Вверх по трапу

                ВВЕРХ ПО ТРАПУ

Действующие лица:

Инин Виктор Павлович
Мишель Корш
Юджин Фрейн
Профессор Хессельбрандт
Голоса

          "Вслед за дождем пошел снег,а за ним - два дурака"
                /Р. Шекли, "Обмен разумов"/

Картина 1

Перед закрытым занавесом на авансцене появляется Виктор. Он медленно  двигается вдоль сцены внимательно разглядывая как бы развешенные со стороны зала картины.

Голос Виктора - Помилуйте, да если б не вы, не наши беседы - я б повесился от тоски! Я - человек общительный, экстраверт, излишней застенчивостью не страдаю, но тут чувствую себя абсолютно не в своей тарелке.
Голос - Чужая страна... естественно... Я тоже, знаете, не сразу вник... Не сразу…  Да и подготовочка у вас, коллега. слабоватая...
Голос Виктора - В каком это смысле?!
Голос - В самом прямом. На скорую руку. Дорогой Лукас, передо мной можете не выпендриваться.
Голос Виктора - Наконец-то! Зачем же так долго?
Голос - Я должен был присмотреться. Принюхаться, так сказать. Операция не самая простая, а вы, голубчик, классический диллетант. Да успокойтесь, все нормально.
Голос Виктора - Но у меня, честно говоря, такое  ощущение...
Голос - Я сказал  нормально, значит нормально. Все в посольстве считают вас  чьим-то желторотым протеже, но вполне симпатичеым парнем. И ничего более. В  Москве решили, что вы подойдете, но операция моя, моя разработка. За мной последнее слово... Я согласен.
Голос Виктора - Польщен, но хотелось бы знать...
Голос - Цель операции?
Голос Виктора - Цель тоже.
Голос - Цель: получение информации по разработке... неважно чего.
Голос Виктора - Исчерпывающе.
Голос - Достаточно. Объект: профессор Хессельбрандт. Умен, разносторонне развит, интеллигентен. Идеалист. Готов передать нам искомые материалы. Мотив:  равновесие сил как залог мира. Такой экземпляр! Ваша задача: выйти на объект, понравиться, вызвать к себе доверие. В общем, сделать так, чтобы он захотел передать материал вам. Ясно?
Голос Виктора - Не совсем. Если вы точно знаете, что профессор готов передать информацию, значит у вас есть люди...
Голос - Которыми мы не можем рисковать. Среди прочего, объект увлекается современной живописью, бывает в мастерских художников. Особенно часто в одной из них, у Мишел Корш.

На авансцене появляется Мишель. Внимательно наблюдает за Виктором.

Голос - Двадцать семь, в разводе, внучка белоэмигранта Коршунова Петра  Владимировича. Хороша собой, контактна, фанатирует на всем русском...

Виктор (не оборачиваясь) - Вам нравится,
Мишель - Некоторые работы. А вам?
Виктор - Честно говоря, не совсем понятно.
Мишель - Не совсем понятно или совсем непонятно?

Пауза.

Мишель - У вас русский акцент.
Виктор - Я из Советского Союза.
Мишель - Из России?
Виктор - Из Москвы.
Мишель - Но вы не турист - вы ведь один?
Виктор - Нет, не турист, дипломат. А вы?
Мишель - Художник.
Виктор - Как давно?
Мишель - Художник? С детства.
Виктор - У вас солидный стаж.
Мишель - Я так плохо выгляжу?
Виктор - Отнюдь. Послушайте, а может  здесь есть и ваши работы?
Мишель - Одна картина - в соседнем зале, где вы только что были. "Опять весна".
Виктор - Я?

Голос - Мы хорошо изучили ее вкусы.

Виктор - Это такая... с насыщенным зеленым и оранжевым? Так это вы Мишель Корш?
Мишель - Ого! У выс память как у шпиона!
Виктор - Дипломат. Кстати, очень рискованно: зеленое с оранжевым.
Мишель - Вы тоже пишете?
Виктор - Аматор, художник восрессного дня.
Мишель - Любопытно было бы взглянуть.
Виктор - Ну что вы, я скромен и обидчив.
Мишель - Боитесь? Говорят, что вам запрещено общение с аборигенами.
Виктор - У вас не совсем точная информация.

