Нечеловеческий фактор
Мы это знаем, но не всегда ясно понимаем, в чём именно наша самобытность состоит. А надо бы понимать! Потому что нам есть чем гордиться!
Например, - подбор кадров. У нас это совсем не так делается, как в Европе. А очень даже оригинально!
Несколько лет тому назад я много общался с одним довольно известным московским директором школы.
Человек он умный, но немного закомплексованный. Например, опытных учителей он переносил плохо. У опытного учителя обычно – уверенность в себе, своя позиция. Это неприятно. Поэтому он постепенно выдавил из школы 80% опытных педагогов, оставив только отличавшихся подчёркнутым раболепием, идеально лояльных. Вместо ушедших (среди них было немало очень хороших учителей, из тех, кого называют «любимый учитель нескольких поколений», притом проработавших в этой школе долгие годы) он набрал молодых людей после университета.
А ещё этот человек – назову его здесь Альбертом Альбертовичем – небольшого роста. Казалось бы: ну что такого? Педагогическая знаменитость. Директор школы в центре Москвы. Но вот не любил наш Альберт Альбертович высоких, уверенных в себе мужчин. Именно вот в таком сочетании. Был у него в школе учитель химии – Иван Павлович – огромного роста, кажется, 195 см. Но он отличался детской робостью в общении с начальством, умел, разговаривая с директором, сгибаться чуть не пополам – и был начальству приятен. А вот одного из своих же собственных молодых протеже – учителя физкультуры Фазиля Вахитовича – Альберт Альбертович выжил из школы после первого года работы, хотя дети в этом учителе души не чаяли. Фазиль Вахитович – красавец-джигит, высокий, стройный, сильный. На педсоветах всегда высказывал своё мнение, нередко - отличное от мнения начальства. Держался независимо. В общем, не сработались они.
Спустя много лет меня пригласили работать в 261-ю школу Москвы. И оказалось, что директор этой школы – тоже небезызвестный педагог – заняв должность, прежде всего, избавился почти от всех опытных учителей (в этой школе их называют «тётками»). Неприятно ему иметь дело с людьми, лучше него разбирающимися в педагогике: сам-то он из чиновников, педагогического опыта у него – с гулькин нос. Так удачно решив вопрос подбора кадров, он, правда, вскоре заметил, что родители недовольны уровнем преподавания, даже забирают детей – а ведь в России подушевое финансирование. Невыгодно это – терять учеников.
Тогда он ударился в другую крайность: пригласил меня, опытного учителя. Но я там недолго продержался: вскоре он не выдержал и меня уволил.
А ведь эти два знаменитых директора не знакомы друг с другом. Но какое удивительное сродство душ!
У Альберта Альбертовича, между прочим, был совершенно замечательный завхоз. Помните фразу о том, что всё решает «человеческий фактор»? Так вот – это совершенно верно! Потому что, хотите верьте – хотите нет – фамилия завхоза была «Фактор». Илья Иосифович Фактор! Маленький такой, шустрый, лысый.
Альбертович Альбертович его так и называл: «Человеческий Фактор»! «Валюша, - говорил он секретарше. – Где там наш человеческий Фактор? Позовите!»
Это был удивительный человек! Он всё умел. Сам чинил трубы (правда, они потом немного текли, но не очень сильно). Подвозил директора на своей машине. Оборачивался с ремонтом так, что все диву давались: тратил половину денег, собранных с родителей, нанимал каких-то чуть ли не бомжей, работал вместе с ними – и школа была всегда к 1 сентября отремонтирована идеально, комар носу не подточит. Правда, к 1 октября она уже не выглядела так идеально, но это неважно: принимают-то школы не в октябре.
Правда, учителя вечно не могли завхоза найти, когда им что-то нужно было (бумага, тетради, веники, мел для доски), и всё покупали на свои деньги. Но директор его ценил.
