Игорь Губерман на Эхо Москвы

Думаю, не у всех была возможность его услышать, может быть, просто времени не хватило. Человек с потрясающим чувством юмора. Это уникум. Я прочитал, чуть ли не все его книги, может быть, кроме последних, которые, возможно, выходят малым тиражом, и не поступают в наши нищие библиотеки. А где ещё, нам, пенсионерам, брать новые книги, коль лидер продаж Борис Акунин «История Российского государства» стоит под восемьсот рубликов.

Сбылась мечта идиотов: во времена СССР мы читали, что в США книги стоят по 20-30 долларов.  Вот и у нас такие же цены. Но забыли дать такую же зарплату и пенсию, как у них. Странно, если вспомнить, по себе сужу, мы не гордились, что у нас дешёвые книги. Во-первых, хороших книг почти не купить, только достать.

Во-вторых, на весь мой город с полумиллионным населением было всего лишь три книжных магазина. Правда, хорошие, просторные, со свободным доступом к полкам, заставленными макулатурой. Иначе это назвать невозможно.

Тогда у нас числилось в Союзе писателей десять тысяч. Бездарности толпами пробивались к издательствам, и их печатали. А хороших писателей гнобили, в упор не видели. То-то мы все обрадовались в перестроечные годы, когда всё запретное начали издавать! Стало ненужным сдавать макулатуру, чтобы купить Дюма, Маринину. Интересно, кто-нибудь их сейчас читает?

Заметил по себе его Гарики, напечатанные в толстой книге, невозможно читать длительное время, мозги ступорятся, словно в густой смазке, перестаёшь понимать  и реагировать. Пять гариков вполне достаточно. Точно так же музее рассматривают картины. Порой, пяти картин полно по горло, но нам же нужно всё осмотреть! Мчимся по залам, высунув язык, и почти ничего не воспринимая.

Игоря Губермана всегда интересно слушать. Считает себя у нас иностранцем. Жаль. По-мне, он наш, свой. И кто это придумал делить народы на нации. По-моему, есть две нации: подлых и честных. Так вот он нашей нации.

 Сказал, что ездит на авто уже 25 лет, но в Москве боится за руль садиться. Как обычно выдавал перлы: «Вздох угнетённой твари — это ненормативная лексика. В Израиле огромной популярностью пользуется ресторан « Ибена мать», но с буквой Е. Запрет алкоголя на экране для Губермана — это идиотизм. Мы это уже проходили».

У меня же мнение иное — это реклама для подростков, как быстро стать взрослым и завоевать восхищение красивой девушки.

«Портрет Путина в музее — это тяга русского народа к монархии, которая должна быть просвященной. На такую я согласен. Встреча с писателями  — это позор и ужас. Даже самим писателям эти встречи не нужны, а уж собрания точно. Дмитрий Быков и Акунин не явились. Да, у нас есть политзаключённые — это и Пусси Райт, Ходорковский».

Под диким секретом Игорю кто-то сообщил, что Путин на самом деле — еврей. Рассказали анекдот про него. Но анекдот столь ерундовский, что не стану приводить.

«После Гиюра, когда евреи были обязаны были называть первого ребенка Герасимом, с выходом в свет книги Тургенева «Муму», евреи запретили эту книгу, чтобы никто не знал, что еврей утопил собаку.
Ностальгия совков — это тоска по молодости. У нас раздвоенность сознания, мы чудовищные расисты. Перевоспитать нас невозможно».

Рассказал давно известную историю о своей тёще Лидии Лебединской, которая на рождественскую встречу приготовила всем гостям подарки в виде душистого мыла в изящной упаковке. На восторженные расспросы, где она взяла такое чудо, ответила, что летела на самолёте иностранной компании, и там, в туалете, при нажатии на педаль, выпадал вот такой кусочек мыла. Она подставила свою сумку и держала, пока не перестало падать.

Это даже не смешно — это наша совковая данность. Мы радовались всему! Каждой новой покупке! Даже американцы так часто не радовались, как мы.

Вспомнил историю о пассажире, который в Харькове искупался в море.
— Так там же нет моря!
— Но он же не знал этого, вот и искупался.

Ну и на прощание очаровательный анекдот от Черчилля:

 На военном смотре ему представили перспективного молодого человека. Одна из характеристик озадачила премьера.

— Несмотря на молодость, — доложил командир, — у него уже шестеро детей.
Уинстон Черчилль как бы между прочим заметил:

— Я очень люблю курить сигары. Однако время от времени всё-таки вынимаю их изо рта.


                Ставрополь-на-Волге


Рецензии
Вячеслав, спасибо Вам за статью. Несколько лет назад стала обладателем двухтомника гариков. Получила неописуемое наслаждение от прочитанного. Это ж надо, на любую тему у Губермана готово четырёхстрочие, наполненное смыслом, каким-то необычным юмором. А его "Путеводитель по стране сионских мудрецов" или "Книга о здоровой пище", написанные совместно с Александром Окунем! Это надо читать, как пишет Дина Рубина, "смакуя, отрываясь на ужин или деловую встречу, и вновь возвращаясь к ней, как к дружескому застолью".
На самом деле, так и читаешь Губермана. Его строки хочется запомнить, пересказать при случае, как дружеский анекдот. Интересно пишет он о том, как обнаружил, почему счастлива его семья: "Год рождения моей жены Таты совпадает в точности (по двум последним, разумеется, цифрам) с размером моих ботинок, и наоборот, размер туфель моей жены - в аккурат мой год рождения. А более глубоких причин я просто не искал, поскольку убеждён, что глубже не бывает". (Из книги "Пожилые записки").
Всего доброго.

Валентина Колбина   20.06.2014 14:23     Заявить о нарушении
Валентина, и Вам спасибо за рецензию, что не поленились написать.
Вы правы, таких талантов у нас мало, рады каждому.
И Вам всего хорошего.

Вячеслав Вячеславов   20.06.2014 14:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.