32. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Была ли пустыня?

32. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

БЫЛА ЛИ «ПУСТЫНЯ»?

Со школьных лет многие поняли так, что после нашествия монголо-татар на наши земли, люди ушли отсюда на север, в Брянские леса, и что троснянский край на долгие годы и даже века стал пустынным. Но так ли это?! Ведь завоеватели стреми-лись к тому, чтобы как можно больше собирать дани с подвласт-ных земель, для чего провели перепись населения. Из истории мы знаем, что были периоды, например, при Иване Калите, ко-гда в течение сорока лет не было войн.

Мир был и при Дмитрии Донском, накапливавшем силы для решающего удара. Так что население могло относительно спокойно заниматься хозяйст-венными делами. Затем наши земля отошли в состав Великого Княжества Литовского. Так что на территории края постоянно жили люди. Почему же некоторые историки на два и даже три столетия будут вычёркивать курско-орловские места из истории Русского государства?

П.Милюков, например, писал; что весь юг России, начиная с Орловской губернии, представлял... совершенную пустыню в XIV-XV вв.» В свидетельство запустения привлекали сообщения путешественников конца XIV века – митрополита Пимена и его спутников. В 1389г они плыли по Дону, «Бысть же сие путное шествие печально и унылниво. Бяше бо пустыня зело всюду, не бебо видети тамо ничтоже: ни града, ни села, аще бо и быша древле грады красны и нарочито зело видением места, точью пусто же все и не населено; нигде бе видети человека, точно пустыни велиа и зверей множество».
 
Историк С.Котков справедливо заметил, что данное путе-шествие Пимен совершил через восемь лет после знаменитой Куликовской битвы. Посмотрим, как были населены места, рас-положенные южнее, где, казалось бы, людей вообще не должно быть. Так, навстречу путникам выехал «елецкий князь с бояра-ми своими и со многими людьми». В 1571г в целях обороны от крымских татар была выжжена степь от Дона до Днепра. Выжи-гание вели служилые люди городов Мещеры, Данкова, Дедило-ва, Крапивные, Новосиля, Мценска, Рыльска, Путивля...

В самом начале XVIIв началась крестьянская война под предводительством Болотникова! С.Белокуров в «Разрядных за-писках за смутное время» (1907г) пишет, что «ещё до восстания Болотникова, осенью 1604г, приходили на Орловские места войною Околенские волости мужики и нромчаня. И головы Гри-горий Микулин да Истома Михнев с Орла посылали на них по-сылку Самоила Ладоженкова с сотнею и мужиков побили».

Или такой факт. Пользуясь данными писцовой книги Ор-ловского уезда, составленной в 1594-1595 гг., П.Смирнов под-считал, что плотность населения Орловского края, в частности, уезда, в конце XVIв составляла 8 человек на квадратную версту. В 1724г в Орловской губернии – 10-20 человек на квадр. вер-сту, в Европейской России – всего 4,3. А в 1897г соответственно 40-60 и 22,2 человека. Смирнов, опираясь на актовый матери-ал, утверждает, что «меж Рыбницей и Оптухой было густое насе-ление ещё в 1677 году, когда тут отставили сторожи из Орла».
 
Эти данные мы привели потому, что до 1924 года Орлов-ский уезд граничил с Кромским уездом не только на севере, но и на востоке и занимал территории нынешних Свердловского и Глазуновского районов. С.Котков в статье «К истории носителей курско-орловского диалекта» говорит о том, что «лечь в основу русского национального языка курско-орловский диалект мог лишь в том случае, если в эпоху формирования национального языка обладал известным единством, был диалектом области особенно влиятельной в социально-экономическом отношении, области со старым постоянным населением. Отмеченное мне-ние о запустении курско-орловской степи кажется нам непра-вильным, совершенно несостоятельным».

Троснянский район и ныне лежит в центре «орловско-курского диалекта». Археолог Т.Н. Никольская установила, что село Тагино существует не одно тысячелетие и что жизнь здесь не прекращалась во времена нашествия монголо-татар. Это же она отметила и о селе Ретяжи, и о Курабе-городище Кромского района. Оба археологических памятника находятся на реке Оке, недалеко от троснянской земли, так что и в наших сёлах не было запустения.

Татьяна Николаевна считала, что Кураб-городище существует 3000 лет и что оно было в древности населено ски-фами. Следовательно, скифы жили и севернее реки Свапы. На наш взгляд, скифы стояли и у истоков Киева: сКИФЫ// КИФЫ// КИВЫ // КИЕВ. То есть и в глубокой древности троснянская земля вместе с Днепром и Киевом составляла единое целое.

