На волне

 Фото из интернета.               



                Н А  В О Л Н Е
               

        Последний выпускной экзамен "на носу", а подружки мечтают о будущем. Сидят на низко расположенной толстой ветке дерева, болтая ногами. Нину просят спеть, и та негромко начинает. Девчата подпевают.


        Таня мечтательно рассказывает о Кавказе, о море, где непременно побывает, а может и останется там жить. Её предки жили когда-то в селе, недалеко от границы с Турцией, в далекой Аджарии. Древнее русское село. От Сибири, города Кемерово, где они сейчас проживают, их разделяют огромные расстояния и климатические контрасты.


        Сибирь - это вечное ожидание лета, которое зачастую и не балует теплом. В октябре уже начинаются морозы, с диапазоном от – 20  до - 30 градусов, а декабрь и январь могут порадовать до минуса сорока, сорока семи. Весна приходит только в мае. Лыжи, коньки – хорошо, но как хочется раздеться и пробежаться по берегу реки, искупаться и упасть на песок, почувствовав солнечную ласку, понежиться в его тёплых лучах.
       

        Девочки мечтательно помолчали и разошлись по домам. Нина и не ожидала, что через неделю, как награда за трудолюбие, получение аттестата зрелости, её судьба круто изменится.


       С Севера прилетела тётя Валя, предложила отдых на Чёрном море, где помогла бы присмотреть за пятилетней дочкой. Нина была счастлива! Маршрут: Кемерово - Сочи! Это ли не волшебство, не чудо для девушки!


       Однажды, тётя с мужем и малышкой уехали к друзьям с ночёвкой, а Нина захотела остаться. Питание и ночлег в санатории, никаких проблем. Можно купаться, сколько душа пожелает, что девушка и сделала сразу после завтрака в столовой.


        На санаторном пляже было несколько человек, сидящих и лежащих в одеждах на деревянных лежаках. Нина разделась, на песке оставила босоножки, повесила дамскую сумочку и сарафан на вешалку.


        Постояла у воды, глядя вдаль. Почему-то вспомнилась повесть Ивана Ефремова "На краю Ойкумены", где молодой эллин Пандион, юноша прекрасного телосложения, скульптор по увлечению, ваял из глины свою любимую Тессе. В скульптуре не смог передать пластику тела, одухотворённую жизненной силой возлюбленной. Юноша понимал, что ему нужны знания, чему может научиться только у великих мастеров за морем, которое придётся преодолеть ради высокого искусства.
        Пандион прощается с девушкой, отталкивает лодку от берега и уплывает. Много трудностей преодолевает он: бушующее море, рабство и другого рода унижения…


        Нина каждой клеточкой тела прочувствовала путь юноши. Появилось непреодолимое желание уплыть далеко-далеко в море, на сколько хватит сил.
Она стояла, впитывая в себя бесконечность морской глади.


        Море приветливым шепотом звало в свои объятия. Лёгкие гребешки волн щекотали, омывая ступни ног.

         
        Вот тот шаг вперёд, когда надо подчинить себя цели. Ей нравилось управлять телом, подчиняя его своей воле. Она была гимнасткой, чемпионкой Кузбасса. Каждой клеточкой чувствовала те движения, которые необходимо было выполнить: полёты на брусьях, перекладине, кольцах,... Упорным трудом добивалась легкости и точности в выполнении, воспитывая характер победителя.


        С восьмого класса её не пугали десятикилометровые пробежки на лыжах при тридцатиградусном морозе. Зимой, с пятого класса обтирала тело снегом и частенько бегала босиком. До школы три километра, порой, ходила на лыжах в легкой летней курточке и не знала простуды.
 

        Она любила выпускать школьные газеты, рисовать, танцевать, петь. Из школьной программы нравились математика, логика, сочинения по литературе, история и физика, последняя, из-за красивого преподавателя.


        В своём доме во время грозы мыла крыльцо, тротуарные дорожки вокруг, бегая мокрой с распущенными волосами, с прилипшим платьицем к телу - радовалась летнему ливню и плясала вместе с ним по лужам.


Теперь перед нею море. За несколько дней пребывания и наблюдения, она более-менее к нему привыкла. Далеко не заплывала.
        Девушке нравились прыжки с волнореза, чувствуя себя в полёте летучей рыбкой а затем погружение в прохладную неизвестность.
 

Три года назад, когда ей было четырнадцать лет, пустилась в опасное путешествие по реке Томь, ухватившись за бревно плывущего леса. Катер тащил скреплённые брёвна в плоты, длиною в несколько сот метров. Течение мощное, не для слабых людей в плавании. На такой поступок решилась после пережитого...


