29. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь Киевская Русь

29. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Киевская Русь

В СОСТАВЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

Несмотря на то, что вятичи, по мнению большинства учё-ных, принадлежали к славянам, они не хотели подчиняться Кие-ву и отстаивали свою независимость в упорной борьбе.
Но, скорее всего, сыграло в этом свою роль то, что и севе-ряне, и вятичи в момент похода киевских князей принадлежали Хазарскому каганату.

«В год 869... хазары брали с полян и севе-рян и с вятичей... по серебряной монете и по белке от дыма.
 
В год 884 отправился Олег на северян и победил их, и воз-ложил на них лёгкую дань, и не позволил платить дань хазарам, говоря так; «Я враг их и вам им платить незачем», – сообщает «Повесть временных лёт».

А «в год 907 пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве, взял же с собой множество варягов и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и тиверцев, и дулебов, известных, как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь», – пи-шет летописец. «В год 964... и пошёл. (Святослав) на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даёте?» Они же ответили: «Хазарам – по шелягу от рала даём».
 
Некоторые учёные усматривают в такой денежной едини-це, как шеляг, отзвук от ...английского или австрийского шиллин-га, что, впрочем, не исключено. Рало – это соха, что говорит о развитии уже в то время пашенного земледелия.

«В год 965 пошёл Святослав на хазар... и дань на них воз-ложил. В год 966 вятичей победил Святослав и дань на них воз-ложил. В том же (981) году победил Владимир и вятичей и воз-ложил на них дань – с каждого плуга, как и отец его брал.. В год 992 поднялись вятичи войною и пошёл на них Владимир и по-бедил их вторично».

Эти сообщения «Повести временных лет» наглядно показывают нам свободолюбие вятичей. Лишь во вто-рой половине XI века Владимир Мономах после двух походов окончательно утвердил свою власть над вятичами. Это он считал своей особой заслугой, что и отметил в своем «Поучении»... сы-новьям: «А в вятичи ходихом по две зимы на Ходоту и сына его».

Автор учебного пособия по истории А.Ф. Кострица (Тула, 1974г) писал, что походы «Мономаха были направлены против вятичского князя Ходоты, столицу которого Корьдно до сих пор не установили».

Нам, кажется, удалось «найти» её – в Кромском районе, на
территории сельхозпредприятия «Победа». На южных склонах Кривчиковской горы есть Кураб-городище. Не исключе-но, что Кураб (Кораб) и Корьдно обозначают одно и то же. Об этом более подробно мы говорим в книге «Кром» (1994).

Есть и в Троснянском районе дер. Чернодье (Щернодье). При перегласовке «че» на «ко» (сравни: чудесный, кудесник!) получим: Корнодье, ещё более похожее на столицу вятичей – Корьдно. Это тоже не противоречит нашим выводам, поскольку Корнодье стоит у истоков многих рек, текущих в разные сторо-ны, недалеко от Свиного шляха, по которому мог идти Владимир Мономах. Князь сообщает, что отец его пошёл к Курску, а сам он продолжил путь к вятичам. Некоторые историки предполага-ют, что сын Ходоты был взят Мономахом в плен. Со временем он превратился в блаженного священномученика Кукшу, кото-рый возвратился к вятичам и стал их обращать в христианство.
 
Но «неверные» вятичи напали на Кукшу и его ученика и убили их. Одни считают, что Кукша с Пименом погибли в лесу, между селом Тельчье и дер. Карандаково (ныне Мценский рай-он), другие – в Калужских лесах под г.Серенском.

До середины XIIв (а в иных местах и позднее) сохранялась у вятичей языческая религия. Люди поклонялись воде, деревь-ям, животным. Когда стали вводить христианство, то вятичи упорно не хотели расставаться со своей верой. И дело здесь не только в неприятии новой религии, а в переустройстве всего ук-лада жизни, в потере свободы. Так, жители Мценска оконча-тельно приняли христианство лишь в XVв.

 Удалённые от «столич-ных» городов и больших дорог, троснянцы сохраняли свои языческие корни до недавних времён. Впрочем, и до сих пор мно-гие из нас не пойдут под столбы, установленные буквой Л, а обойдут их, дабы не получить сглаза или порчи...
 
Какие же города окружали в то время территорию нынеш-него Троснянского района?

Известны: КромЪ (с 1147г)-(Кромы – с 1592, или с 1595г), Новосиль (1155г), Болдыж (Балдыж), Корачев (Карачев), Севск, Мценск, Курск (все с 1146г), Ливны, Елец, Брянск (Дебрянск), Воротынск и др.

Знали наши предки и такие города, как Вщиж, Домагощь, Девягорск, Кордно.

Воз-можно, что город Воротынск находился первоначально на тер-ритории нынешнего района, на месте деревни Ефратово!
В Ор-ловском крае в XII-XIII вв. было немало поселений, укреплений, в которых проживали мелкие феодалы со своими слугами. Строились города (оГОРОЖенные участки) из дерева, в защи-щённых местах – высоких холмах, находящихся посредине рек.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии