, это  не  помогло. В  самые  тяжёлые  моменты  Али  весело  насвистывал  какую-то  народную  мелодию, улыбался  и  шутил, хотя  на  ветру  коченели  пальцы, ключи  терялись  в  снегу, а  пурга  только  усиливалась. Мимо  со  свистом  проносились  шикарные  автобусы. Пассажиры  беззаботно  смотрели  телевизор. А  перед  нами  пурга  уже  второй  раз  заносила  дорогу.  За  снежной  завесой  наше  ближайшее  будущее  не  просматривалось.

19 января. Крещение  выдалось  не  больно  весёлым. К  утру  дорогу  занесло  совсем. Ничего  не  оставалось  делать, кроме  как  проститься  с  авантюристом  Али  и  идти  дальше  пешком. Подъём  в  гору  был  не  такой  уж  крутой. Оглянувшись, сквозь  снежную  завесу  мы  увидели  занесённый  снегом  грузовик, словно  потерянный  среди  белой  пустыни. На  прощание  Али  мигнул  нам  фарами.
В  кабине  грузовика  было  даже  жарко, а  на  улице  приходилось  согреваться  быстрой  ходьбой – ветер  не  утихал. Машину  удалось  остановить  часа  через  полтора, когда  мы  уже  стали  слегка  замерзать. В  кабине  кроме  водителя  уже  сидело  двое, но  они  потеснились. Правда,  и  с  ними  мы  далеко  не  уехали. В  пути  выяснилось, что  мы  не  немцы, а  русские. Нам  припомнили  Чечню, в  которой  тогда  шла  война  и  в  селе  Рафайе, напоив  чаем, оставили, сказав, что  не  едут  туда, куда  только  что  ехали.         

Судьба  автостопщика  часто  зависит  от  случая. Только  что  мы  летели  по  дороге  со  скоростью  70 километров  в  час, и  вот  уже  снова  плетёмся  пешком  по  заснеженной  дороге  в  окружении  гор. К  счастью, снег  кончился,  и  выглянуло  солнце. Это  была  уже  не  зима, а  конец  марта. За  день  сменили  ещё  три  машины  и  выехали  из  занесённых  снегом  мест  в  долину  реки  Йешилырмак.

 Из  последней  машины  нас  высадили  вблизи  небольшого  села. Этот  грузовик  остановила  Валя, ушедшая  немного  вперёд. Когда  подошёл  я, мне  показалось, что  двое  парней, сидящие  в  кабине, сильно  разочарованы, что  девушка  не  одна. Но, судя  по всему, в  них  теплилась  надежда, что  мы, хотя  бы, немцы, потому  что  ничем  другим  это  не  объяснить – нас  взяли. А  когда  выяснилось, что  мы  ни  какие  не  немцы, нашли  способ  от  нас  отделаться – стали  просить  деньги. Какие  деньги  могут  быть  при  автостопе? Не  хочешь – не  вези.

Но  случайности – это  не  что  иное, как  цепь  закономерностей. Правда, понимаешь  это  только  потом.
Начинало  темнеть  и  нам  пришлось  заночевать  слева  от  дороги, в  посадках. Никогда  бы  не  подумал, что  дуб  может  быть  кустарником. Однако, кусты, среди  которых  мы  поставили  палатку, ничто  другое, кроме  дуба  не  напоминали – такие  же  листья, а  жёлуди  почти  круглые.

Начинался  снег. Мы  поставили  палатку  и  приготовили  ужин. Просыпаясь  ночью, я  слышал  какие-то  странные  звуки, будто  вокруг  палатки  кто-то  осторожно  ходит. Вспомнился  рассказ  Али  (до  чего  мы  уже  стали  понимать  турецкий!)  о  том,  как  волки  съели  в  этих  местах  одного  шофёра. На  самом  деле  это  падал  и  оседал  вокруг  мокрый  снег.

20 января. На  улице  настоящая  зима. Палатка  сильно  провисла  под  снегом  и  промокла. Часть  вещей, в  том  числе  спальники, тоже  подмокли – снег  таял,  и  вода  проникала  под  палатку. Мокрые  вещи  сильно  утяжелили  наши  рюкзаки.
Село  у  реки  называлось  Ташова. На  дороге  нас  заметил  бульдозерист  и  пригласил  на  чай  в  рабочую  бытовку. Там  за  столом  сидело  ещё  человек  пять  дорожных  рабочих. Видимо, мы  были  ещё  синие  после  ночёвки  на  свежем  воздухе. Нас  посадили  поближе  к  жарко  натопленной  печке  и  налили  горячего  чая. Врут  туристические  фирмы – не  может  быть  всё  включено  в  их  дорогие  путёвки. Всё  заполняет  только  то, где  нет  ничего.

