Время и судьбы Глава 4

 
На поприще народного образования. Годы работы в селе Гремячка Саратовской области.
   
 По направлению областного отдела народного образования я прибыл в село Вязовку, встретился там с заведующим РОНО Поповым. Он почему-то не принял моё заявление, не стал издавать приказ о моём приёме на работу, а предложил вначале съездить в Гремячку, встретиться с временно исполняющей обязанности директора школы Пономарёвой Марией Фёдоровной, которая покажет школу и ответит на мои вопросы. В сознании у меня мелькнуло: «Значит, директор там уже есть, пока временно исполняющий». Но раздумывать я не стал. Контейнер с моими домашними вещами уже прибыл в Саратов, его надо было освобождать.
     На попутной машине я добрался до Гремячки. Пономарёва М.Ф. меня ждала, показала школу, рассказала о её проблемах. От неё я узнал, что школа построена ещё в 1896 году. С тех пор она почти не ремонтировалась. Стены, окна продувает, печи не греют. В зимнее время школа переходит на двухсменные занятия в четырёх небольших комнатах. Крыша местами протекает. Отопление печное, освещение – керосиновые лампы. Учителя –местные, перегружены, подменяют вакантные часы. Иногда приглашают практикантов из пединститута. Местные учителя обременены подсобным
 хозяйством, живут в своих домах, имеют огороды, сады, домашний скот, птицу. Продукты не покупают, своих достаточно, а излишками торгуют на саратовских рынках. Пекарни нет, хлеб выпекают сами. Детсада нет. Медпункт часто не работает, должность фельдшера зачастую вакантна. За медицинской помощью приходится обращаться в Сокурскую участковую или в районную больницы, иногда и в Саратов. Автобусного сообщения с областным центром нет. Один раз в сутки туда ходит грузотакси. Летом иногда приходится записываться в очередь на поездку в Саратов.
     Вместе с Марией Фёдоровной мы осмотрели классные комнаты, учительскую, квартиру. В ней жил бывший директор Фесенко Иван Григорьевич, переведённый в Вязовскую среднюю школу. Со слов Пономарёвой, уезжал он из Гремячки неохотно, не хотел расставаться с своим хозяйством: держал лошадь, корову, гусей, кур. Во дворе школы
находились конюшня, загоны для скота, уличный туалет. Часть территории школы занимал плодово-ягодный сад.               
     Вся полученная информация вызвала у меня невесёлые мысли. Но другого выхода не было. Работы предстояло много. Решил принимать школу. При школе, в её торце, находилась и наша будущая квартира: двухкомнатная, с русской печкой, плитой, подвалом для хранения картофеля, овощей, с кладовкой. Комнаты проходные, небольшие.
     Я встретился в Гремячке с председателем колхоза «40 лет Октября» Востриковым Петром Максимовичем, бывшим работником райкома партии. Он произвёл на меня хорошее впечатление: встретил приветливо, обещал помогать в работе, в решении личных бытовых проблем. Дал наряд шофёру Доронину съездить в Саратов за нашими домашними вещами, привезти семью. На обратном пути я заехал в Вязовку, где издали приказ о моём назначении директором Гремяченской семилетней школы. В этой школе я проработал девять лет: с 1958 по 1967 год. Из семилетней школа была преобразована в восьмилетнюю, а в 1967 году – в среднюю.
     Во время хрущёвских административных реформ Гремяченский сельсовет четырежды менял районное подчинение, передавался из Вязовского в Саратовский район, потом был переподчинён Ново-Бурасскому, затем –Петровскому и снова Ново-Бурасскому району. Эта свистопляска крайне негативно отражалась на работе. Невозможно было решать вопросы финансирования, планирования, обеспечения стройматериалами для капитального ремонта, строительства, недостающими кадрами. Школа оказалась отданной на самостоятельное выживание, на иждивение колхоза «40 лет Октября». Зато над нами не довлел административный пресс, не беспокоили проверками, ненужными отчётами. Работали, как хотели, как могли.
