23. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Белый Немёд4

23. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Река Белый Немёд,

часть 4

ПОЧЕМУ РУСЬ БЕЛАЯ И ЧЁРНАЯ. Но и это не всё: первона-чально (в XI-XIII вв.) Белой Русью назывались только Суздаль-ские земли, затем название распространилось на Московскую Русь, а позже (в XIV-XVI вв.) сдвинулось к западу – Смоленску, Полоцку и Витебску – и здесь закрепилось.

Чем же объяснить подобное движение названия Белая Русь?! Пока не ясно. Может быть, ростом Московского государ-ства. К.Тарасов не согласен с той точкой зрения, что Чёрной Ру-сью стали называться земли, якобы захваченные литовцами, а Белой Русью – свободные от литовской принадлежности. Мне-ние это «ни на чём не основано и противоречит реальности».

По мысли писателя, ближе к истине то, что «противополож-ные названия продиктованы разницей религиозного состояния населения. В Белой Руси христианизация затронула весь народ, крещение язычников в православие началось здесь одновре-менно с крещением киевлян. Как бы ни были на белорусских землях стойки пережитки язычества, народ считал себя хри-стианами «греческой веры», и эту свою, новую, веру считал род-ной. В Чёрной же Руси «поганство» (язычество) держалось доль-ше и твёрже, поскольку пришедшие славяне жили бок о бок с местными жителями. Обилие языческих капищ, множество не-христианизированного некрещёного, то есть чужого по верова-ниям и в этом смысле «чёрного» населения, и дало основание назвать эту часть былой Киевской Руси Чёрной Русью».
 
Все это, заметим, справедливо и по отношению к «непо-корным» вятичам, которые стали в основном принимать хри-стианство к 15-16 вв. Между Белой и Чёрной Русью, указывает К.Тарасов, никогда не существовало рубежа, и контрастная раз-ница названий не означает коренного различия интересов.
 

Река Белый НЕмёд при впадении в реку Свапу
(Копёнское водохранилище). Фото – из Интернета.

XIIIв – это не начало Чёрной и Белой Руси, а одно из вре-мён её старины, век, который стал переломным в жизни наро-дов (наступление монголо-татар и рыцарей). Были в России и «чёрные земли», которыми распоряжались «чёрные люди», тяг-ловое городское и сельское население, платившее все виды го-сударственных налогов и исполнявшее различные повинности в пользу государства в 12-17 вв.

НАЗВАНИЙ СО СЛОВОМ «ЧЁРНЫЙ» МНОГО: это и Чёрные горы на Кавказе, и Чёрное море, и Черногория – республика Югославии, и город Черновцы, озеро Чёрное, и Чёрный шлях – один из путей набегов крымских татар на Украину. Не меньше таких названий со словом «БЕЛЫЙ»: реки Белая – в Сибири и на Кавказе, в Колпнянском и Должанском районах Орловской об-ласти, г.Белгород, г.Белград, Белое море, озёра и др.
Можно ли, в конце концов, вычислить какую-то законо-мерность в названиях населённых мест то со словом «Чёрный», то со словом «Белый».

Порой, кажется, что «да», но какие-то при-меры перечёркивают это. Судите сами. На севере страны нахо-дится Белое море, на юге – Чёрное. Значит, то, что на севере – «белое», то, что на юге – «чёрное». Но Чёрная Русь располагалась как раз севернее Белой Руси. Так что данная точка зрения нам не подходит, тем более что Белый Немёд и Чёрный Немёд нахо-дятся по отношению к друг другу не с севера на юг, а с запада на восток. Известно, что западная часть улуса Джучи (Золотая Орда) носила название Белая Орда, однако к западу Беларуси – была Русь Чёрная. И вновь проблемы?!

Может быть, мы обратились не к тем «парам» слов, и всё дело обстоит гораздо проще: одно дело – моря и части государ-ства, а другое – малые города и реки?! Не обозначали ли слова «белый и «чёрный» просто такие понятия, как «малый» и «боль-шой», «верхний» и нижний и т. п. Текли, например, две реки, обе назвали Сосна. Чтобы не путать их прибавили определения: Бы-страя Сосна (у г.Ливны) и Тихая Сосна (у г.Воронежа).

Подобные названия встречаем мы и в Троснянском рай-оне: есть речки Ракитня, есть Малая Ракитня, есть Тросна, есть Тросенка (Малая Тросна). Два же примерно одинаковых ручей-ка, образующих при слиянии речку Немёд, поименовали по дру-гому: Белый и Чёрный, нисколько не обращая внимания ни на цвет воды, ни на какие-то другие признаки. Только один признак выделили жители села Сомово; называя его то Верхним, то Средним, то Нижним – отношение к реке. Только один признак имели в виду те, кто разделил Немёд на Белый и Чёрный: проти-воположность ручейков друг другу. Они с успехом могли быть поименованы и так: Первый ручей, Второй ручей, как это можно видеть, например, в названиях верхов в КСП «Воронецкое»: Первая Лапка, Вторая Лапка, Третья Лапка. Или так: Ближний лог, Средний лог, Дальний лог (КСП «Мухановское»).


см. далее.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии