Реверс

               
      Давненько я взял себе за правило: первое твоё  слово, сказанное в преамбуле, должно расчистить подходы к тому, о чём вздумалось поделиться с читателем, - такова логика общения. Термин "реверс", как известно, заимствован из английского языка, и пишется, как  «reverse», что является прямым переводом русского  слова  «обратное».  Так вот, в практике реверс имеет широкий спектр в маневрировании, однако, рамки сюжета не позволяют перечислить их  чохом, поэтому приведу два момента, что, думаю, будет вполне достаточно:

-при парковке  автомобиля с помощью рукоятки коробка передач переводится  на реверс,  чтобы, как говорят водители, - «сдать назад»,

-в пилотировании обычно реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействовавший реверсивное устройство, в основном, на пробеге, после посадки, либо  для аварийного торможения при прерванном взлёте, короче говоря, сие действо называется торможением. Вот отсюда, «гремя огнём», покатим к теме.

      Мы, как дети небес, тоже неустанно катимся вперёд, однако порой "железные"  обстоятельства, да и сама наша бренная суть, вынуждают нас время от времени изощряться, вертеться, тормозить, сдавать назад и оглядываться. Именно в  этом вся наша игра в мире под Солнцем. В юности всё впереди: любовь, дети, карьера, потому в эту пору нам некогда, да и незачем, цепляться за прошлое.  Другое дело, - в старости, вот, как мне сейчас, когда через месяц шагну в свое 85-летие, когда впереди осталось лишь одно грандиозное  событие, - встреча с Богом, когда всё  уже позади. Тут уже расклад другой: нынче позитив я черпаю из прошлого, там остались мои свежие силы, сердечные встречи, и все прелести жизни.  Сегодня в душе моей, как никогда раньше, елейной нотой звучат вешние строчки незабвенного Александра Сергеевича Пушкина:

                В бездействии ночном живей горят во мне

                Змеи сердечной угрызенья;

                Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

                Теснится тяжких дум избыток;

                Воспоминание безмолвно предо мной

                Свой длинный развивает свиток….   

     И я торможу время, как только могу. Вот, недавно, вдруг, как гром средь бела дня,  память стала рисовать предо мной живые краски былой встречи. В моей «корнетской жизни», когда мне было под 50,  не раз приходилось посещать  Москву с тем,  чтобы решить кое-какие специфические  вопросы в Министерстве угольной промышленности , тогда ещё – СССР, и заодно обменяться словом с троюродным братиком   Дмитрием Ефимовичем  Хачхарджи,  который в то время, как журналист, вёл программу «Юность» в Останкино: славный был малый,  смею вас уверить,  думаю, Бог его не обидел.  Много чего было в Московии, но среди всех прочих,  во многом чисто деловых координаций, врезалась в память, как НЛО, одно совершенно нежданное явление.  Всё началось с того, что ненароком, заскочив в середине дня в ближайшее от «родного» министерства кафе, буквально, в пяти шагах от входа за  столиком заметил потрясающую женщину бальзаковского возраста.  «Вот, кто породнит меня с небом», - подумалось мне, и рванул навстречу, гонимый надеждами на сумасшедшие мгновенья. И затуманились мои очи: вижу, как длинные русые локоны спадали на покатые красивые плечики, глазки чёрные, внимательные, белое личико, безупречные черты, платьице в стиле modern, и её фигурку, всю – в строгих пропорциях, что оценил позже! Мой внутренний голос,  которому я внимал в подобных случаях, вдруг, сник, пропал,  исчез вовсе!

-Не сильно ли я Вас побеспокою своим соседством?  И, вздрогнул, - «Не вспугнуть бы!»

-Демократия! Только без нажима, ладно?

-Без проблем, и добавил: «Да будь я негром  преклонных годов…!»

-Удачный старт, поздравляю, тогда представьтесь, коль пошёл дуэт, я не перегнула? 

-Всё в норме. Константин, но лучше коротко, просто, - Костя.

-Ольга, Ваша милость.

-Образование?

-Энциклопедистка!

-Как это понимать?