     Коллектив школы встретил меня приветливо. Никто не роптал, когда я стал нагружать учителей помимо урочной работы мероприятиями по внедрению в практику методов, заимствованных у А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. 
     Но начинать мне пришлось с укрепления материальной базы, с капремонта. Большую помощь в этом оказал колхоз и его шефы. Много пришлось самому покрутиться. В зимние каникулы съездил в Кемь, под гарантийное письмо колхоза получил вагон лесоматериалов. Вне плана удалось приобрести котлы, радиаторы, трубы, договориться с подрядчиками. Печное отопление заменили на центральное. Школу электрифицировали, вначале от движка, потом подключили к государственной электросети, когда она была проложена до колхоза. А до этого дети учились при керосиновых лампах. Силами учащихся из местных материалов была построена мастерская под руководством учителя труда Голованова Валентина Игнатьевича. Стены в здании школы были оштукатурены снаружи и изнутри. Вокруг школы заменили изгородь, освоили выделенный колхозом земельный участок, огородили забором из штакетника, из источника подвели воду прямо на делянки. Заложили фруктовый сад. Стали сами выращивать овощи для питания детей в группе продлённого дня.
     Учебные занятия стали проводить в одну смену, а во вторую –воспитательные мероприятия, работу предметных и технических кружков. На базе мастерских выполняли заказы школы, колхоза, районо по изготовлению дощатых домиков для летнего пионерского лагеря. Был создан коллектив художественной самодеятельности, кукольный театр. Давали концерты в клубе, в соседних сёлах, в воинской части, расположенной поблизости. Участвовали в смотрах художественной самодеятельности.
     Активно работал отряд красных следопытов, исторический кружок, редакция рукописного журнала, в котором были представлены творческие работы учащихся – он издавался один раз в год. Юные историки изучали историю Саратовского края, написали очерки по истории своего села Гремячки, отпечатали на пишущей машинке. Получился сборник объёмом более ста листов. Ученики собрали и оформили богатый материал для школьного музея боевой и трудовой славы. Красные следопыты встретились со всеми односельчанами, участниками Великой Отечественной войны, установили имена погибших на фронтах гремяченцев, участников партизанского движения. В стенах школы состоялись встречи с участниками войны, в том числе, с Героем Советского Союза Бочкарёвым, с бывшим учеником школы лётчиком, генералом Савельевым, участником бомбардировки Берлина в августе 1941 года. Школьники совершили походы по местам славы, поездку на родину Героя Советского Союза Ильи Каплунова, совершили экскурсию на теплоходе в город - герой Волгоград. В ознаменование двадцатилетия Победы в Великой Отечественной войне школа выступила с предложением установить в Гремячке обелиск в честь памяти погибших односельчан. Эта идея была поддержана сельсоветом, и 9 мая 1965 года при стечении всех жителей села такой обелиск был установлен под звуки духового оркестра и торжественного марша прибывшего воинского подразделения. По итогам смотра военно-патриотической работы красные следопыты Гремяченской школы были удостоены чести стать участниками областного, а затем и Всесоюзного слёта победителей похода по местам боевой славы советского народа. Областной слёт проходил в Анисовке под Энгельсом на левобережье Волги, а первый Всесоюзный слёт - в сентябре 1965 года в Белоруссии,в крепости- герое Бресте. Делегатом от школы в Бресте была Светлана Кытманова: она передала отчёт о проведенной работе и собранные материалы: фотоальбомы, сборник по истории села Гремячки.
     Школа участвовала в районных смотрах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях по лыжам, туризму, спортивному ориентированию, защищала честь района на областных соревнованиях.