Голос - В ее "салоне" вы должны стать своим человеком.
Голос Виктора - А для нее?
Голос - Ваше дело.

Виктор - Странная фамилия - Корш, польская?
Мишель - Русская. Коршунов. Мой дед был, как это у вас говорят, белоэмигрантом. Так что - не передумали насчет общения?
Виктор - Нет, не передумал.

Картина 2

Студия Мишель. Входят Мишель и Виктор.

Мишель - Вот это - моя студия. Нравится?
Виктор - Лофт - это здорово! Все картины ваши? О, икона! Русская...
Мишель - Русская.
Виктор - Мишель, откуда у вас это чудо?
Мишель - Дедушка увез  из  России. Тогда, после вашей революции. Зимой. У него, почему-то, Россия всегда ассоциировалась с зимой. Снег, тройки... Я любила слушать... Вы чем-то похожи... Виктор, вы любите зиму, московскую зиму?
Виктор - Зиму?  Почему бы и нет, люблю. Но весну больше.
Мишель - А он любил зиму. Наверно, ему пришлось бежать зимой и такой она ему  запомнилась, ваша Россия, снежной, холодной. Тогда, после вашей революции.  Осталось несколько семейных реликвий и эта икона. Пятнадцатый век.
Виктор - Шестнадцатый. Ярославское письмо... А знаете, у меня дома есть коллекция икон - еще отец собирал.
Мишель - Замечательно! У нас так много общего и вообще...
Виктор - Что "вообще"?
Мишель - Ничего. Кофе хотите?
Виктор - С большим удовольствием!

Затемнение.

Голос - Молодой советский дипломат, любитель живописи, случайно, абсолютно случайно выходит на профессора и тот должен захотеть передать именно этому молодому дипломату интересующие нас материалы.
Голос Виктора - А потом?
Голос - Доставите их сюда и если все получится, если вам повезет, а новичкам обычно везет, и вас не возьмут с документами на руках или не ликвидируют втихую, то  выставят из страны в двадцать четыре часа.
Голос Виктора - Песпективочка!
Голос - А вам-то что?


Картина 3

Студия Мишель. На сцене Профессор и Виктор.
 
Профессор - Очень интересно. Русский дипломат?
Виктор - Советский.
Профессор - Советский? Очень интересно. Нравится?
Виктор - Нравится.
Профессор - А работы? Тоже нравятся... Очень интересно. Как давно вы дипломат?
Виктор - Четыре месяца.
Профессор - А до того?
Виктор - Учился.
Профессор - На кого?
Виктор - На дипломата.
Профессор - На дипломата? Очень интересно.

Входит Мишель.

Мишель - Оставьте молодого человека в покое!
Профессор — Вы любите кофе, мистер Инин? А может чай? У вас, как я слышал, пьют чай.
Виктор - Я люблю кофе, мистер...
Профессор - Хессельбрандт - с первого раза можно и не запомнить, хотя это не очень хорошо для дипломата. Для шпиона просто непростительно. Не смущайтесь, в профессии шпиона нет ничего  зазорного... Разве что некоторые методы.
Мишель - Профессор!
Профессор - Все в порядке. Каждый дипломат, Мишель, хоть немножко, но шпион. Так всегда было.
Виктор - Мало ли что было "всегда".
Профессор - Честная дипломатия? Дипломатия в белых перчатках? Бред. Или ложь. Скорее, ложь...
Мишель - Ну вы сегодня просто олицетворение такта.
Виктор - Точно! Не время и не место.
Профессор - Не время, а место... Место вполне...
Виктор - Мы в гостях у замечательного художника.
Мишель - Ах, оставьте, я еще не Дали.
Виктор - Будете! Неприменно будете!
Мишель - Не надо. Мне бы быть собой.
Виктор - Э, кто это может себе  позволить. Так или иначе, слишком много чего приходится брать на веру.
Профессор - Смотрите, молодой  человек, чтобы из необходимости это не превратилось в привычку...

Затемнение.


Картина 4

Занавес опущен. На авансцене появляются Виктор и Мишель.

Голос - Как там наши дела, коллега?
Голос Виктора - Без особых успехов.
Голос - Не скромничайте, не нужно. Первый раунд вы провели более чем успешно.  Ну не смущайтесь как невеста, прощаясь с гостями, все в порядке. Только не увлекайтесь.
Голос Виктора - В смысле?
Голос - Не забывайте о главном.
Мишель - Виктор, у тебя там, в Москве, кто-то есть?
Виктор – Объязательно. Мама, папа...

Мишель останавликается.

Виктор - Была. (Заглядывает за занавес.) Давай  зайдем? (Увлекает Мишель за занавес.)

Голос - Вы, Витенька, насколько я понимаю, излишне впечатлительны. Не увлекайтесь.
Голос Виктора - Стараюсь.
Голос - И держите меня в курсе дела. Всегда рад помочь советом.

Открывается занавес. За столиком в кафе сидят Виктор и Мишель.

Мишель - Прости.
Виктор - Пустое. Отмершее должно отпасть, но вот странно - появилось ощущение, что это было не со мной. Помню, что было больно, а почему...
Мишель - Значит, это было не твое, не настоящее.
Виктор - Да нет, мое... В нем было вчера и завтра.
Мишель - Ну и пусть! Пусть у нас только сегодня, но оно наше!
Виктор - Пусть! А такое бывает?
Мишель - Почему нет! Хотя, знаешь, у меня тоже ощущение призрачности, миража.
Виктор - В этой жизни, к сожалению, все иллюзорно. Кроме смерти.
Мишель - Ну вот, опять о смерти! Причем тут смерть? Ты чего-то  боишься,  постоянно боишься. Этот твой страх и делает наши отношения зыбкими! Чего ты боишься?!
Виктор - Всего и всех!
Мишель - И меня?
Виктор - И тебя! За тебя. А хочешь  знать, чего я боюсь больше всего? Даже больше, чем потерять тебя? Сказать? Потерять самого себя.
Мишель - А разве такое возможно?
Виктор - Очень даже...

Затемнение.


Картина 5

Студия Мишель. На сцене Профессор и Виктор. Мишель, стоя за мольбертом, пишет.

Профессор - Мистер Инин, скажите, вот если б перед вами стояла дилемма: интересы своей страны либо интересы всего мира?
Виктор - Интересы моей страны, насколько я понимаю, не противоречат интересам других народов.
Профессор - Ну да!
Виктор - А что?
Профессор - Сказки.
Виктор - Скажем так: в подавляющем большинстве случаев интересы моей страны совпадают с интересами других народов.
Профессор - Например?
Виктор - Например, в вопросах сохранения мира, охраны окружающей среды, борьбы с нищетой.
Профессор - Почему не с бедностью?
Виктор - Сначала разберемся с нищетой.
Профессор - Да и что такое "интересы народа" - далеко не всем американцам было дело до вьетнамских событий.
Виктор - Потому что война шла во Вьетнаме.
Профессор - Итальянцам плевать на резню шиитов и суннитов. Венесуэльцам выгодна война на Ближнем Востоке. Мир и всеобщий мир - это не одно и тоже.
Виктор - Выгодно кучке нефтепромышленников, а не венесуэльскому народу.
Профессор - Не скажите.
Виктор - Да и не в этом дело. Неужели вы не понимаете, что любая локальная война чревата всеобщей.
Профессор - А почему?
Виктор - Блоки, союзы! Обе наши страны связаны десятками различных договоров. Помните выстрел в Сараеве?
Профессор - Тогда война нужна была всем, но ведь только капитализму присуща агрессивность, не так ли?
Виктор - Социализм - мирный строй, миролюбивый.
Профессор - Почему же вы связали себя с половиной мира договорами,  автоматически превращающими чуть ли не любую локальную войну во всеобщую?
Виктор - Интернациональный долг.
Профессор - А без демагогии?
Виктор - Защищаем свой строй!
Профессор - Так и Запад защищает свой строй.
Виктор - От кого?
Профессор - От вас.
Виктор - Разве мы вмешиваемся в чужие дела?
Профессор - И очень активно!  Да сам  факт вашего существования, любые ваши успехи - орудия идеологической агрессии.
Виктор - Но ведь это и есть единственно возможный способ перехода от старого к новому мирным путем - по человеку, по группе, по стране.
Профессор - По континенту.
Виктор - По континенту.
Профессор - Интересный получается выбор: или нам всем потихоньку переходить к социализму или смерть?
Виктор - Мы не хотим смерти.
Профессор - Мы не хотим социализма.
Виктор - Придет время - вас не спросят.
Профессор - Мы не хотим, чтобы такое время пришло.
Виктор - Но и в войне нельзя выиграть. На мой взгляд, разумнее всего это тянуть время, тянуть до тех пор, пока не исчезнет смысл в войне.
Профессор - Для нас или для вас?
Виктор - Для всех.
Профессор - Да,  мистер Инин,  с мозгами у вас  все в порядке - вас ждет политическая карьера. Меня как-то должны были познакомить с одним видным деятелем и я, представьте, поинтересовался, порядочный ли он человек! Мне ответили - политик. Нормальные мерки человеческой этики тут неприменимы.   Обладатель политической жилки способен сделать карьеру в любой стране с любым строем.
Виктор - Не знаю... я б у вас, неверно, не смог...
Профессор - Значи и у себя не сможете. Пока не поздно - меняйте профессию.
Мишель - Все. Заканчиваю.
Профессор - Замечательно - и  мы уже обо всем поговорили.
Мишель - Главное - подпись. Теперь все!

