Время и судьбы Глава 5

 
Воспоминания о работе в школе 31 станции Петров Вал.
    
 По окончании 1966-1967 учебного года я подал заявление и уволился с работы по собственному желанию. В облОНО мне снова предложили место зав. РОНО в Новых Бурасах, но я отказался и обратился в отдел учебных заведений Приволжской железной дороги. Заведующая отделом Алевтина Христофоровна Антонова предложила мне принять школу №31 на станции Петров Вал, которая находилась между Саратовом и Волгоградом примерно на равном расстоянии. Это предложение я принял.
    В школе № 31 в должности директора я проработал 16 лет. Принял ее 21 августа 1967 года. От бывшего директора Заводило Алексея Петровича я  узнал, что здания школы и восьми квартирного дома для учителей построены в1959 году. Первым ее директором был Чепенко Николай Васильевич. В поселке была еще одна средняя школа № 56. Обе школы были сильно
перегружены. С реконструкцией и развитием железнодорожного узла росло население поселка, соответственно увеличивалась и численность учащихся. Чтобы решить эту проблему, в 1967 году было построено и введено в эксплуатацию здание средней школы № 7, куда и передана была часть учащихся из перегруженных школ. Вместе с ними из 31 школы перешла туда почти половина учительского состава, в том числе директор школы и два его заместителя. На место выбывших Отделом учебных заведений были приняты новые учителя, из них 17 человек не имели жилья, размещались на съемных квартирах.
      Я был последним в списке вновь принятых. Тоже не имел квартиры, в течение года проживал с семьей в одной из небольших комнат с отдельным входом в здании школы.
     В комплектовании учительского коллектива личного участия я не принимал. Еще до моего приезда завучем школы был назначен Богданов Николай Леонтьевич, организатором внеклассной работы утверждена Скрипкина Анна Ивановна.
     Начал свою работу я с персонального знакомства с учителями и другими работниками. Педколлектив обновился, формировать его надо было заново. Для предотвращения текучести кадров необходимо было обеспечить учителей нормальной учебной загрузкой, не имеющих жилья - квартирами.
     Микрорайон школы находился в западной части поселка, в районе частной жилой застройки. Здесь не было ни одного многоэтажного дома, ни детсада. Базы для увеличения контингента учащихся не было, в отличие от других школ поселка. Там велось строительство многоквартирных домов. Возводили их железная дорога, птицефабрика, СМП, сельхозтехника. Там же были расположены пять дошкольных учреждений, музыкальная школа, стадион, узловая больница, клуб железнодорожников.
     В передаче учащихся в школу № 7 я тоже не участвовал. После раздела в нашей школе остался 21 классо-комплект с небольшой наполняемостью классов. Прошло совсем немного времени, как у нас с каждым годом стала сокращаться численность учащихся по причине переселения семей в микрорайоны соседних школ, а также массового выезда семей поволжских немцев в Германию. Для выполнения плановых нормативов наполняемости классов нам пришлось сокращать их количество, формируя из двух параллельных классов один численностью 30 и более человек. Число классов ежегодно сокращалось: вначале до 16, а потом и до 12 классов. В связи с этим возникла проблема перераспределения учебной нагрузки между учителями, трудоустройства высвобождаемых учителей. Этот процесс проходил болезненно, вызывал недовольство и жалобы со стороны отдельных педагогов. Увольнялись по собственному желанию, переходили в другие школы и учителя, имеющие нагрузку в пределах 18 часов в неделю, предвидя сокращения в ближайшей перспективе. В их числе были Кислицин В.Н., Карманов В.Е., Рашникова Т.С., получившие квартиры от нашей школы. На место выбывших пришлось искать новых учителей, согласных работать при минимальной нагрузке.
     Эти кадровые перестановки секретарь узлового парткома Пичугин И.Ф. назвал «кадровой чехардой», обвинил меня в «создании нездоровой обстановки в школе, в грубом нарушении трудового законодательства ». Он внес предложение в райком партии и в отдел учебных заведений дороги провести в школе № 31 комиссионную проверку работы школы и ее директора, итоги проверки обсудить на бюро РК КПСС.
     Была создана комиссия, возглавляемая инструктором райкома Седенковой и инспектором отдела учебных заведений Прямовой .
Комиссия работала несколько дней, проверяла состояние учебно-воспитательной работы, документацию, проводила беседы с моими заместителями, секретарем партийной организации школы, председателем месткома, отдельными учителями. Итоги работы комиссии обсуждались на бюро райкома. Инспектор отдела учебных заведений Прямова Татьяна Алексеевна на бюро не явилась. Доклад был поручен секретарю парторганизации Седых М.И. Но ее слушать не стали, доклад не согласовывался с проектом решения бюро. Секретарь райкома Степанов дал мне слово для объяснения причин сложившейся ситуации в школе. Я к этому был готов. После моего выступления Степанов потребовал от Седенковой переработать проект постановления: «Не избивать, а помогать надо». Бюро обязало секретаря узлового парткома Пичугина И.Ф. обеспечить учителей школы № 31 квартирами в первую очередь. В адрес Управления и отдела учебных заведений дороги было принято предложение об оказании помощи школе в укреплении учебно-материальной базы. В моих действиях не нашли криминала.
     Таким решением Пичугин И.Ф. был недоволен, но он был обязан его выполнять. Однако предвзятое отношение ко мне у него не изменилось. Он был человеком самолюбивым, чванливым, мстительным. Как я узнал позже, начальник отдела учебных заведений Антонова не согласилась с рекомендованной им кандидатурой на открывшуюся вакансию директора  31-й школы, и назначила меня, не согласовав с ним это назначение. При знакомстве Пичугин принял меня настороженно, узнав, что до этого я работал директором небольшой сельской школы, выразил сомнение в том, что справлюсь с работой в «большой школе с железнодорожной спецификой».
     Много времени отняло у меня решение проблем с обеспечением учителей квартирами и ремонтом.
     С помощью райкома партии, райпрофсожа, шефов все наши учителя получили квартиры в новых домах,  высвобождающиеся квартиры, в том числе три квартиры в учительском доме при школе. Две квартиры передали школе шефы: локомотивное депо - 4-хкомнатную для Худяковой Л.В.,  Камышинские электросети – однокомнатную для Савенко З.Я. Сам я получил 3-комнатную квартиру в учительском доме после переезда Заводило А.П. на работу в Астрахань.
     Тяжело решались и проблемы с ремонтом здания школы и учительского дома. Долго разрабатывалась проектно-сметная документация, заключение подрядных договоров с СМП, НГЧ, с открытием финансирования. Стоимость работ по тем временам была большая, превышала 60 тысяч рублей. Ремонт отопительной и канализационной системы был включен в план СМП. Но начальник СМП Ломовцев П.Я. отказался от выполнения доведенного плана. Строители приступили к работам только после вмешательства в конфликт райкома партии, после предупреждения Ломовцева и Пичугина о партийной ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
Начали работы с опозданием, проволочками, перерывами, затянув их не на один год. Общестроительные ремонтные работы в школе и жилом доме выполнила  Дистанция гражданских сооружений, но тоже с опозданием.
     Вся эта волокита отвлекала меня в какой-то мере от основной работы – руководства учебно-воспитательным процессом. Директор школы все-таки не завхоз. Главной его задачей является руководство педагогическим коллективом, организация его целенаправленной работы на решение задач, стоящих перед школой.
     Педколлектив школы обновился, нуждался в консолидации, сплочении. Завучем школы стал человек без специального педагогического образования и опыта работы в школе.  Он был принят в порядке трудоустройства с должности начальника станции. Ему нужна была помощь и поддержка.
     Составляя годовой план работы школы, мы учитывали необходимость повышения квалификации, педагогического мастерства учителей через предметные методические объединения, самообразование. Секцию учителей начальных классов возглавляла Аристова Мария Ивановна; русского языка и литературы, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня – Скрипкина Анна Ивановна; секцию математики – Заводило Таисия Михайловна, а после ее переезда в г. Астрахань – Захарченко Зинаида Федоровна; физики и химии – Шелестов Степан Яковлевич; географии и биологии – Скрипкин Василий Федорович. Учителя изучали материал о передовых методах обучения, помещаемых в педагогических журналах. Обменивались своим опытом в процессе посещения уроков, внеклассных мероприятий, участия в педагогических чтениях. Учителя стали проходить переаттестацию, курсы повышения квалификации. Сам я дважды прошел такие курсы в Саратовском и Волгоградском педагогических институтах, заочно закончил Университет марксизма-ленинизма при Волгоградском ГК КПСС. Во время одного из очередных отпусков съездил в Кировоградскую область в Павлышскую школу для ознакомления с опытом работы ее директора Сухомлинского Василия Александровича.
     Работа учителей по повышению своих знаний стала давать положительные результаты, повысился методический уровень преподавания.
Свою урочную работу они стали дополнять кружковыми, факультативными занятиями. Захарченко З.Ф. вела заочную математическую школу по специальной программе МГУ. Учителя иностранного языка Деркач Н.В. и Рашникова Т.С. обучали учащихся начальных классов английскому и немецкому языкам за счет факультативного фонда. Сам я провел три факультатива по истории и обществоведению, занимался с краеведами   изучением истории Нижнего Поволжья и Волгоградской области.
     Заметную роль в деле совершенствования учебного процесса сыграл переход на кабинетную систему учащихся 7-10х классов.С высвобождением классных комнат, дополнительно к имевшимся кабинетам физики, химии, биологии оборудовали кабинеты математики, русского языка и литературы, географии, истории и обществоведения, домоводства. Выделили кабинет для
факультатива по железнодорожной сигнализации и связи, оснастив его соответствующими пособиями и приборами. В целях профориентации учащихся организовывали экскурсии в локомотивное депо, в дистанцию связи, на Камышинский хлопчато-бумажный комбинат, завод слесарно-монтажных инструментов.
     Все эти мероприятия благотворно сказывались на повышении успеваемости, качестве знаний учащихся, их познавательной активности. Год от года увеличивалось число медалистов. Наши выпускники успешно выдерживали вступительные экзамены в высших учебных заведениях, заканчивали их, становились хорошими специалистами. На моей памяти сохранились имена Минаева Владимира, окончившего Высшее техническое училище имени Баумана, защитившего впоследствии докторскую диссертацию и ставшего академиком; Камышанского Владимира, бывшего секретаря комсомольской организации школы, ныне декана Ростовского сельскохозяйственного института; Пудовкина Николая – врача, подававшего большие надежды, трагически погибшего от руки пациента-наркомана. Хорошо помню братьев Пугиных Сергея и Виктора, Беженарь Анатолия, достигших хорошего карьерного роста в своей воинской службе. Часто виделся с Куликовой Надеждой, Васильевым Сергеем, Минаевым Николаем – инженерами железнодорожного транспорта, работавшими в Петровом Вале. Всплывает в памяти красивый улыбчивый образ Васи Хорохоркина, нынешнего казачьего атамана, Мартыненко Анатолия, успешного бизнесмена.
     Отрадно, что на смену нам на поприще народного образования в школы поселка пришла хорошая смена. Рязанцева-Махина Валентина Анатольевна, ныне покойная (вечная ей память) приняла от меня эстафету. На протяжении почти тридцати лет она возглавляла коллектив 31-ой школы, приумножила ее традиции. Ее сменила дочь Ирина Сергеевна. Наша бывшая пионервожатая Оля Рыбальченко возглавляет коллектив соседней 56-ой школы. Таня Шевченко, Надя Беседина – педагоги от бога. Всех наших выпускников не одна сотня. Все они нашли свое место в жизни. 
     Педагогический коллектив школы проделал большую работу по воспитанию у своих питомцев высоких морально-нравственных качеств, чувства патриотизма, трудолюбия. Активно, целеустремленно работали партийная, профсоюзная, комсомольская, пионерская организации. В школе царила атмосфера товарищества, дружбы, творчества. Незабываемы наши красочные радостные праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, Новогодние елки, маскарады, выпускные вечера, спортивные состязания по легкой атлетике, баскетболу, туризму, спортивному ориентированию, смотры художественного и технического творчества учащихся. Проводились встречи с ветеранами войны и труда, первыми строителями железной дороги Сызрань-Саратов-Петров Вал-Волгоград, основателями нашего поселка, ставшего городом. Наши юные краеведы собрали большой материал по истории своего края, записали воспоминания
участников исторических событий, собирали материалы для музея боевой и трудовой славы, экспонаты для городского краеведческого музея ( по просьбе Света ветеранов города). Собранный материал был передан инициативной группе ветеранов. Для краеведческого музея города было выделено подвальное помещение в доме птицефабрики. Туда были помещены подготовленные стенды, печатные материалы и другие экспонаты. К большому сожалению почти все пострадало в результате аварийного затопления.
     Школа ежегодно организовывала многодневные туристические походы, соревнования по спортивному ориентированию. В них принимали участие команды соседних школ. Наши ребята всегда занимали в них первое место. Они удостоились чести принять участие во Всесоюзных юношеских соревнованиях по спортивному ориентированию в Литве в составе сборной школ Министерства путей сообщения.  Из 32 команд, представленных союзными республиками, наша сборная заняла 3-е место среди юношей и 4-е место среди девушек.
     Мы почти  ежегодно проводили многодневные экскурсии по родному краю, по местам Сталинградской битвы, совершили экскурсии в города-герои Волгоград, Москву, Киев, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Запорожье, Брест.
     Организуя работу по трудовому воспитанию учащихся, внедрили начала ученического самоуправления с использованием опыта Сухомлинского при проведении текущих ремонтов классных комнат, кабинетов, благоустройстве территории школы, подшефного детского сада, кинотеатра «Мир», участка на проспекте Пионеров, при проведении  трудовой практики на плантациях совхоза «Камышинский» по уходу за овощными культурами, уборке урожая. Заработанные средства перечислялись на спецсчет и расходовались на проведение запланированных мероприятий.
     Хорошо запомнилась мне акция  «Пионерский тепловоз». Готовясь к празднованию дня пионерской организации, Совет пионерской дружины принял обращение собрать столько металлолома, чтобы его хватило на новый тепловоз.  Обращение поддержали комитет комсомола и  родительский комитет. Нужное количество металлолома было собрано и вывезено на металлобазу родителями-шефами. Поступивший в депо новенький тепловоз был засчитан в счет собранного лома. Передача локомотива прошла в торжественной обстановке под звуки оркестра в присутствии железнодорожников, учащихся, жителей поселка на перроне вокзала. Символический ключ от тепловоза машинисту Березюку вручила делегация нашей пионерской дружины. На борту тепловоза красовалась надпись: « Имени машиниста Котова». За это имя боролся один из пионерских отрядов. Котов был награжден высокой правительственной наградой посмертно за спасение поезда от пожара на нефтеналивном составе.
     Запомнилась мне передача о нашей школе по первому каналу телевидения. О съемках меня предупредили за два часа до работы бригады. Передача была целевая: о учебе и воспитании детей из многодетных семей. В нашей школе такие были, в том числе семья Озеровых. Матери Александре Ивановне было присвоено звание «Мать-героиня» по случаю рождения десятого ребенка. Совхоз «Камышинский» построил для них просторный дом. Дети Озеровы, все мальчики, кроме последней новорожденной девочки, учились в нашей школе. Учились нормально, успевали, участвовали в проводимых мероприятиях. Благодаря им, телевизионщики и появились в нашей школе. Операторы побывали на уроках в классах, где учились Озеровы, в мастерских, в спортзале на тренировке команды по баскетболу. Журналист Вишневский брал у меня интервью. Хорошая, эмоциональная была передача. На нее были положительные отклики телезрителей.
     Не буду перечислять других дел и мероприятий, которых было много. Повторю только, что школа жила, трудилась, училась в дружной атмосфере творчества. Это может показаться громкими словами, но по сути это было так.
     Успехи в работе школы были достигнуты благодаря большой неутомимой работе педагогического коллектива. Они были высоко оценены. Многие учителя, воспитатели получили благодарности с занесением в трудовые книжки. 12 человек были удостоены награждения медалями «Ветеран труда» от имени Президиума Верховного Совета СССР.
 


Рецензии