    Значительно улучшились показатели в учебной работе. Заметно изменился морально-нравственный климат в коллективе, повысилась творческая активность учителей, учащихся. Особенно проявили себя учительница русского языка и литературы Мещерякова Нина Ивановна – редактор рукописного журнала, литературный редактор « Истории села Гремячки»; Морозова Анна Андреевна - учитель географии, биологии, организатор художественной самодеятельности. Из молодых педагогов, выпускников Саратовского педагогического института, отличились Смолякина Зинаида Георгиевна и Савельева Людмила Яковлевна ( 1962-1964г.г.) Обе были классными руководителями у дочери Светланы Кытмановой в пятом и шестом классах и оставили яркий след в воспитании и развитии ребят.
     Смолякина Зинаида Георгиевна, преподавая русский и французский язык, литературу, пение, являясь поэтессой, учила детей писать стихи, находить образные сравнения, была инициатором создания рукописного литературного журнала, всячески способствовала развитию творческих способностей учеников. Она вела занятия школьного хора, аккомпанируя себе на мандолине, а также организовала струнный ансамбль игры на мандолине, который сама же и возглавила. В селе, где никто не знал нотной грамоты, не говоря уж об отсутствии музыкальной школы, эта её инициатива не имела цены. В тот же период ребята с энтузиазмом осваивали фотодело.
     Сменившая Смолякину З.Г. Савельева Людмила Яковлевна преподавала французский язык, внедряла новые методики обучения пятиклассников, делая акцент на развитии разговорной речи, на уроках общалась с детьми только по-французски, организовала кружок углубленного изучения французского языка для старшеклассников, где они не только общались на иностранном языке, но и пели французские песни, ставили пьесы. Как классный руководитель, Людмила Яковлевна уделяла всё своё свободное время детям, организовывала походы и игры, новогодний карнавал. Под её руководством ребята - шестиклассники создали кукольный театр и давали представления: сказку для малышей «Репка» и «Петрушка – иностранец» С.Я. Маршака. При этом деньги на необходимые материалы ученики сами заработали в лесхозе,
 собирая жёлуди. За один год ей удалось сплотить класс, добиться значительного повышения успеваемости.
     В развитии технического творчества учащихся – большая заслуга учителя Великанова Ивана Ивановича. С юными спортсменами работал учитель физкультуры Моисеев Николай Петрович. Математики Пономарёва Мария Фёдоровна, Бочкарёва Вера Ивановна вели внеклассную работу по углублению знаний учеников, руководили предметными кружками, проводили олимпиады.
     С младшими школьниками много работали учителя начальных классов: Беликова Анна Григорьевна, Курмышина Нина Петровна, Краснова Валентина Григорьевна, Моисеева Ольга Фёдоровна.
Особо следует отметить работу воспитательницы группы продлённого дня Кытмановой Марии Александровны. В группе были собраны не только дети всех младших классов, но и пяти- шестиклассники. Всем им она помогала выполнять домашние задания, проводила интересные игры, учила танцам, следила за питанием. Её воспитанники прилежно учились, хорошо успевали, были активны.
     Успехи школы были несомненны. Опыт её работы обобщался, его перенимали другие школы района, на базе нашей школы был проведен семинар по обмену опытом работы.
     Я стал ставить вопрос о строительстве нового здания школы с интернатом, квартирами для учителей. Идею в райисполкоме поддержали, но только на словах. Дальше слов дело пока не пошло. Мне предложили работу в должности заведующего РОНО, но я отказался. Оставаться в Гремячке или в районном центре в Новых Бурасах нам уже не хотелось. Встала проблема переезда семьи на постоянное место жительства, если не в Саратов, то в какой-нибудь город Саратовской области. Светлана окончила девятый класс. Надо было думать о продолжении её образования, подготовке к поступлению в один из ВУЗов. Серьёзно встал вопрос о лечении родившегося в 1963 году сына Володи. Он заболел хронической пневмонией с тяжёлыми обострениями, многократно лечился в стационарах Сокурской и районной больниц, нуждался в постоянном врачебном наблюдении.
 


Рецензии