Косвенно в пользу существования некоторых населённых пунктов говорят их названия. Так, село Муравль имеет так на-зываемый протетический (вставной) «л», который был характе-рен для Древней Руси, То же самое можно сказать и про назва-ния типа Редогощь, гидронимы Тишимль (ныне Тишинка, Ти-шимка, Тишимлька), Ретимль-Колодезь и др.'

Заметим, что вначале деревни были всего из нескольких дворов, стоящих на определённом расстоянии друг от друга. По-этому, чтобы осталось в памяти народной имя того или иного населенного пункта, нужно было одно условие: постоянная жизнь людей в данном месте. Город Кром упомянут в летописи под 1147 годом, в 1595г вновь была построена крепость Кро-мы.

Все это свидетельствует в пользу того, что жизнь людей в нашем крае не прерывалась. Да и как ей прерываться, если Верхнее Поочье находится на стыке леса и степи, в краю бога-тых чернозёмов, в местности, пересечённой реками!


(С) В.И. Агошков.


Рецензии
Согласна , что жизнь людей на кромской и троснянской земле в широком смысле слова тысячелетиями не прерывалась . А в узком смысле в конкретных местах она все таки порой прерывалась .Да еще как ! То есть в том же селе Муравль один и тот же этнос не жил и не мог жить тысячелетия . Приходили новые поселенцы с иной археологической культурой и другим языком . Они либо сгоняли прежних жителей с территории Муравля , либо уводили их в полон , либо ассимилировали . Этническая картина на кромской земле менялась очень даже нехило . Кромская и троснянская земля никак не могла стать и не стала центром формирования русского языка и русской нации . Это всего лишь была окраина Золотой Орды , а затем - окраина Московии . Из всех жителей Орловщины кормчане и троснянцы имеют наименее вятичский и наименее великоросский облик , антропологический тип . Мои любимые с детства Кромы - это историчекая кромка , окраина области формирования русского народа . Кромская и троснянская земля ни в коем случае не могла быть Пупом Земли , Пупом формирования моей родной русской нации . Порубежье это .А что касается Куликовской битвы , то до нее в опустошенной эпидемией чумы Орде долго была так называемая Большая Замятня - по сути дела гражданская война . Прикрываясь малолетним чингизидом , к власти в правобережной ( к западу от Волги ) части Орды не сразу дорвался проходимец-узурпатор нечингизид Мамай . Ясно , что и до Куликовской битвы опустошенные чумой и межордынскими распрями изрядно опустевшие кромские и троснянские черноземы привлекали русских мужиков-пахарей . Пришельцев . Пришлых . В жилах современных кромчан и троснянцев доля крови тех , кто жил здесь , на этой земле до середины 2 тысячелетия нашей эры , до 1500 года - эта доля довольно скромная .Кромская и троснянская земля - край потомков мигрантов .А то , что люди жили здесь и в незапамятные времена - это здорово , супер !!! Статья немного спорная ( не показана роль более поздних мигрантов в формировании этнического облика кромчан и троснянцев ) , но очень интересная . Мне понравилась !

Алина Черникова   13.03.2014 19:20     Заявить о нарушении
Если не плыть, а ехать на лошадке из Киева между реками, то князю с его людьми нужно было устремиться к Курску, потом к истоку Оки, потом к Карачеву, затем к Вязьме и Твери. Из Балтики в сторону устья Волги дорога также пролегала по Орловщине. Все реки большие плыли на юг, Ока - север. Поэтому сюда в эту горловину устремлялись все, кто хотел попасть на север. Сталин писал, что курско-орловский говор стал основной литературного языка России. И он прав. Орловщина - верховое место, её не затронул ледник. Здесь поселялись первые люди, на границе к тому же леса и степи. Население меняется, но до середины ХХ века можно наблюдать одни и те же фамилии на протяжении многих веков. Мои предки поселились под Орлом в 16 веке - и живут здесь до сих пор. Также живут под Орлом и представители Канатниковых, Верижниковых, Бакиных, Студенниковых, Ноздриных и мн. др.
Были и пришлые, но они быстро ассимилировались, принимали традиции края.