        Однажды видела, как приезжий моряк переплывал эту реку. У противоположного берега движение воды было ещё более лавинное, ёмкое и какое–то масленичное. Нина завидовала парню, такому смелому, сильному, красивому. Он плыл легко, с бронзовой спиной над водной поверхностью. На левом берегу парень постоял, отдохнул и поплыл назад. Восторгом, восхищением сияли лица отдыхающих на берегу.
 

        "Значит, такую широкую и могучую может переплыть человек,"- подумала тогда девочка. И вскоре случай представился испытать себя.
Сплавляемый лес в плотах приблизился к пляжу. Вмиг решила доплыть до него.
В тот день Нина плыла вместе с брёвнами, испытывая приятные ощущения от прикосновения, массажа струй воды. Эти обтекания тела при скорости отвлекли  от реальности.
 

        Стремительно летело время. Увидев, что её отделяет от берега поток шириною в две - три сотни метров, она отталкивается и уходит под воду. Все силы напрягла, чтобы выбраться из воронки, затягивающей в свое чрево, создаваемое брёвнами. Одна цель: уходить по течению и немного в сторону берега. Казалось, борьбе не будет конца.
 
       
        Наконец, всё позади. Лёжа на песке, решила больше не плавать с брёвнами. "Хорошо - то, хорошо, да ничего хорошего!"- тогда пришла в голову поговорка, которую раньше не понимала, да особо над ней и не задумывалась.


       Вода в море утренняя - прохладная и ленивая. Тело наполнялось свежестью, беспредельно расширяясь. Почувствовала щекотание - на пальцы ног оседал песок. Стряхнула его и с прыжка вошла в ласкающие встречные потоки.


        Не оглядываясь, устремилась вдаль, легко размахивая тонкими руками. Она плыла, и радостное чувство не покидало её. Через некоторое время перевернулась на спину и стала наблюдать за удаляющимся берегом, вскоре  превратившемуся в тонкую полоску.


        Время исчезло, кругом пустынные дали, отливающие золотом. Бескрайность простора, глубина морская, чистое безоблачное небо и маленькое тельце на поверхности этой громадины. Как она одинока, как хрупка её трепещущая радостью жизнь.
 

        Оттолкнувшись, Нина подпрыгнула насколько было возможно, определила в какой стороне берег и поплыла дальше вглубь. Впереди тихая гладь до горизонта. Наслаждалась состоянием: вращалась на поверхности, наматывая на тельце, как на веретено, лучики солнца; ныряла, желая рассмотреть глубину; подбрасывала воду, любуясь разноцветными искрами бриллиантов.


        Сколько же метров под ней? Сто, больше? Не видно ни одной рыбки. А ведь должны быть и медузы. Пусто, но она знала, море живое, оно дышит всем своим существом. И всё же немного жутко стало, когда вспомнила о хищных акулах. "Нет акул в Чёрном море и никакая медуза не обожжёт, проплывая, - успокаивала себя. - Спокойно, всё нормально, всё хорошо!"

      
        Нежась в остывающих, но ещё согревающих солнечных лучах, кожей почувствовала какие-то изменения. Лёгкий ветерок прошелся по ней, что-то начало поднимать и опускать её. Увидела колебания воды и вздыбившуюся крупную волну вдали. Страх сковал мозг, сердце и каждую клеточку тела. "Куда плыть, в какую сторону?" - рванула наружу мысль.


        Море заколыхалось. Приблизилась, освящённая солнцем громадина.

       
        Накануне, после купания, к девушке подсел пожилой мужчина, давал советы, будто предвидел нынешнюю ситуацию:
- Моря не стоит бояться, надо подчиниться его воле, - говорил он. - В конце – концов, оно всё равно выбросит на берег. Главное, спокойно ждать волны и на ней проехать. Так силы сохранятся для последнего рывка у берега.

               
        Чья любовь оберегала её? Наверно мама молилась, зная характер дочки. И словами незнакомого человека стремилась сохранить жизнь своему ребёнку. Благо, что дитя умело слушать.


Нина медленно опускалась в огромную яму, и помощью ей в этот страшный момент стали слова незнакомца, как руки спасателя. Подчиняясь ситуации, травинкой лежала в пасти дракона и ждала.


        Под неё нырнуло что-то плотное, монолитное и плавно подняло высоко вверх. Волна с ускорением двинулась в нависшее лохматое небо. На гребне волны Нина развернулась и увидела полоску надежды, ниточку берега. И так поворачивалась каждый раз: встречала лицом крупные, а затем на высшей точке разворачивалась и вместе спешили к пристанищу.