В  разговоре  выяснилось, что  путешествовать  в  этих  местах  опасно. Какие-то  террористы  иногда  обстреливали  машины. Нам  советовали  «отобюс», но  это  была  уже  роскошь, а  никакой  не  автостоп. К  этому  времени  мы  если  чего-то  не  понимали, то  догадывались, о  чём  идёт  речь. Кроме  того, у  нас  был  разговорник. Но  он  был  плохо  приспособлен  к  реальной  жизни -  толку  от  него  было  мало.

Хорошо  было  сидеть  у  горячей  печки, но  надо  было  двигаться  дальше. Наши  новые  друзья  позаботились, чтобы  мы  не  мучились  со  своим  автостопом. Они  всей  бригадой  вышли  нас  провожать, остановили  для  нас  автобус  и, поговорив  с  водителем, сказали, что  нас  довезут  до  Амасьи  бесплатно. Несмотря  на  наши  возражения, они  сунули  нам  в  руки  несколько  купюр, чтобы  мы  могли  поесть. Мы  ехали  и  думали, что  в  автостопе, всё-таки  больше  плюсов, чем  минусов. А  турфирмы  бессовестно  обманывают  народ.

Лежащая  среди  гор  красавица  Амасья, блистала  на  солнце, утопая  в  снегу. На  автовокзале  нас  как  бы  сдали  с  рук  на  руки. Стюарт, сопровождавший  автобус, привёл  нас  к  начальнику  и  вкратце  обрисовал  ситуацию  примерно  такими  словами: «Этим  двоим  чудакам  надо  в  Мерсин, но  у  них  нет  денег».

Начальник  только  сказал: «Окей» и, обращаясь  к  нам  сказал, что  мы  поедем  в  Мерсин  в  17.30. А  пока  можем  сидеть  и  ждать. Всё  получилось  так, будто  мы  заранее  заказали  билеты. Признаться, мне  в  такую  благотворительность  не  верилось – уж  слишком  неправдоподобно  быстро  всё  решилось. Ждать  оставалось  шесть  часов  и  нас  мучили  сомнения: теряем  мы  время  попусту  или  наоборот – выигрываем?

Мерсин  лежал  за  сотни  километров  от  Амасьи, на  берегу  Средиземного  моря. Там  было  тепло  и  под  ноги  падали  сочные  апельсины. Было  заманчиво  очутиться  там,  словно  по  мановению  волшебной  палочки, минуя  заснеженные  пространства  центральной  Турции. Наверно, вера  в  чудеса  закладывается  в  нас  ещё  в  детстве.

Мы  решили  ждать. За  это  время  пообедали, взяв  в  ближайшем  кафе  кипяток  на  лапшу  и  чай. Поговорил  с  одним  турком  лет  23, который  в  какой-то  степени  открыл  мне  глаза  на  главную  турецкую  проблему. Всё  вроде  есть, только  женщин  мало. Парень  тоже  был  холостяк. Я  тогда  невольно  огляделся. В  просторном  зале  автовокзала, кроме  Вали, я  заметил  только  одну  девушку, сидящую  неподалёку  за  столиком. Все  остальные, а  это  примерно  60  человек, были  мужчины. Это  было  неожиданное  и  малоприятное  открытие, как  если  бы  оказался  со  стаканом  воды  в  толпе  измученных  жаждой. Стали  понятны  их  маниакальные  заскоки  во  время  нашей  первой  поездки.

Наверно  я  пессимист. Мне  до  конца  не  верилось, что  мы  уедем. Я  всё  порывался  выйти  на  трассу  голосовать. В  голову  лезла  всякая  ерунда, вроде  плаката «Зайцев  не  развожу»  в  наших  уфимских  автобусах. Когда  подошло  время, я  с  удовлетворением  подумал, что  был  прав – о  нас  забыли. Но  всё  равно  предстояло  коротать  ночь  на  вокзале. Я  пошёл  к  начальнику, чтобы  напомнить  о  нашем  существовании. Оказалось, что  время  на  моих  часах  на  час  вперёд. Ждали  ещё  час. Но  вот  уже  и  рюкзаки  в  багажном  отделении  и  сами  мы  сидим  в  удобных  креслах  у  огромного  окна. Мимо  прошёл  водитель  в  белой  рубашке  и  при  галстуке, широко  улыбнулся  и  дружески  похлопал  по  плечу. Мы  поехали!

ПРОДОЛЖЕНИЕ:


Рецензии
Ты больше меня поездил по свету.Я всего то Крым весь облазил когда была жива мамина Тётка.Да 43 города России.
Посылали от Дома Дружбы в Америку.
Но одна финоугорка убедила всех что я отказался.
Хотя от меня просто скрыли приглашение -вместо меня поехал её человек.А я теперь думаю и к лучшему она расказывала их там всех вербовали в ЦРУ поездку проплачивал Сорос в начале 90 годов.

Игорь Степанов-Зорин 2   11.06.2014 00:45     Заявить о нарушении
А я как раз до Крыма и не добрался ещё. Да везде и не побываешь - жизни не хватит и денег.

Игорь Прицко   13.06.2014 11:32   Заявить о нарушении