-Так и понимать: «Всему училась понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»

-Чувствую, что ты (так можно?) юмористка, я высоко ценю сие, редко встречаемое у Homos-a качество, и всё же, если без шуток?

-Впрочем, я тоже не люблю всякие там «выканья», что ж, давай перейдём на близкое «ты», а, что до высшего, - с отличием закончила МГИМО, греческий язык. Предугадывая твой следующий вопрос «почему греческий?», потому что в честь мамы, она родом была из «Стылы», - село, которое основали греки-выходцы из Крыма в 1780 году, вроде так.

- О, Господи, что за оказия»: ведь,  Стыла в 10 километрах от такого же, греческого, села Бугас, в котором, как пишется в старых книгах, «имел честь родиться Ваш покорный слуга».  А где явилась на свет наша прелесть?

-Мой отец, украинец Виктор Стецько, работал в Киеве архитектором, там же, в Киеве,  если идти по твоей канве,  «я имела честь родиться».
 
-Теперь мне  понятны истоки твоей греко-украинской  симпатии. А почему о родителях в прошедшем времени?

-Они погибли в автокатастрофе в 1959 году, мне тогда было 9 лет. Меня на воспитание взяла  моя тётя Варя (сестра отца), кстати, - классный преподаватель английского языка. И дальше, чтобы больше не спрашивал: после МГИМО прямиком на Кипр, в тамошнее консульство. У меня – полный комфорт с первых дней, так как в совершенстве владею не одним лишь греческим, но и английским языком, что, конечно, от славной тётушки. На Кипре через два года вышла замуж за киприота Анастаса  Киприану.  Он владеет крупным предприятием по пошиву воинского обмундирования, деньги прямиком идут с государственной казны, ввиду чего свою вотчину он называет не иначе,  как «ionia pragma», что с греческого – «вечное дело». Так что, перед тобой – Ольга  Киприану.  В  Москву мне пришлось срочно прилететь ввиду того, что тётя Варя заболела, сейчас  недуг отступил. Через 4 дня я полечу к себе, но, если, не дай Бог,  будет рецидив, то прилечу обратно, чтобы забрать её в свои пенаты, на Кипре климат благоприятствует, да и я буду рядышком: мне иначе нельзя, ведь всем, что  есть у меня, я обязана  тётушке.  А что у тебя за дело, чем занят?

-По профессии я горный инженер, и этим, думаю, всё сказано. 

 Она – с чарующей улыбкой: «Это, который,  по горам лазит, что ли?»   

-Вовсе нет, - это тот, который уголь копает. 

Тут подскочил официант: «Что будем заказывать, милые гости?»

  Оля  внимательно посмотрела в мою сторону, я понял: «Ну, гусь, действуй!»

 Я к нему: «Извини,  дорогой, - вот тебе наперёд чаевые, - а мы пока подумаем»

-Оленька,  я тоже свои дела в Министерстве  уже  завершил, поэтому, как свободный от забот грек, предлагаю вместе с размахом провести, выпавшие на нашу долю, эти славные денёчки, причём – без всяких обязательств, а по зову сердца, как тебе моя идея?

-Сама идея – лучше не придумаешь, а что конкретно?

-Махнём в гостиницу «Россия», классный  «люкс», в котором я в эти дни один, как перст,   по пути купим вино элитное, минеральной воды, виноград, пару свежих лимонов, всё    остальное  – за официантом ресторана, как тебе такой жест от грека?

-Хорошо, что добавил «от грека», именно это всё и решает: родная кровь, как не говори. Принимается, причём, - со всей душой. Только вот, забыл ты про цветы, и  бутылочку армянского (сортного) коньяка, на всякий случай, мало ли что!

-Ну, так, по рукам?

-Была - не была!

Засервировали стол, знакомый мне официант Гриша  доставил нам  из ресторана отбивную, шашлыки, жареной картошечки, рюмки, стаканы, два фужера, вроде, всё.

«Гриш, - обратился я к нему, - как тебя вызывать, если понадобишься нам?»