Василий Иванович Агошков   14.03.2014 01:05   Заявить о нарушении
И Ваши предки попали сюда ПОСЛЕ 1500 года ))) И не на Троснянскую , не на Кромскую землю вначале , да и сами Вы родом из Орловского уезда ))) Я не буду грузить мой ответ научными терминами и ссылками , крайне не хватает времени сейчас на их очередной поиск . Да , Вы правильно постоянно пишите , Курскую землю и юг Орловщины ледники не затронули , тут тогда была шикарная тундростепь , по ковыльными просторам гуляли мамонты и несметные стада степных зубров и предков тарпанов , щипали овсянку и кострец . Это одна из причин , почему так выработаны речные долины на Курской и Троснянской земле , почему здесь балочная сеть так развита и имеет такой сложный и архаичный облик - в ее доледниковой древности . Более поздняя запашка усилила эрозию , но следы доисторического прошлого слишком наглядны . Но вот одно из крупнейших оледенений весьма затронуло Брянскую область , далеко вниз по Десне спустился тогда ледник.А второе затронуло северные районы Орловщины - Болховский , Мценский . Ока тогда текла на запад по руслу Цна .Путь на север ей преградил тогда ледник . Цон раз в семь полноводнее нынешнего нес тогда воды с Троснянской земли в Десну ))) В северных районах Орловщины овражно-балочная сеть поэтому имеет явные отличия от сохранившей следы более древнего облика троснянской . Что касается прежнего населения Троснянского края , то детальная история формирования и эволюции его пока остается достаточно загадочной . В юности мне довелось в Бунинке изучать антропологическую карту Орловщины по измерениям , замерам черепов и иным внешним признакам , негенетическую ( последняя тогда еще не была составлена ).Так вот , в наибольшей степени сохранили сходство с древними вятичами, имели наибольшую вятичскую особинку жители Болховской земли . А наиболее близки к общерусскому антропологическому типу ( с южным уклоном ) были ливенцы и краснозоренцы , жители юго-востока и востока Орловщины . Не обнаружилось и единого четко выраженного орловского типа . Что же касается троснянцев , то они среди прочих орловцев ближе к малороссам и к курянам , имеют более южный , чем типичные вятичи , облик .Если у дмитровцев чувствуется до сих пор влияние прибывших с Кантимиром молдаван , то корни этнических черт троснянцев мало исследованы . Кроме Вас этим почти никто не занимается .А жаль .Впрочим , эти отличия троснянцев довольно малы и не бесспорны . Думаю , исследование ДНК древних и современных жителей района даст отгадку этой интриги .Что касается языковых изысканий Иосифа Виссарионовича - то они , конечно , интересные . И то , что он свалил с пьедистала Марра и марризм - это правильно ( речь не о методах , а о том , что неязыковед Сталин просек и понял основные ошибки и заблуждения школы Марра ) .Но вот что касается троснянской парадигмы происхождения русского языка ... Во-первых , Сталин имел гораздо более широкие орловско-курские корни . Во-вторых , нынешние языковеды отмечают еще более высокую роль так называемого Московского диалекта . Мне довелось читать , что русский ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык сформировался между Орлом и Тулой на основе говоров разговорного языка между ними . Спасское-Лутовиново , Ясная Поляна - они все-таки же не на Троснянской земле находятся . Мне представляется роль Троснянского края в формировании общерусского языка достаточно скромной - может я и не права .Амфитеатров же не второй Пушкин ))) Это все равно , что дерзко объявить Троснянскую землю родину Антоновки . Действительно , шел спор - на Курской или на Тульской земле возникла Антоновка , тогда Духовое . И в самом деле , триумф Антоновки пошел с тульских частных питомников и наивысшее качество и вкус ( читала у Е.Седова и лично беседовала с ним ) у Антоновки между Орлом и Тулой .Но скорей всего Антоновка возникла все-таки на Курской земли как случайный гибрид 4 предков - Апорта , дикой лесной яблони и двух еще не известных культурных сортов народной селекции , то есть скорее всего как результат опыления дички ( гибрида домашней и лесной яблонь в данном контексте ; обычно дичкой называют невкусный гибрид двух культурных сортов ) и какого-то дочернего Апорту крупноплодного сорта . Могла ли Антоновка возникнуть впервые на Троснянской земле ? Могла конечно , но вероятность этого , на мой взгляд , скромная . Садами троснянская земля , конечно славится , я сама ела суперские яблоки сорта Спартан оттуда , лежали у меня в подвале до марта - пока не съела .Но вот история троснянского садоводства как и тысяч иных интересных сторон жизни пока остается загадкой . Слишком мало точной информации . Слишком много гипотез и мучительных соблазнов приписать неподтвержденной славы троснянской и кромской земле .Много здесь было и славного , влиявшего на судьбы всего мира . Но что конкретно на троснянской земле происходило века назад , мы знаем очень смутно и отрывочно, и нам трудно глубоко отследить троснянские корни ведущих мировых событий и персоналий .Так что Вы делаете очень трудную важную и нужную работу .

Алина Черникова   14.03.2014 09:57   Заявить о нарушении
Еще хотела бы добавить насчет ледника. Орловщина на Среднерусской возвышенности . И поэтому на севере ее вершины обычно выступали над ледником , он обычно шел по долинам рек . А на троснянской земле его и не было . Все правильно . В этом мы тоже сходимся .

Алина Черникова   14.03.2014 10:00   Заявить о нарушении