Профессор и Виктор рассматривают картину.

Затемнение.


Картина 6

Студия Мишель. На сцене Виктор. Входят Мишель и Юджин.

Мишель - Знакомьтесь,  Виктор Инин, русский дипломат, увлекается живописью.
Юджин - И живописцами?! (Быстро подходит и протягивает руку.) Юджин Фрейн.
Мишель - О себе все сам расскажет. И даже больше.
Юджин - Мишель,  ну зачем же?  Мистер Инин может подумать, что я - болтун, а ведь это не так. Поверьте, совсем не так и даже наоборот! А если в вашем присутствии, Мишель, я и вправду бываю преувеличенно разговорчив, так это от застенчивости.
Мишель - Боже, еще один застенчивый!
Юджин - Так я не первый?!
Мишель - Не первый.
Юджин - Опять! Это уже слишком! Знаю, знаю, несу чепуху.
Виктор - Вы тоже любите живопись, мистер Фрейн?
Юджин - О да! Уже второй день!

Оба смеются.

Мишель - Пойду сварю кофе. Воркуйте. (Выходит.)
Юджин - Я с вами! Я, з наете ли, большой специалист по приготовлению кофе.  Научился в Греции. Вот где умеют! Обожаю Восток! Мишель! (Выбегает.)

Голос — Виктор Павлович, голубчик, что с вами? В последнее время вы как-то потухли. Могу чем-то помочь?
Голос Виктора - Вряд ли.
Голос - Я старше вас и опытнее. Помните: "Только глупцы учатся на своих ошибках"?
Голос Виктора - "Не пользуйтесь чужими советами, ибо вместо своих ошибок будуте совершать чужие".
Голос - Понял, но имейте в виду, что ваше право на "собственные ошибки" ограничено рамками задания.

Входит Мишель.

Мишель - Совсем заболтал! Такой смешной.
Виктор - С ним не скучно.
Мишель - Не скучно.
Виктор - Каков! Супермен.
Мишель - Нормальный парень. Вчера случайно познакомились. (Обнимает Виктора.) Такой забавный...
Виктор - Случайно познакомились?!
Мишель - Мне последнее время везет на случайные зна-комства.
Виктор - Ты меня имеешь ввиду?
Мишель - Ну вот, опять обиделся! Виктор, ты стал ужасно подозрительным и каким-то... дерганным.
Виктор - Дерганным?!

Напевая бравурный марш Юджин вкатывает столик.

Юджин - Прошу! Фирменное пойло! Только у нас. Самое ароматное и самое дешевое. Чего вы такие скучные?
Мишель - Все нормально.
Виктор - Вот именно - нормально. Действительно потрясающий кофе. Вы не зря теряли время в Греции. Долго там были?
Юджин - Прелестнейшая страна! А как кормят! Наша пища у меня потом долго ассоциировалась с синтетическими макаронами многоразового пользования.
Мишель - Юджин!
Виктор - Служебная командировка?
Юджин - Я, видите ли, большой срециалист по части экспорта. Меня, представьте  себе, ценят и любят. Контактность и жизнерадостность - мои визитные карточки,  хотя, поверьте, по натуре я серьезен и застенчив.
Виктор - Простите, мне пора.
Мишель - Уже?
Юджин - Не волнуйтесь, я составлю вам компанию.
Мишель - Я очень устала и хотела бы сегодня пораньше лечь. Простите.
Юджин - Так и быть, прощаю! Ведь это я вас утомил своей болтовней. Завтра позвоню. Не  благодарите! Идемте, Виктор, Леди желают спать. Спокойной ночи.
Виктор - До свидания, Мишель...

Затемнение.


Картина 7

За столиком в знакомом кафе сидят Виктор и Юджин.

Голос - Что нового, Виктор Павлович?
Голос Виктора - Ничего. Разве только: у меня  появился соперник.

Юджин - Симпатичное заведение. Виктор, тебе не нравятся наши бары? В Москве лучше?
Виктор - Я здесь уже был.
Юджин - Ясно. Не спрашиваю с кем - Юджин Фрейн умеет быть тактичным, но  мы  могли войти в любой другой... Сплошные противоречия!

Голос — Соперник? Противник! Отбросьте иллюзии: ваш новый приятель так же "случайно" познакомился с Корш, как и вы.
Голос Виктора - Кто же он?
Голос - Контрразведчик. Специалист, в отличие от вас.

Юджин - Как тебе выставка?
Виктор - Чушь какая-то. Тупик.
Юджин - Искусство часто заходит в тупики, но главное - это движение! И не толпой. Из любого тупика есть выход.
Виктор - Для этих вряд ли.
Юджин - Не важно. Да и не тупик это вовсе, скорее, обозначение тупика.
Виктор - Я не разбираюсь, но искусством тут точно не пахнет. Выставить самих себя может и оригинально, публику эпатирует, но при чем здесь искусство?

Голос - Не переиграйте. Надеюсь, что он все еще видит в вас романтически настороенного юного дипломата.
Голос Виктора - Уверен.
Голос - Хорошо бы, хотя романтики у вас действительно хоть отбавляй. Часто видитесь?
Голос Виктора - Даже слишком. Неразлучны. Прямо друзья-соперники.

Юджин - Друг мой, это старый, долгий и бессмысленный спор. Бессмысленный как и все споры, но я, как ты заметил, обожаю спорить!
Виктор - И никто не признает чужой правоты...
Юджин - А ты думал!
Виктор - Так зачем же мы спорим?
Юджин — А радость общения! Спор - самый активный способ общения. Во всяком случае у мужчин. Может пойдем еще куда-нибудь?
Виктор - Опять на какую-то галимуть?
Юджин - В Москве, дорогой, ты всего этого не увидишь.
Виктор - А может мне, дорогой, всего этого и не надо.

Идут к выходу.
 
Юджин - Чтобы узнать вкус апельсина - его нужно съесть.
Виктор - Чтобы узнать вкус моря - вовсе не обязательно выпивать его до дна.

Cмеются. Выходят.

Затемнение. Занавес.



Картина 8

Занавес опущен. Виктор нервно ходит по авансцене.

Голос - Поверьте, осталось недолго. Вы хотите домой?

Появляется Мишель. Спешит. Виктор бросается ей навстречу.

Мишель - Виктор? Давно ждешь?
Виктор - Нет. Не очень. Думал, ты в студии. В это время ты обычно пишешь. Твой любимый свет.
Мишель - Были дела в городе.
Виктор - Важные дела... только до меня уже нет дела.
Мишель - Не сейчас, прошу тебя.
Виктор - Ясно: Юджин. Богатый, веселый, красивый!
Мишель - Господи! Красота - не главное достоинство мужчины.
Виктор - Какое-то наваждение: кругом сплошные провидцы! Это - главное, это - неглавное!
Мишель - С ним просто легче... Ты это не поймешь. Да и вижу я его редко, реже, чем ты.
Виктор - Да ты ревнуешь!
Мишель - Опомнись! Прекрати.
Виктор - А вот и он... надвигается.
Мишель - Зайдешь?
Виктор - В другой раз.