-Очень просто, вы, наверно, не обратили внимание: на столике, приставленном в правом углу,  есть телефон,  позвоните,  и  я тут, как тут. 

-Окей!

Оленька забегалась туда-сюда, глазки, вижу, загорелись «божьим огоньком»:

-Давай для начала, немного вина, для храбрости, что ли?  Хотя, как я успела заметить, в том нужды у нас нет. 

-Предложение – в самый раз!

У неё была милая привычка, выбирая нужный момент, спрашивать: «Что ещё?»

Когда, слегка  подкрепились, она, грациозно повернув  красивое личико, кивнула в мою сторону:   

-Скажи мне, mon cher, в этих апартаментах душ есть?

-Тут, как в Греции – всё есть!

-Тогда, чтобы «смело, товарищи, в ногу», айда в душевую!

Что делать, для меня дамский каприз – закон. Давно зарубил себе на носу:

 «Хочешь быть приятным,  будь любезен, продемонстрировать перед Женщиной свою воспитанность!»

Так и пошли мы, страстью палимы!  Вот тогда, в душевой, когда Оленька бросила своё «что ещё?», я с улыбкой,  ответил ей  репликой:

-О, Оля, Отдайся, Озолочу, Осеребрю!

 Она мне в пику:

-Оголённая Оля  Отдаётся!
               
                Неисповедимы дела твои, Господи.   

            Оля оказалась на редкость остроумной, находчивой, любезной, классной юмористкой  и,  приятной во всех отношениях,  дамой сердца. Выпито было мало, как по завету древних эллинов: «всё - в меру!», зато съели почти всё, от стола остались, как говорится, «одни коврижки», так что расписывать, особо не следует.

-Оля, может, заказать, что-либо из  вкусненького?

-Достаточно, ты, лучше,  скажи, постель есть в этом «казённом» доме?

-Есть, ну, не царские покои, но для потехи ради,  – вполне!

-Тогда, пошли – «договорить» надо.

       Что было дальше, лучше покажу  одним росчерком: в постельке Оленька была неописуемой свежести. С первой же минуты она шепнула:

             «Ты мне мил ещё и потому, что сохранил свою юную робость,  так интересно смотреть на тебя, прямо, - прелесть!», - сказала она,  всплеснув  ладошками.

 -Седина пробивается, как ни как, я  всё же старше тебя  огого насколько лет, чуть ли не библейское «избиение младенцев!

-Прямо-таки «избиение»! Не дрефь, Костик,  дети седыми не рождаются. 

                И распахнулась душа,

                До разрыва аорт,

                И покатилась волна,

                До Арбатских ворот.
 
        Оленька мою пиитику  оценила  словом «ЭВХАРИСТО!», что с греческого, - спасибо  и,  взглянув на настенные часы, забеспокоилась:

-В десятом часу я должна быть у тётушки, она у меня самых строгих правил, и потому нежелательно её волновать, да и нужды в том, думаю, нет никакой.

-Это понятно: сон, ведь, это наше особое состояние, у каждого своя манера, свои привычки,  свой биоритм и свои сны, так что сие – вне дискуссий.

-Правда, у нас впереди лишь один день, так как  третий проведу у тёти, мне перед вылетом, сам понимаешь, надо хорошенько отдохнуть, а четвертый день, практически, исключается  потому, что в 10-00 – посадка на самолёт, но  ты не волнуйся:  обещаю быть предельно внимательной, ласковой, – всё  будет, как в райских садах. 

-Может,  завтра махнём  в ресторан?

-Никогда не бывала, и не люблю ресторанные развлечения: след благого воспитания.

-Мне тоже это не по душе. В Москве живёт мой троюродный брат Дмитрий, с ним  однажды посетил  одно  заведение, до краёв напичканное стариной, что мне всегда особо привлекает. Запечатлел всё, думаю, тебя это тоже заинтересует.

-Просвети, может, и двинем туда, где «кот учённый всё ходит по цепи кругом» 
                (с обворожительной улыбкой) 

-Тогда, навострите ушки свои, mon charme,  постараюсь не упустить подробности.
 
