Богатые и бедные

Русская провинция тем и сильна, что продолжает соблюдать православные традиции предков. В дни поста, предлагаю поговорить о богатстве и бедности.
К.Шитов
Когда я наблюдаю в своей жизни чью-либо своекорыстную суету и попытку обмануть своего ближнего, своего брата по единому отцу Создателю, мне всякий раз делается страшно и неловко за такого человека. Неужто он не понимает, что в виду сиюминутности нашего Земного существования, ничто материальное, включая деньги, нам не принадлежит, а лишь перетекает от одного к другому по воле Создателя. Когда человек, обманув своих собратьев по жизни каким либо способом, например накопив  бумажных листков-денег, или золота, объявляет себя владельцем материальных предметов, или участка  земли, он напоминает яблоко, стремящееся доказать остальным яблокам, что вся яблоня принадлежит ему. Вместо того, чтобы в соответствии с божьим промыслом взращивать внутри себя соки, наливаться и привлекать  животных и птиц или человека и стать пищей, пустив свое семя в землю и рождая, таким образом, новую жизнь, оно сохнет и кукожится в потугах удержать прочие яблоки во мнении его права на яблоню и, чего доброго, на весь сад… Но оно заблуждается и ,  с наступлением осени, в свой черед упадет на землю и сгниет в ней, напоя породившие яблоню почвы своими соками. Точь-в-точь так же и человек, должен осмысливать свою нематериальность, а сиюминутность и, обладая явными излишками, предоставлять свою собственность в общественное пользование, как это делали Третьяковы и Мамонтовы.
Вообще, выраженное стремление к богатству, как к таковому, корысть, не говорит о человеке ничего хорошего. Когда я смотрю на такого несчастного, я вижу обернутую в чехлы мебель, бледных детишек, огромное количество бесполезных вещей и всевозможные  охранные приборы, запоры и затворы. Этот человек  вряд ли думает о том, что вращающаяся палуба нашей планеты несет его, цепляясь закрылками галактики  неизведанных космических чертогов, в некие грядущие миры, в которых его поведение станет смахивать на клиническое слабоумие.  А ведь, по сути, расстояние между поступками частного  и космического характера, это всего лишь мысль!
Что же это такое, богатство? Почему в большинстве  западноевропейских стран, быть богатым считается неприличным. Может быть так, от зависти люди болтают…
Вообще говоря, черепная коробка, это нечто вроде склада не распакованных, совершенно новых товаров, или компьютер с обилием неизвестных доныне операционных систем, с безграничными, но не изученными возможностями.
Достаточно нам подумать о чем либо, вполне обыденном, пристально, с некоторым добавленным напряжением мысли, и наш предмет тут же начинает, вначале обрастать непроницаемой тиной символизма, а впоследствии упрощается до оголенности и представляется нам в совершенно очевидном, но, зачастую необыкновенном, обновленном виде.
Например, когда так думаешь о войне, приходишь к выводу об отсутствии в ней логики. В Войне нет победителей и побежденных, а изначально есть лишь две противопоставленные группы потенциальных жертв. Война, это способность к самопожертвованию во имя неких идеологических ориентиров. Все прочее, это навязанные интерпретации и химеры.
Давайте так же сосредоточенно посмотрим на богатство. Хорошо оно для человека, или нет.
Деньги сами по себе не делают человека богатым.  Они представляют собой обычную разрисованную бумагу. Богатство складывается из денег, благодаря их способности обращаться в материальные блага.                Богатый человек вынужден много времени затрачивать на обслуживание денег и на увеличение их численности. Он, по сути, пчела  и отдает своему банковскому улью не меньше энергии, чем это трудолюбивое, легкокрылое создание.
Вот только, во имя чего упорствует богатый, при ближайшем рассмотрении кажется непонятным.
Основной критерий  земного бытия,  это слава, оставшаяся от жизни человека в памяти наследников. Дают ли деньги славу. Я не помню таких имен, разве что персонажи Шекспировских пьес доносят до нас образы подобные Шейлоку. Зато мы преотлично помним Диогена, в посмертном перечне имущества у которого значилась только старая бочка.
Нам говорят: Власть над собственностью доставляет радость богатому человеку.  Давайте посадим на один стул богатого владельца шикарной яхты, а на другой капитана, нанятого хозяином для управления экипажем и судном.
Хозяин расплачивается за яхту. Выплачивает взносы КАСКО, оплачивает стоянки, ремонты, налоговые квитанции, зарплату экипажу и т.д. Все это при том, что отдохнет он на ней не более, чем месяц в году! Остальное время он будет трудиться, для оплаты издержек по содержанию яхты.
Молодой капитан, получая зарплату, раскатывает по морям океанам в компании белозубых стюардесс, и получает от жизни все то, о чем мечтал хозяин, даром.  Кто в этом случае «хозяин» в позитивном смысле этого слова?
Далее. Наступает долгожданный миг, когда хозяин с друзьями (такую красоту и богатство все время надо демонстрировать) ступает на борт. С каким чувством встречает его экипаж? Отвечу. Со страхом и скрытой антипатией, как всегда бывает между хозяином и наемным работником.
Может друзья проявят великодушие и восхитятся роскошью и богатством своего приятеля? Хотя бы из сочувствия, потешат его уязвленное самолюбие… Нет. Человек знает, что чужое богатство, чаще всего рождает в людях зависть и прочие нехорошие чувства (читай Ленина и Маркса), вплоть до кровавых экспроприаций. Или в лучшем случае равнодушие и обидные придирки.
Богатого не любят зависящие от него люди. У него не бывает настоящих друзей. В проявлении к себе нежных чувств, богатый мнительно подозревает алчные намерения. Таким образом, любовь, это тоже чуждая материя для богатого человека.
Может быть тогда, думает богатый, не покупать ничего, а просто держать деньги в банках и радоваться их регулярному приросту, оставаясь, так сказать, потенциально богатым человеком.
 Нет, теперь его гложет, что деньгами пользуются промышленники, выдавая зарплату рабочим и приобретая сырье и энергию. Банкиры используют его деньги с ростовщическими намерениями, а государство приспосабливает под свои нужды то, что осталось..
Франциск Ассизский, Ксения Петербургская, Сергий  Радонежский и Серафим Саровский. Все перечисленные люди, на многотрудном пути жизненного поиска нашли в себе силы отринуть злато, и были вознаграждены истинным космическим счастьем. Что за критерий, помимо внутреннего табеля, способен отвлечь человека от опасного искушения. На мой взгляд, все просто. Необходимо, чтобы человек изо дня в день трудился, зарабатывая для себя и семейства хлеб насущный. Труд может быть как физическим, так и творческим, но обязательно, в любом случае, продукт труда должен быть востребованным окружающими людьми.
Вот строчки из газеты:
Внук королевы Великобритании Елизаветы II принц Гарри возвращается в Лондон из Афганистана, где он служил в течение пяти месяцев. Принц Гарри, один из внуков королевы Великобритании, закончил свою боевую службу в южной афганской провинции Гельменд в качестве пилота боевого вертолета Apache.

