Новый смысл Хануки

Автор: M. Bruk    
Израиль - это и имя отдельного персонажа (второе имя Яакова) и название государства - Израиль.
Для самосознания евреев как народа - нам очень важно увидеть как Израиль - как страна/государство - себя проявлял в разных мировых геополитических ситуациях.
История Израиля делится на два этапа. Первый этап - начался с "родов" народа. Эти роды произошли во время выхода из Египта. Египет играл роль "матери" изнутри которой родился Израиль. Народ как целостность существовал до изгнания евреев Римлянами, когда он был раздроблен на отдельные диаспоры и исчез как цельность.
 
И только в 1948 году целостное еврейское образование в виде государства снова возникло на мировой арене.
До сих пор Израиль как государство не может осознать свою роль на мировой арене и в связи с этим происходят множество "недоразумений", так как свежеродившееся (65 лет назад) государство - еще не научилось воспринимать себя как уникального "взрослого игрока" на мировой сцене.
Наши мудрецы рассматривают четыре галута - вавилонский, персидский, греческий и римский - как ключевые модели существования евреев как государства-игрока на мировой арене.
Вавилонский этап - описывает первый деструктивный фактор, разрушение Иерусалимского центра и захват/угон всего народа в Вавилон.
 
Римский этап - наиболее одиозный, так как описывает восстание евреев и его подавление. Это - отдельная большая тема.
Персидский этап проявляется в идее Пурима, в которой выражен фактор выживания евреев как народа - против внешнего заговора.
И самый интересный и содержательный элемент этой "четверки галутных историй" - это самовыражение евреев в контексте противостояния греческого "мета-игроку".
 
В той истории произошло несколько ключевых факторов.
Первый - "силовой" фактор идентификации. Евреи отстояли право на самобытность - против попытки стереть нашу уникальность, растворить нас в большой системе.
Шла речь не о физическом уничтожении (как в истории Пурима), а об уничтожении самобытности, о превращении нас в часть огромной "толпы".
 
Но еще более важно, как в нашей традиции выразилась эта победа.
Она выразилась в символическом действии - зажигании светильника-восьмисвечника.
Этот образ - на языке символа - сформулировал нашу роль как "органа тела" Израиль в общемировом организме.
Что обозначает символ "светящийся восьмисчечник" - как послание (message) миру? Он означает, что мы как народ - несем миру свет. И восьмерка означает - выход на связь с бесконечностью.
Израиль - не просто сформировался как народ - "орган общемирового тела". Но Израиль - выразил свою миссию через символическое послание, которое мы называем ханукальным светильником.
Сейчас этот светильник играет двойную роль.
Каждый еврей, который зажигает этот светильник у себя дома - выражает послание, что он является частью глобальной общности - Израиля.
 
А государство Израиль - выражает этим светильником самоидентификацию себя по отношению к миру - как (а) носителя света и (б) механизм связи с бесконечностью.
Без такого послания - у мира есть две приземленные опции восприятия современного Израиля.
(а) государство - "умник", в котором собраны технические гении, умеющие создавать "старт-апы" (роль напротив Эсава)
(б) государство - "агрессор", которое "обижает" "слабых" палестинцев (роль напротив Ишмаэля)
Первая роль - имеет позитивные смыслы, но она ограничена сферой интеллекта, а эта сфера сильно уже нашей миссии.
Вторая роль - это "полная чушь" (по крайней мере в наших глазах). Но навязывание нам столь одиозной и "идиотской" роли может иметь только один позитивный смысл. Чтобы Израиль - как можно быстрее повзрослел и взял на себя роль и миссию источника света и связи с бесконечностью.
И если мир воспримет это "взрослое" (ханукальное) послание, то у мира появится реальный вменяемый выбор восприятия по отношению к Израилю, ведь выбор между "умниками" и "агрессорами" не содержит в себе нашей подлинной миссии и неинтересен миру.
 
Что такое свет и связь с бесконечностью?
Это наша задача развития психо-духовных практик, основанных на идеях письменной и устной Торы. Часть этих практик - должны быть для "внутреннего" еврейского пользования, а часть практик - должна евреями быть внедрена в мире, чтобы мир получил доступ к свету и бесконечности.
--
Ханукальный салон - JCBB (2915, Ocean Parkway) - 2 декабря, понедельник, 7.30 РМ


Рецензии