система множественных ценностей

                Сентиментальность была так несвойственна древним !
                Она - проявление множественности ценностных направлений…


Мы привыкли к пониманию того, как усложнение форм жизни общества приводит
к трудностям понимания окружающей действительности.
Поэтому, говоря о чём-то, мы стараемся переходить на «частности» и «конкретности»,
 специально сужая охватность видения вопроса.

Цель проста и понятна - желание как можно быстрее  закрыть этот вопрос
подходящим к случаю тактическим решением.

Такие решения, как правило, уже известны и не требуют какой бы то ни было аналитики,
но требуют  выбора,  из числа готовых решений.
И даже сам этот выбор, подчас, задаёт нам довольно высокие напряжения.

В чём же причина того,  что отбор решения слишком часто требует неоправданно высоких затрат ? 
Может дело в том, что  мы не имеем достаточно универсальной или единой системы ценностей,
которая была присуща более ранним  стадиям  цивилизации ??

 Трудно, например, представить себе  человека  в шкуре и с копьём, который был бы сентиментален !!

Сентиментальность - это как раз порождение неоднозначности восприятия мира.

Сентиментальным можно назвать человека, который любит собак,
но питает ненависть к определённой  категории других животных.

Или такого, который обожает прошлое,
но питает ненависть к настоящему или наоборот.

Словом, таким людям присуща непоследовательность или нелогичность -
разрывность  мировосприятия.

Эта «разрывность мировосприятия» присуща не только сентиментальным людям,
просто на них она проявляется именно так.

Вообще, двойственность положения появилась сразу
как только появилась необходимость сосуществовать внутри людских сообществ
и корни этой двойственности, конечно, имеют животное происхождение. 

Страх, как скрытая подавленная форма ненависти, известен ещё со времён человеческого стада.
А вот возмущение, как агрессивная форма жалобы, в которой слёзы заменены ненавистью, это -
 пожалуй, уже чисто человеческое, причём высокоразвитое проявление двойственности.

Вообще, для мира “множественных ценностей” реакция замещения очень характерна.

Она проникает повсюду, присутствуя как в отвлечённых понятиях «добра» и «зла»,
так и в очень личных отношениях на уровне чувств и эмоций.

Смещение основных этических установок неизбежно приводит к смещению эстетических взглядов и позиций.
Не “то”, так “это” или  “это хорошо, потому что удобно”…

Следование  “возможностям” вносит относительность в такую простую вещь, как
стремление к идеальному.
 
Но если человек живёт с тем что есть, не стремясь к дальнейшему преобразованию,
тогда нельзя сказать что он - художник собственной жизни или её творец ! 
 
Итак, множественные ценности... Неоднозначность... Разрывность мировосприятия ...
Вот с чем постоянно приходится сталкиваться, оценивая любую из ситуаций,
возникающих в  жизни.

На самом деле, мы путаемся в очень простых понятиях, к примеру таких, как “личная честность”. 
Иногда просто удивляет та наивность, с которой добиваются личной честности от человека,
который явно по отношению к другим не таков.

Честность  и  направленная честность - логически противоречивы, однако мы прекрасно знаем, что это такое.

Ещё пример. Раньше, в более религиозном обществе,  гарантией порядочности
выступала система верований в единство истины.

Сейчас даже религиозное чувство не служит поведенческим мерилом.

Мы путаем Мечты и Потребности, не понимая где одно и где другое.

И всё это опять же порождение  нашей системы множественных ценностей.

Справимся ли мы с этим ? Наверно ДА !

Если не мы, то наши не очень далёкие потомки,
потому что для них это будет просто ЖИЗНЕННО необходимо.

Жизнь цивилизации вцелом будет напрямую зависеть от того, найдут ли они
Более прозрачный смысл жизни, смогут ли отказаться от лишнего в ней,
как ментального, так и материального.

И поймут ли, что на самом деле нужно человеку,

иначе им просто не хватит этой планеты...


Рецензии