Расходятся. Пройдя несколько шагов Виктор сталкивается с Профессором.

Профессор - Откройте глаза, о юноша!
Виктор - Простите. Добрый вечер, профессор. Задумался.
Профессор - Не может быть.
Виктор - По-моему, пора.
Профессор - По-моему, давно пора.
Виктор - Вы о чем?
Профессор - А вы?.. О жизни, о себе. О Мишель. Ну и как, получается  думать?  Не рассчитывать, не придумывать, а думать? С открытыми глазами. С закрытыми жить проще - по себе знаю. Руки пошире расставил - кто-то под  локотки и подхватит. И поведут! Поведут... Стукнулся лбом - так не по своей же вине! И предпятствия не видно: то ли это заборчик хлипкий, то ли бетонная стена до неба. Неважно! Руки еще пошире расставил и вперед, до могилы. Некоторые глаза  таки открыли, но испугались и прищурились. Плотненько так.
Виктор - Не понимаю. Ничего не понимаю!
Профессор - Жаль... Как вы думаете, Виктор, что меня привлекает в Мишель?
Виктор - Современная живопись...
Профессор - Холодно.
Виктор - Влюбились!
Профессор - Разве можно влюбиться в солнце, в траву, в цветы? Можно лишь жить в гармонии со всем этим или не жить вовсе. Врял ли Мишель сознает, да и что человек может знать про себя самого, но она абсолютно гармонична. А вы  с  Юджином олухи. Нисколько не сомневаюсь, что, как и я, чувствуете свою  ущебность, но вините внешние обстоятельства, темп жизни, эпоху. (Проходит. Оглядывается.) Откройте же глаза, юноша.
Виктор - И станет легче?
Профессор - Нет, легче расставить руки.

Затемнение.


Картина 9

Студия Мишель. Виктор нервно ходит по сцене. Мишель, стоя за мольбертом, пишет.

Голос - Итак, момент передачи близок.
Голос Виктора - По-моему, Профессор может притащить материалы в любой день!
Голос - Замечательно! Чего ж вы так волнуетесь?

Мишель - Прекрати мелькать!

Голос Виктора - Это ведь будет не микропленка! Скорее всего - объемистый  конверт. А что, если мой "всевидяший" Юджин усечет момент передачи?
Голос - "Усечет", можете не сомневаться.
Голос Виктора - "Чего ж вы так волнуетесь?" Я до машины не дойду, как меня возьмут! Профессора тоже.
Голос - Не-а, Брать будут раньше, на этаже.
Голос Виктора - Не смешно. Что же мне делать?
Голос - Не дергаться! Выполнять инструкции! Получив материалы подаете сигнал в окно. Ровно через десять минут - не раньше и не позже - выходите из мастерской. Вас будут ждать.

Мишель - О чем ты думаешь?
Виктор - О тебе.
Мишель - О вас, всегда о вас... Левый угол к чертям заваливается!

Входят Профессор и Юджин.

Юджин - Хозяйка, принимай гостя! Твой главный поклонник.
Профессор - Нехорошо смеяться над пожилым человеком - разве я могу конкурировать с вами или мистером Ининым? Молоды, красивы.
Юджин - Не желаете принять участие в нашей дискуссии - отмирает ли театр, как таковой? Я считаю, что кино его подкосило, телевидение уложило, а стерео-телевидение вбъет последний гвоздь.
Виктор - Даже стерио не заменит живого актера.
Профессор - Мишель, я на минутку.

Мишель кладет кисти, палитру и, вытирая руки, отходит от мольберта.
 
Мишель - Простите, заработалась. И еще эти бубнят: отмирает, не отмирает... Юджин, кофе по твоей части.
Юджин - Ну вот: кому интеллектуальный отдых, кому - черная работа.               
Юджин, с подчеркнутой покорностью, направляется к двери.

Мишель - Так и быть - составлю тебе компанию. Мы быстро.
Юджин - Я пошутил. У тебя гости.
Мишель - Тебе не подходит мое общество? А может боишься, что выкраду секрет "фирменного" кофе?
Юджин - Этот секрет меня меньше всего волнует.