     Итак, в Москве  есть одно любопытное  местечко, точнее, ресторан с интригующим старорусским названием «Разгуляй», расположен он  в Старой немецкой слободе, рядом с Елоховским собором,  в старинном московском особняке, построенном для графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Площадь же, рядом с которой находится ресторан, получила свое название  «Разгуляй» еще в XVII веке, благодаря находившимся здесь питейным заведениям.  Отсюда по «царской дороге» императрица Анна Иоанновна  ездила в свои владения: Рубцово-Покровское, Измайлово и Лефортово.  Чтобы, хоть как-то, застолбить память о себе, вельможи и купцы, в то памятное время,  на этой площади спешно стали возводить свои  роскошные дворцы и каменные дома.  Кстати, там, в церкви Богоявленского собора был крещен Александр Сергеевич Пушкин: лично для меня именно в этом вся ценность. Но и это не всё.  Старинную двухэтажную постройку, сохранившуюся до наших дней, что по соседству с рестораном, связывают с именем любовницы Петра l - Анны Монс.  Да мало ли что было! Главное, современному «Разгуляю», благодаря стараниям любителей старины, удалось сохранить неповторимый колорит и воссоздать атмосферу купеческой Московии XVII века. В интерьерах зала отражены русские народные промыслы – хохлома, гжель, береста. Богатое меню, плюс - живая цыганская музыка каждый вечер привлекает великое множество любителей   вкусно поесть и потанцевать себе в усладу, что, впрочем,  можно сделать и под, берущие за душу,  напевы русского народного ансамбля. Всё с русским размахом, с русским духом, с русским гостеприимством, словом, - есть, где разгуляться душе!

-Как я понимаю, «там русский дух, там Русью пахнет»?  Ну, что ж, – навестим, только не вечером, на танцульки у нас времени нет, а в обеденный час.  Закажем, кое-что  из экзотической кухни, покажешь мне  достопримечательности, о которых ты столь красочно рассказал, и – назад, в наше  логово. Костик, я уже заметила, скорее, себе в радость, что у тебя превосходная память, и это тебе зачтётся, можешь не сомневаться.  Меня так и тянет  спросить тебя, ты, в самом деле, инженер, или ты  лингвист, или и то и другое?
 
-Спасибо за « родовую печать», долго говорить, оставим вопрос на завтра. Сейчас закажем такси, и поедем к тёте Варе, я – с тобой до самого лифта: так спокойнее будет.
 
Добрались быстро, выходя из машины, Оленька обняла меня и, нежно целуя, трепетно обронила тихо-тихо:

-Странная штука жизнь: вчера были вовсе незнакомы, а сегодня ты мне – родной человечек и самый желанный. Завтра ровно в 12 часов буду ждать тебя на этом месте, а дальше, как привычно говорил мой отец, - «згiдно плану».

Так и поступили. В ресторане «Разгуляй» заказали себе  Щи Боярские, сибирские пельмени и  по кружке пива «Старый мельник», - всё в «русском стиле»: «пей пиво пенное – будет жизнь отменная».   После в роле гида стал Оленьке показывать, и вновь ведать о том, что давным-давно прошло и быльём проросло. Вернулись в «обитель» где-то во втором часу дня. Сели за свой столик.

-Что сидим, налей-ка, Костик, по стопочке коньяка, грешно ведь: бутылочка «щэ нэ почата», опять вспомнила папочку.

-Наверно он за нами следит, но, смотри, чтоб не сильно, а по стопке, - да, в самый раз!
 
-Ты вчера спросила меня  лингвист ли я, нет, конечно, но литература со школьной скамьи мне, как alma mater, к тому же, моя жена – преподаватель русского языка и литературы, да ещё какой, с регалиями!!!

-Так, вот откуда ветры дуют, теперь понятно.

-Наверно, как в поговорке: «С кем поведешься, от того и наберешься». У меня к тебе попутный вопросик: «Поскольку ты хорошо владеешь английским и греческим, равно, как и русским, то интересно, какое ты видишь отличие меж ними?»
 