Зададимся вопросом, для чего наследнику Английского престола рисковать жизнью, совершая умопомрачительно опасные вылеты в районы боевых действий в Афгане.
Отвечу вопросом на вопрос. А как же тогда, венценосцу быть уверенным, в истинности сердечной привязанности будущей королевы. Или где еще и за какие деньги, он сможет выправить себе, не королевских горностаев на мантию, а настоящую мужскую дружбу. Дружбу, которая рождается от чувства прикрытой другом спины, от спасенной тобой, чьей-то жизни…
Не через Джек Поты лежит путь человека к истинному богатству. По той причине, что истинное счастье человека хранится на полочке, которая требует от человека некоторых усилий. Хотя бы привстать на цыпочки, чтобы потянуться и достать. В жизни нашей дорога к счастью всегда лежит через чистую совесть, трудолюбие и сострадание.
А вот что говорит о нестяжательстве Русская народная мудрость:
«Лишние деньги — лишние заботы», «Деньги — забота, мешок — тягота», «Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе, материальном интересе) жить», «Не о хлебе едином жив будешь», «Хлеб за живот — и без денег живет».  «зачем душу тужить, кому есть чем жить» (есть хлеб). «Без денег проживу, лишь бы хлеб был», «Без денег сон крепче», «Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».
«Напитай, Господи, малым кусом», — молит крестьянин. «Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна». Нечего завидовать другим, говорит русский крестьянин и подчеркивает: «На людей глядя жить (то есть не по достатку) — на себя плакаться».
Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой человек выдвигает свой идеал — идеал скромного достатка, при котором можно и самому жить сносно, и помогать своим близким. «Тот и богат, кто нужды не знат», «Богаты не будем, а сыты будем»….
Желаю всем Лодейнопольцам пережить,  связанные с Великим Постом, традиционные ограничения в размышлениях на духовные темы, с тем, чтобы к празднику Пасхи быть максимально просвещенными  огнем внутреннего духовного светильника…
Сюрьга 2013г.


Рецензии