Выходят. Профессор, озираясь и прислушиваясь, быстро подходит к Виктору.

Профессор - Мистер Инин, у меня к вам необычная просьба...
Виктор - Все, что в моих силах...

Профессор выхватывает конверт и быстро засовывает его Виктору во внутренний карман пиджака.

Профессор - Передайте вашему послу. Крайне важно, можете мне поверить. (Быстро отходит к мольберту. )

Вбегает Мишель.

Мишель - Представляете, устроил сцену: "оставляешь гостей без внимания"! Каков!
Профессор - Как всегда прав. Внимание превыше всего. Внимание, наблюдение…  Прстите, Мишель, но я должен вас покинуть. Юджину мои извинения. В следующий  раз объязательно воспользуюсь его искусством кофевара.
Мишель - Я провожу.

Выходят. Виктор подходит к окну, поправляет галстук и, взглянув на часы, отходит. Юджин вкатывает столик.

Юджин - Куда все подевались?
Виктор - Профессор ушел, куда-то спешил. Мишель...

Вбегает Мишель.

Мишель - Я здесь! Никуда не делась.
Юджин - Этого еще не хватало. Вот и Виктор спешит.
Виктор - Тебе показалось.
Юджин - Я стараюсь...
Мишель - Ну что за мужчины! Не волнуйся, воздадим  мы должное твоему нектару.
Виктор - Вот если б ты еще сендвичи соорудил - цены  б тебе не было.
Юджин - Издеваетесь? Такой эксплуатации ни один профсоюз не потерпит!
Мишель - И не надо, эксплуататоры сами слелают. Поможешь?
Виктор - С удовольствием.
Юджин - Вот, вот, поработайте.

Мишель и Виктор выходят. Юджин  достает переговорное устройство.

Юджин - Третий, третий... Приготовтесь... Второй… Кто пошел за профессором?... Седьмой... Не упускайте из виду. Ведите плотно...  (Быстро прячет переговорное устройство.)

Входит Мишель.

Мишель - Вот и я! Соскучился?
Юджин - Ужасно! А где Виктор?
Мишель - Виктор, Виктор. Красиво раскладывает сендвичи по тарелкам твой Виктор. Он, оказывается, просто создан для домашнего хозяйства.
Юджин - Именно.
Мишель - Не то что ты. Только и умеешь, что кофе.
Юджин - У меня есть масса других достоинств.
Мишель - Пусти, он идет.

Виктор вносит поднос с бутербродами.

Виктор - Прошу, господа, кушать подано!
Юджин - Меня еще никогда не обслуживал дипломат. Какое изобилие! Скажи, у вас с Москве все это есть?
Виктор - У нас? У нас хозяйки обеды готовят! Натурально: первое, второе и даже третье!  Эх, ты  не  можешь себе представить, что это такое - домашняя солянка! А борщ! У вас... царство сендвичей!
Юджин - Дело вкуса.
Виктор - Правда, если их делают такие руки...
Мишель - Что с тобой? Неужели так растроили гастрономические воспоминания? Даже слезы!
Виктор - От черт, сок забыл!
Юджин - Я принесу.
Виктор - Отдыхай, кофевар. Нынче мой день. (Выходит.)

Пауза.

Мишель - Он сегодня какой-то странный.
Юджин - Да, сегодня...
Мишель - Знаешь, таким он мне опять нравится.
Юджин - Жаль... Да...
Мишель - Юджин, ты меня слышишь?
Юджин - Как всегда, дорогая, предельно внимательно.
Мишель - Я говорю... мне кажется… только что он был настоящим, цельным. В нем всегда была какая-то раздвоенность. Он всегда чего-то боялся... комплексовал.
Юджин - А сейчас перестал?
Мишель - Перестал. Наверно произошел перелом.
Юджин - Может этот "перелом" мешает ему сок открыть? Помогу!

Выбегает. Слышен звон разбиваемой посуды, стук дверей.

Мишель - Что сегодня с ними творится?

Вбегает Юджин.