К сожалению, идиллия эта кончилась печально. Однажды пришла в школу прокурорская проверка. Обнаружилось, что часть денег куда-то утекла. Альберт Альбертович вышёл на пенсию. А Илью Иосифовича посадили, и он в колонии умер.
Но светлая память о нём живёт в сердцах тех, кто его знал!
К чему я это всё рассказал?
Россия – особая страна. Это в скучной Европе при подборе кадров главное – деловые качества. У нас всё не так! У нас важно – понравиться начальству.
А что нравится начальникам?
Главное – чтобы подчинённый был легко управляем. Бесхарактерных, несамостоятельных, раболепных – у нас ценят. Чтоб верёвки из него можно было вить.
Т.е. нужно быть именно таким человеком, который для руководящей работы никак не годится. Тогда у тебя есть шанс быть назначенным на руководящую должность!
Понятно, высокое начальство озабочено одним: своей несменяемостью. Подчиненные лояльны, послушны – значит, всё хорошо.
Но эти подчинённые – в частности, директора школ – они ведь для кого-то и начальники. Вот они и подбирают себе кадры в соответствии со своим разумением.
Помнится, императрица Анна Иоанновна, не отличавшаяся ни красотой, ни статью, любила окружать себя карликами и уродцами, рядом с которыми она сама выглядела самой статной и красивой.
Примерно такой принцип подбора кадров характерен почти для всех российских работодателей по сей день.
Почему, например, Путину так нравится Дмитрий Медведев? Да, покорен, да, легко управляем. Но таких полным-полно. Так почему всё-таки именно он?
Дело в том, что у Путина-то рост – 170 см. Точно такой, как у футболиста Лео Месси, известного малыша. А у верного оруженосца Медведева – 162 см. Найти взрослого мужчину такого роста не так легко. Да и сложения он щуплого. Путину приятно: рядом с Медведевым он выглядит крупным, мощным мужчиной. А ведь не секрет, что это для него психологически очень важно.
Вот он и ценит Дмитрия Анатольича – и есть за что!
У детей тоже такая психология. Они всегда сравнивают себя друг с другом, и чувствуют себя полноценными только тогда, когда в чём-то превосходят окружающих. Я сильнее, я умнее, я быстрее бегаю. Значит, со мной всё в порядке.
В точности такой психологический бзик характерен почти для всего населения России. Так что поведение начальства совершенно естественное.
Кто тут начальник? Я. Значит, всё, что тут у меня есть, существует для меня, для моего удовольствия. Так зачем мне тут те, которые умнее меня? Я найму тех, кто глупее. И буду себя чувствовать самым умным! Ведь приятно же!
Понятно, тот, кого наняли по такому оригинальному принципу, если он тоже имеет право нанимать кого-то на работу, найдёт себе ещё глупее. И так далее – до самого низу.
Петр Первый – большой европеец и великий реформатор – помнится, даже указ издал о том, что в присутствии начальства подчинённым следует иметь «вид придурковатый». И это был очень правильный указ!
Тот же подход – в моральной сфере. Подчиненные должны быть такие, чтоб рядом с ними начальник выглядел практически святым. А кто ищет – тот всегда найдёт!
После этого говорят: у нас народ деградирует. Лучшие люди, мол, уезжают. Ну и скатертью дорога! Они просто не соответствуют критериям кадрового отбора.
Может быть, кто-то, читая всё это, подумал, что я критикую, даже иронизирую? Нет. Просто хочу, чтобы читатели этих скромных заметок оценили по достоинству самобытность нашей великой и удивительной страны!
Впрочем, если заглянуть в труды классика этологии (науки о поведении животных) Конрада Лоренца, можно выяснить, что подобный общественный порядок характерен, оказывается, и… для животных! В стаде павианов или стае ворон – наблюдается нечто очень похожее.
И ничего. Всё у них нормально.
И у нас тоже!
Свидетельство о публикации №213112601139