Белые пятна Корейской войны
Зато на Западе в странах, принимавших участие в войне (США, Англии, Австралии и др.) и входивших в т.н. «Силы ООН», действия своих летчиков, моряков, танкистов и пехотинцев оценены по достоинству. Правда заодно создано и немало богато иллюстрированных мифов о знаменитых американских и британских асах, пачками сбивавших корейские МиГи и сотнями уничтожавших северокорейские танки.
Все это существенно мешает нынешним российским историкам в правдивом описании подвигов советских людей, принимавших участие в этой, малоизвестной у нас войне.
Только в последнее время, после появления мемуаров знаменитых летчиков Н.Кожедуба, Е.Пепеляева, Сутягина и других асов корейской войны, и благодаря самоотверженной работе энтузиастов-историков, таких как И. Сейдов, А.Розин, Россия узнала о своих, доселе неизвестных героях.
И, тем не менее, последнее слово в истории участия советских людей в Корейской войне еще не сказано. Не открыты для изучения архивы Министерства обороны, наглухо засекречены данные об участии нашей бомбардировочной авиации и авиации ВМФ в той войне и только воспоминания еще живых участников позволят скупо пролить свет на эти вопросы.
А вопросов, даже при поверхностном изучении имеющихся открытых материалов о той войне, возникало достаточно много.
В частности о том, как северокорейскому ВМФ, насчитывающему с десяток катеров и шхун, удавалось так удачно минировать подходы к южнокорейским портам и прибрежные коммуникации. На поставленных морских минах подорвалось несколько американских и южнокорейских боевых кораблей и множество транспортных судов.
Какими силами велась морская и воздушная разведка в тылах южнокорейских войск, учитывая полное господство в воздухе Кореи американской авиации и флота при отсутствии дальних бомбардировщиков и подготовленных пилотов в составе северокорейской авиации.
На эти вопросы частично нашелся ответ в книге известного историка авиации И.А. Сейдова «Ночные сражения в корейском небе», недавно вышедшей в издательстве «Русские витязи» тиражом всего в 750 экземпляров.
В частности, в обеспечение минирования акваторий портов и коммуникаций снабжения войск ООН большой вклад был внесен советскими самолетами А-20Ж «Бостон» из 36-го минно-торпедного авиаполка (МТАП), базировавшимися на аэродроме Тученцзы в Порт-Артуре. Вылеты производились, как правило, ночью. Приводятся косвенные данные и об участии в разведывательных операциях самолетов 52-го гв.ТБАП.
Кроме того, самолеты из 36-го МТАП проводили воздушную разведку Желтого моря , нередко залетая на территории Кореи. Видимо не все полеты ограничивались только разведкой. Так, по данным американцев, 7.06.1951г. «одиночный бомбардировщик атаковал позиции войск ООН у Чхорвона, сбросив 5 бомб на штаб. После обстрела зенитками скрылся на сопредельной территории». При этом известно, что своей бомбардировочной авиацией Северная Корея в то время не располагала. По свидетельству бывшего штурмана бомбардировщика А-20 «Бостон» Саблина их экипажу, как и другим, часто приходилось летать на ночные бомбардировки объектов на побережье Кореи и вступать в бои с перехватчиками.
Разумеется, это были очень рискованные вылеты и далеко не все экипажи возвращались на родной аэродром перехваченные американскими ночными истребителями. «Пропал без вести» - такое извещение получали родные и близкие, даже не зная долгие годы, даже приблизительно, где и при каких обстоятельствах они погибли. На выставленных советскими самолетами и корейскими судами минах подорвались американские эсминцы «Уок», «Эрнест Г.Смолл», «Бартон» и несколько других кораблей и транспортных судов. Конвои судов обеспечения и боевых кораблей уже не рисковали приблизиться к объектам побережья, не проведя предварительно траления фарватеров
В марте 1950 года в Китай прибыла специальная группа на бомбардировщиках ИЛ-28 из состава 132-й БАД под командование Героя Советского Союза майора Арсеньева Н.А. Группа состояла из двух эскадрилий. С началом активных боевых действий экипажи Илов из этой группы стали активно привлекаться к разведывательным полетам над территорией Южной Кореи. Естественно, что самолеты несли китайские опознавательные знаки, а летчиков переодели в китайскую форму. По утверждению участника этих событий П. А. Шпака летчики его подразделения осуществляли разведку и наблюдение за кораблями ВМС США и их союзников и портов базирования в Южной Корее. Он рассказал, что в одном из вылетов он был сбит, но смог совершить вынужденную посадку в Северной Корее. Это был 13-й вылет (и не верь после этого приметам!) его экипажа в составе штурмана Александра Семеновича Пащенко и стрелка-радиста Сергея Степановича Бочарова. Интересно и то, что из них 12 были разведывательными полетами в ночные и утренние часы и 1 боевой с бомбометанием цели в Южной Корее! По его словам их сбил реактивный истребитель - по всей видимости, F-80 или вероятней всего палубный F9F "Пантера", так как выход на цель наши летчики осуществляли со стороны моря, туда же и уходили. Его рассказу можно было бы не поверить, тем более что даты он не помнит, но в его архиве оказалась справка медкомиссии, в которой говорится, что "старший лейтенант Шпак П.А. с 31.07.50 г. по 2.10.50 г. проходил лечение в госпитале (в\ч 08722)", таким образом можно утверждать, что факт сбития имел место где-то 30-31 июля 1950 года.
По словам Шпака, их авиагруппа была в Китае до конца боевых действий, после чего сдала самолеты союзнику и убыла в Союз. За все время потери составили 2 самолета Ил-28 и один экипаж (потерян был где-то в 1952-53 годах). В начале 1953г. пропал без вести экипаж самолета Ил-28 подполковника А.И.Фокина, вылетевший на разведку погоды в Желтом море, поиски следов крушения успехов не имели.
Совершенно неизвестными широкому кругу читателей до последнего времени оставались факты участия советских стратегических бомбардировщиков Ту-4 в Корейской войне в качестве разведчиков и ночных бомбардировщиков. Летали они, разумеется, ночами и без опознавательных знаков.
Причем один из них был сбит над корейской территорией, только одному члену экипажа, стрелку-радисту сержанту Е.Е. Лазгину удалось спастись. Ему повезло вдвойне, поскольку он попал в руки партизан, переправивших его к северокорейцам. Он долго лечился в госпитале в Москве, потом был награжден орденом Красной Звезды.
Американцами 2.07.1950 г. был даже зафиксирован дневной пролет Ту-4 в сопровождении двух Ла-11 без опознавательных знаков над Сеулом. И еще почти полгода после окончания войны советские и американские самолеты следили друг другом на сопредельных территориях. А один из американских перехватчиков «Скайнайт»из VMF- 513 в районе 38-й параллели даже по ошибке устроил воздушное «ночное шо»у с высшим пилотажем перед одним из наших Ту-4,приняв его из-за идентичного силуэта за В-29 «Суперфортресс».За что своим начальником, полковником Коннором, был наказан двухнедельным изучением справочника по самолетам.
Все данные об участии Ту-4 и Ил-28 в Корейской войне были получены автором книги от непосредственных участников. На запрос в архив МО в Подольске, был получен ответ «Официально факт применения СССР в Корее бомбардировщиков Ту-4 не подтверждается, исторический формуляр 598 УТБАП ДА на данный момент засекречен». Белые пятна в истории Корейской войны будут разгадываться еще долго. На фото : бомбардировщики-торпедоносцы А-20 Ж "Бостон" на аэродроме Порт-Артура.
Свидетельство о публикации №213112600441