Юджин - Его нет!
Мишель - Не может быть. Ушел и не попрощался?
Юджин - Дура! Попрощался! Третий, Третий! Черт бы тебя побрал! Второй!...  Что там с Третьим?...  Объект выходил?... Кто-то выходил?!... Олухи! Догнать!!
Мишель - Что сдесь происходит?
Юджин - Отстань!

Юджин выбегает
 
Мишель - Ничего не понимаю... Почему Виктор исчез?.. Кто он?

Входит Юджин.

Мишель - Кто он?
Юджин - Кто он? Второй... У Третьего полный разгром!.. Поднять все! Материалы не должны уйти! Кто он! Большевистский шпион - вот кто он! Бог мой,  "комплексовал"! Как же! Обвел нас всех, как детей! И профессор твой тоже хорош!
Мишель - Вон! Убирайся! Сейчас же! Все  вы  одинаковые! Все...
 
Юджин выходит.

Мишель - Все...

Затемнение. Занавес.


Картина 10

Занавес опущен. В центре авансцены в луче света стоит Виктор.

Диктор - Объявляется посадка  на самолет ИЛ-62, Аэрофлот, выполняющий рейс 252 Нью-Йорк - Париж - Москва. Пассажиров просят пройти в сектор номер девять для посадки в самолет. Повторяю. Объявляется посадка...

Виктор - Вот и все... Задание выполнено… с блеском. Никому я уже не нужен. Мишель... уже знает. Юджин не преминул открыть ей глаза на мою персону.

Рядом с Виктором появляется непривычно серьезный Юджин. Оба глядят в зал.

Виктор - Никому я не нужен. Даже себе.
Юджин - Мне ты нужен.
Виктор - Юджин? Как ты узнал?
Юджин - Сам понимаешь.
Виктор - Не очень, я ведь не профессионал.
Юджин - Это-то я сразу понял. Художник воскрессного дня. Но меня обыграл.
Виктор - Так получилось. За мной стояли...
Юджин - Знаю. Даже знаю кто. Не делай каменное лицо - я не на службе. Я провожаю друга домой... Мы уже не увидимся...
Виктор - Не увидимся...
Юджин - Тебя, наверно, наградят, найдут теплое место. Кстати, если не секрет, кто ты по специальности?
Виктор - Искусствовед.
Юджин - Искусствовед?! (Только теперь поворачивается к Виктору.) Нет, точно искусствовед? Здорово! Перлы наблюдательности и вкуса, работа под простака и  Мишель покорена, а у меня, черт возьми, прорастают ослинные ушы! К тому же эта ее экзальтация насчет всего русского... сходство с дедом… постой... ну да!  Тебя так и подбирали! Ново! Оригинально. А ты, мой друг, интеллектуальная отмычка.
Виктор - Я это не сразу понял.

Диктор - Продолжается посадка на самолет ИЛ-62...

Юджин - Да, партия проведена неплохо. Виктор - победитель. Знаменательно.
Виктор - Юджин!
Юджин - Все правильно. Победитель с высоко поднятой головой поднимается вверх по трапу. Вверх по трапу...
Виктор — Блестяще сыгранная партия марионетки. (Расставляет руки, закрывает глаза.) И повели. Дергали правильно. И выиграли! А я проиграл. Мишель, тебя... и себя.
Юджин - Мир зрячих не для нас.
Виктор - Не знаю...
Юджин - Мишель... она меня выгнала. Тогда, после твоего исчезновения.
Виктор - Все равно у тебя еще есть шансы.
Юджин - Ты ее любил.
Виктор - Люблю. И буду любить. Редко кому выпадает встретить в жизни такую... Мишель, а двух - никогда.
Юджин - Боюсь, что шансы у меня слабые. А профессор...
Виктор - Профессор прав. Кругом прав.
Юджин - Мир требует жертв?
Виктор - Как и война.

Диктор - Заканчивается посадка на самолет ИЛ-62...
Юджин - Пора. Прощай, я тебя буду помнить.
Виктор - И я.
Юджин - Прощай.

В кругу света остается только Виктор.

Виктор - Прощай... Вот и все, я на трапе. Чувствую чьи-то взгляды. Юджин? Кто-то из посольства? Мишель? Поздно. Прощайте все!

Затемнение

Конец

1985


Рецензии