-Если европейские языки представить в виде красивого, узорчатого, полотна, тогда русский язык  представляется мне, как расписанный персидский ковёр.

-С бахромой?

-Какая-такая бахрома?

-Русский язык могуч и широк потому, что в своём распоряжении имеет  не один лишь словарный фонд, как основу, но рядышком ещё один сундук со «специями», оборотами, колючими сравнениями с «убойным акцентом».  Параллельно с русским языком под ручку шагает, так называемая,  ненормативная лексика, которую, если бы спросили моё мнение, лично я считал бы её вполне нормативной, вроде,  как «русский идиш».  Вот одно такое предложение: «У него такой гудок, что листья хиреют»:  гудок – это попа, которая гудит  в момент  выброса сероводорода, а «хиреют», стало быть,  вянут, - вот  такой сбитень.
 
-Что это за «убойный акцент», нельзя ли раскрыть скобки?

-Можно, почему бы и нет?  Навскидку, хотя бы вот этот «ёршик»:

                Зима пришла, крестьянин торжествует

                Одел кожух,  и в х-й не дует!!!

-Ну, чёртов лингвист, ну, погоди. Кроссворды  любишь разгадывать?

-Да, не вопрос, но более всего,  – чайнворды.

«Тогда отгадай,  - требовала Оленька, улыбаясь, - каким старорусским сленгом   Владимир  Даль трактует такое слово, как  «чванство», дам вводное: в данном  слове всего семь букв, третья буква «е»?
 
-Увольте, сдаюсь! Так что там?

-Ерепень!  Мне понравился твой «ёршик», не подбросишь ли ещё парочку?

-Вполне. По части кроссвордов есть «приличный анекдот», могу,  если позволите.

-Валяйте: я привыкать стала.

    Тогда – представь: в кафедре  русского языка сидят две «доцентши»,  одна курит, вторая разгадывает кроссворд.
 
- Мария Ивановна, - «Полный крах всех надежд»,  шесть букв, вторая  «и»?

Курящая долго думает, потом:

- Ну, не может быть! в газете?

- Да.

- пиз*ец?!

- Подходит...

Входит заведующая кафедрой, профессорша.

- Софья Марковна, вы доктор наук!  «Полный крах всех надежд», шесть букв, вторая «и»?

- пиз*ец! Однозначно!

- Ну не может же быть в российской газете -  «пиз*ец»?!

- Сейчас все может быть!

Входит аспирантка Машенька, юное невинное созданьице.

- Вот молодежь все знает! Машенька, «полный крах всех надежд», шесть букв, вторая «и», что, по-твоему, будет? 

  У нас только один вариант – «пиз*ец»!

Машенька краснеет до корней волос и шепчет:

- Фиаско.

-Милый мой, дай мне пару листов и ручку, хочу записать, чтобы оставить память о нашем «ненормативном»  диалоге.

 Я по ходу вопросов повторял «пройденное», Оленька неторопливо записывала своим каллиграфическим почерком, после чего она задала тот же, свой традиционный вопрос: «Что ещё?»

-Всё в том же духе: я свободен, хотя бы потому, что всё сказал.

-Перейдём на другую тему, впереди у нас ЕЩЁ три часа, мы в графике. Да, а душ?

-Душ потом, мы чистенькие с тобой и перед Богом и перед людьми.

«Господи, - взмолилась Оленька, - как мне хорошо с тобой!»

-И мне – адекватно! Силы не отказали, как насчёт того, чтобы  перекусить?

-Нет, дорогой, ты от меня легко не отделаешься: это -  для заключительного аккорда! 

    
                Честно признаюсь, не люблю расписывать интим: во-первых,  я не  Ги де Мопассан, во-вторых, на сей мотив у каждого свой «струмент», да и само слово SEX,  думаю, более соотносится к животному, чем к человеку, тем не менее, оно, почему-то,  особо на слуху у современных «интеллигенствующих  самцов», но мне, откровенно  говоря, sex-иноземщина  не по нраву, не приемлю также и старорусские определения такие, как совокупление, прелюбодеяние, или же вот это, совсем уж странное до неприличия, слово - поползновение. Мне больше нравится СОИТИЕ, которое прямо исходит от слова сойтись, то есть сойтись в паре.

      Время, увы, неумолимо, до расставанья осталось не более часа. Официант, - по моему звонку, - принёс нам бефстроганов, кофе, шоколадных конфет, апельсинового соку, и мы, присев к столику, налили себе по рюмке коньяку.

-Первую  рюмку за тебя, милая Оленька, за то, что ты есть, за то, что встретил тебя на своём пути. За твоё здоровье и счастливое долголетие!

-Вторую за тебя, мой дорогой Костик, за то, что ты такой милый и забавный мужик, за то, чтобы ты долго-долго жил и тем радовал бы тех, кому выпадет счастье быть рядом с тобой. Большое спасибо тебе за приятные мгновенья, за то, что я познала истинного грека, я буду помнить тебя.  Честно скажу, что не ожидала от тебя  такой прыти, береги себя, и будь счастлив!

«Ты знаешь, - сказал я ей перед тем, как выйти, - долго думал над сюрпризом, и решил в качестве  памятного подарка,  преподнести тебе миниатюрную хрустальную вазу (сам подбирал в магазине), в нём – мой экспромт, который я успел напечатать (прочтёшь  в самолёте).  Вот она, эта вазочка, и мой прощальный поцелуй. 

С тем и спустились вниз,  где нас поджидало такси.

-Может, сама поеду, простимся здесь, у порога?

-Нет, Оленька, я с тобой до последней минуты, к тому же есть неписаное правило: «полож, где взял».

Ехали,  молча, ведь, всё  уже было сказано и всё было предопределено. Выходя из машины, Оленька со слезинкой на своих длинных ресницах, обронила своё   adieu:

-Не печаль  бровей, бравый Костик! Это только кажется нам, что времени мало, на самом деле, чувства наши зашкаливают, а это верный признак  того, что с нами – вечность! 

И к ассоциациям.

        «Не счесть алмазов в каменных пещерах»: не далее, чем вчера, то- бишь 23 ноября 2013 года, в одном из супермаркетов Хайфы (Израиль), на полке я заприметил красивую, с инкрустированными обложками и добротными, «вечными»,   застёжками, папку!!  «Вот, - воодушевился я, - тот ларец Дракона, в котором  я буду хранить,  исписанные моим безобразным почерком, странички о моей, теперь уже,  ветхозаветной, жизни.  Благополучно возвратившись в свой родной Кирьят-Бялик (пригород Хайфы), я перво-наперво, положив папку на стол, сверху на титульной обложке фломастером крупно нарисовал аббревиатуру  «ЗАЕБИС», что успешно расшифровывается, как    «ЗАписки Ехидного Бедолаги – Искателя Счастья», и стал перебирать свой «мелкопоместный» архив.  Знамо дело, поначалу я мыслить себе не мог, что найдутся пожелтевшие от времени листики об одной удивительной московской идиллии, и черновой вариант экспромта, адресованный  моей визави, Оленьке, который я вложил для «своего  увековечивания»  в хрустальную вазочку  (да-да, в ту самую, если запомнили).  Пожалуй, я приведу сей перехлёст, который нынче, за давностью лет, думаю,  уже никому не навредит: 
               
    Сижу у Ваших ног,

             и думаю о счастье.
 
    Без Вас я б занемог,
 
     Духом сник бы, -
      
                в одночасье.

                - - -
         
                Сижу у Ваших ног,

                смотрю на Ваши плечи,
 
                Ах, неслыханные речи:

                «Ужель все грации

                Дарил Вам Бог?»

                - - -
 
                Поправив  локон стог,

                Вас я всю целую….
 
                Ведь я живу напропалую,
 
                Когда лежу -

                у Ваших ног!

 
                Всё - тленно, но чувства – вечны!


Рецензии
Замечательно, иронично, умно, по-мужски, короче -здорово!!!!!!!
Удачи Вам, Константин, и долгих лет творческой деятельности.

Светлана Рассказова   09.12.2013 09:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.