27. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Прошл. края2

27. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Прошлое края,

часть 2

Писатель В.А. Руднев в книге «Слово о князе Владимире» говорит, что среди славян различали Переяславскую, Север-скую, Муромо-Рязанскую, Черниговскую Руси. Русь Переяслав-ская занимала земли по рекам Сейму и Псёлу, Северская – по Сейму и Свапе, по верховьям Быстрой Сосны, по Оке и Десне, Муромо-Рязанская — по среднему течению Оки и, наконец, Черниговская – по Десне. Болве, Жиздре, верховьям Оки, Дона и Красивой Мечи.

Итак, автор размещает Русь Северскую по Сейму и Свапе. Означает ли это, что троснянцы – северяне, а кромчане – вятичи?! Но чётких границ в нашем понимании между племенами не было, и вятичи проникали к северянам, а те – к вятичам.

Т.Н. Никольская нашла в Кромах предметы обеих племён, а работник Орловского краеведческого музея С.Д. Краснощёкова обнаружила в Ливнах «вятичское женское укра-шение», хотя В.А. Руднев относит верховья Быстрой Сосны к се-верянам. Вятичи пришли на наши земли 12 веков назад.
*
Три с половиной-пять тысяч лет назад племена, от которых потом произошли германцы, славяне, балты (литовцы и латы-ши), жили вместе на небольшой  территории и говорили на диа-лектах одного и того же языка. Вот почему мы находим «свои» слова в чужих языках! Где же обитали первые славянские пле-мена? Ответить на данный вопрос сложно.

 Русская летопись «Повесть временных лет» вспоминает библейского Ноя, у кото-рого были три сына – Сим, Хам и Яфет. У Яфета родились сыно-вья, один из которых, Яван, стал отцом Гелиса, BOT Гелиса лето-писцы и считали предком славян.

Сейчас большинство истори-ков считают, что долина Дуная не была прародиной славянских народов, поскольку римляне ничего не знали о славянах на этой реке. Но на Дунае славяне жили где-то в середине 1-го тысяче-летия до н.э., а затем их оттеснили на север кельтские племена. С.П. Толстов и В.П. Кобычев считают, что вновь появились на Дунае славяне в 5-6 вв. нашей эры. Иногда прародину отодвига-ли на Карпаты, на побережье Балтийского моря, между устьями Немана и Западной Двины.

Римляне знали о большом народе венедов, жившем се-вернее Карпат. Орловцы – предки вятичей, а в древнерусском языке буква «я» обозначала носовой звук «ен», что позволяло-ещё в средние века вятичей называть «венетичами// вентича-ми». В Эстонии, кстати, русских и теперь зовут «вене». Легенды говорят о том, что вятичи пришли с запада, (с местности, кото-рую потом назвали Черная //Корная// Коренная Русь (?).
 
Славянские племена выделились из балто-славянской языковой общности, а та – из древнеевропейской. Они сфор-мировались на территории, где встретились две малые расы: для одной были характерны светлый цвет кожи, глаз, волос, длинно-головость, для другой – тёмные глаза и волосы, смуглый цвет лица, круглые черепа. Антропологический анализ показал за-метное влияние на внешний облик русских смешение их с древними литовцами и древними угро-финскими племенами.
 
Провести ясную антропологическую границу между славя-нами и балтами часто трудно, У полян, живущих на Днепре, у Киева, прослеживается генетическая связь с обитавшими в этих местах до славян ираноязычными племенами:

Из Европы пришли в Азию на побережье теперешней Турции хетты. В свою очередь, азиатские народы все время прони-кали в Европу. Между Уралом и Каспием прошли почти 30 веков назад скифы, несколькими столетиями позже – сарматы, потом – гунны, булгары, авары, печенеги, половцы, татаро-монголы. Вспомним А.Блока: «Да, скифы мы!». И скифы, и сарматы были индоевропейцами по языку – это возвращались в Европу по-томки тех племён, что ушли в Азию из Северного Причерномо-рья.

Мы приводили мнение А.Н. Шульгина о том, что орловцы – это предки меленхленов, любивших чёрные одежды. Геродот писал, что «меленхлены все носят чёрные одежды, откуда и про-изошло их наименование, а образ жизни «ведут скифский».

Обширная восточноевропейская равнина, на которой об-разовалось русское государство, в начале нашей истории не является на всём своём пространстве заселенной тем народом, который доселе делает её историю. Наша история, писал В.О. Ключевский, открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину из одного её угла, с юго-запада, со склонов Карпат.

Историк указывает, что летопись не помнит ясно о при-ходе днепровских славян с Карпат, однако запомнила один из последних моментов этого расселения, который напрямую ка-сается нас, орловцев. Размещая восточнославянские племена по Днепру и его притокам, летопись рассказывает, что были в ляхах два брага – Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко – на Оке: от них и по-шли радимичи и вятичи.

см. далее.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии