28. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Прошл. края3

28. В.Агошков. Тросна-Ефратово  тожь.

Прошлое края,
часть 3

Поселение этих племён за Днепром, подчёркивает В.О. Ключевский, дает некоторое основание думать, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: но-вые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвинуться дальше на восток, за Днепр.

С этой стороны вятичи очутились самым крайним пле-менем русских славян, нa карте Орловщины осталось мало на-званий, связанных с Дунаем: д.Дунаевка в Краснозоренском районе, ручей Дунай – в Кромском и станция Светлый Дунай – на самой границе Железногорского района Курской области с Троснянским районом Орловской области.

В Кудиновском сель-ском поселении Должанского района имеется деревня Донец.

Учитель В.О. Ключевского С.М. Соловьёв ещё ранее отме-тил, что «течение Оки от истоков её до устья Москвы-реки и по-том вместе с течением последней имело важное историческое значение, потому что служило посредствующею водною нитью между Северною и Южною Русью. Так как движение с юга, от Днепра вверх по Десне и её притокам, шло от главной сцены действия, от Киевской области, то, естественно, было быстрее, чем противоположное ему движение с севера, из дикой, мало-населённой области Верхней Волги, и потому движение с юга скоро переходит из области Десны в область Оки, и владения черниговских Святославичей обнимают равно обе эти области: этому скорому переходу из одной речной области в другую бла-гоприятствовала близость источников и притоков обеих рек, хо-тя в древности водораздел между системами Десны и Оки слу-жил границею двух племён – северян и вятичей».
 
Впервые упоминаются вятичи в «Повести временных лет». Мы уже говорили о том, что Радим сел с родом своим на Соже, реке, которая берёт своё начало чуть южнее г.Смоленска и впа-дает в Днепр севернее Чернигова. Вполне естественно, что радимичи, разрастаясь, двигались на восток, на территорию ны-нешней Брянской и Орловской областей.

Об этом говорят на-звания: д.Радовище и Радомль Хотынецкого и Урицкого рай-онов. Нигде больше подобных названий к востоку на Орловщи-не нет. Некоторые учёные склонны полагать, что радимичи мог-ли называть свои населённые пункты со своим родовым корнем «рад», особенно, если располагались среди «чужих», хотя и близких по крови вятичей, северян. В километрах десяти от пгт. Комаричи Брянской области находится с.Радогощь.

В Троснянском районе есть с.Редогощь. Думаем, что и по-следнее название может принадлежать радимичам. Поскольку южнее р.Свапы располагалось славянское племя – северяне, то наш край оказался и в точке соприкосновения тpёx славянских племён: радимичей (с запада), северян (c юга) и вятичей (с се-вера).

Вятко – брат Радима сел со своим родом на Оке, который разросся до Москвы и Рязани. Некоторые учёные проводили южную границу вятичей по нынешней железной дороге из Орла в Брянск, другие – чуть южнее. Археолог Т.Н. Никольская счита-ет, что вятичи расселялись на север от р.Свапы.

«Повесть вре-менных лет» добавляет, что жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».

Представителей какого же племени было больше в Трос-нянском районе?! Здесь нужно вспомнить о том, что наша тер-ритория в древности входила в состав Новгород-Северского княжества, центр которого – город Новгород-Северский – нахо-дится сегодня на территории Украины. Само уточнение, что Новогород есть Северский город, показывает, что и севернее реки Свапы преобладали северяне.

Во время Смуты начала 17 века Москва называла северян – севрюками. В настоящее время во Мценском районе Орловской области мы находим большое село Севрюково. Мценский район граничит с Тульской областью. На этом основании мы можем утверждать, что и вятичи, и северя-не, и радимичи, и кривичи, и другие славянские народы осваи-вали Верхнее Поочье, т.е. верховье Оки.

Летопись оставила нам рассказ об обычаях и образе жиз-ни радимичей, вятичей и северян:
«Жили (они) в лесу. И браков у них не было, но устраива-лись игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пля-ски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто уми-рал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую коло-ду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, со-брав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на стол-бах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи».

Кстати, в данное время то тут, то там можно увидеть на дорогах печальные следы аварий – памятники погибшим или тра-урные венки. Всё это наследие вятических традиций.

Новые поселенцы заняли обжитые прежним населением места и смешались с ним. Расселение славян шло в основном мирным путём, так как сообщений о борьбе их с аборигенами нет. Жили племена родовыми общинами в неукреплённых посе-лениях-селищах. Спасались местные жители от врагов среди бо-лот и топей, в подземных ходах-норах.

Во главе общины стоял старейшина рода. В раскопанных землянках учёные обнаружи-вают вполне «современные» предметы: сыродутный горн, об-ломки посуды, железные кольца от удил, нож с прямой спинкой, костыльковый гвоздь, точильный брусок, железные дужки от ведра и даже железные сошники, что говорит о том, что у наших предков было распространено пашенное земледелие.

Вятичи разводили коров, овец, лошадей. Археолог Т.Н. Ни-кольская провела раскопки в Шаблыкинском районе и устано-вила, что вятичские предметы быта, остатки крепости, ювелир-ные изделия, военное снаряжение ничуть не уступали подобным предметам полян. И если киевский летописец писал о наших предках с осуждением, то объясняется это тем, что он хотел под-черкнуть величие столицы и его жителей, которые были ему ближе и понятнее. К тому же киевляне уже были христианами, а вятичи и другие славяне – так называемыми язычниками.

(С) В.И. Агошков.
 


Рецензии