        Постепенно волна уменьшалась и проваливалась. Позади вновь образовывался уже не холм, а скала воды. Отдалась судьбе. На этот раз ногами вверх поднялась на вершину, будто её кто-то осторожно затянул. Ямы, холмы, скалы повторялись. И каждый раз, оказавшись сверху, устремлялась вперед вместе  с властным телом моря.
 

        Что-то подсказывало ей о благополучном исходе, даже понравилось такое катание. В яме волны наверно уместился бы девятиэтажный дом, но реальность сталью натягивала нервы, и определить точные размеры было очень сложно. Вершины волн иногда выглядели тонущими парусами кораблей, за которыми тянулись россыпи созвездий - последние игры уходящего солнца.


        Оно опускалось в дымку за корпуса размытых силуэтов зданий. Порой, волны закрывали всё вокруг, кроме небольшого кусочка неба над головой. Нина повторяла и повторяла слова успокоения: «Всё равно море выбросит, главное,- держаться!»


        Берег приближался. Донёсся шум прибоя.

        Всё ближе и ближе к клокочущему впереди белому валу. На миг, освобождаясь от пены, стали появляться волнорезы.


        Девушка ждала "девятый вал"- самую крупную, высоченную волну, на которой могла бы выплеснуться. Девятого вала не было, огромная волна могла прийти третьей, десятой - любой.


        Решила с ней опуститься на бетонную плиту, представляя, как волна занесёт, а затем опустит на этот опасный островок, с которого можно будет убежать. Повернулась лицом к намеченной пристани. Вдруг слышит мужской крик, обращённый к ней:


- Разобьёшься, иди на пляж! Не торопись! - Голос показался знакомым.
"Я вроде плыву, а не иду".

         
         Море замерло с мелкой дрожью, выгладилось в ожидании чего-то необычного, величественного... Из морской пучины вынырнул и стал подниматься красивый гребень. Приближаясь, рос, закрывая собой весь горизонт, создавая образ бегущих морских коней. Они вспенивали копытами воду, гордые головы на крутых шеях со всклокоченными седыми гривами взвивались в небо и, дико хрипя, мчались неистово к спокойному тихому берегу, будто спешили распластаться и успокоиться на тёплом прибрежном песке.
 
       
         Нина поняла, что встреча с конницей неизбежна.
 

         Свирепые кони захватили, закрутили в своих колесницах - жерновах  девушку, захлёбывающуюся от воды с песком и камнями. Забивало уши, нос и глаза, резало упругое тельце. "Выжить и выстоять!"- только одно в мыслях.


         Воздуха не хватало, вода давила до боли в висках, готовая ворваться в легкие. На грани потери сознания. Но, вдруг, пожалев, волна выбросила из себя маленькое измученное, изжёванное существо и осела, притихшая и ослабевшая. Нина хватает ртом воздух и долго откашливается, барахтаясь в пене и очищаясь от мусора. Отходя, волна потянула за собой.

         
         И снова терпеливое ожидание новой конницы. Шли минуты. Большой волны долго не было. Необходимы ещё один – два рывка вперёд, чтобы преодолеть бушующий вал у берега.

       
         Она пришла, полноводная и высокая. Нина размашисто гребла, била ногами, напрягая все мускулы. Спешила, но немного отставала от носительницы. С опозданием от головного потока зависла и опустилась над берегом. Ноги слегка коснулись дна. Рывок вперёд. Все силы, чтобы вырваться из обратного отхода.


         Отступая, море не желало отдавать то, что так долго лелеяло в своих цепких объятиях. Всасывая, выгребало песок из-под ног. Девушка упала, руками вцепилась в берег, изодрала в кровь пальцы, сопротивляясь всеми силами магнетизму, тянущему в звериную пасть. Песок уплывал, Нина рывками выбрасывала себя подальше.
 
       
         Не успев удалиться на безопасное расстояние, волной сбило её и протолкнуло по пляжу. На четвереньках побежала. Следом ударила новая волна, кидая паутинные пенистые сети на упущенное, но не догнала беглянку. Ослабевшая, колким языком, уходя, резанула ступни и будто раненая тигрица взвыла от отчаяния и исчезла в клокоте бушующего вала.


         Нина выпрямилась, постояла, рассматривая кипящий морской котёл. В кабинке под прохладным душем смыла песок, на мокрое тело натянула сарафанчик. Темнело. На пляже никого не было, кроме подходившего мужчины.


         -Мы думали, Вы утонули…
         Девушка ничего не ответила. Она ещё не пришла в себя от последних минут борьбы - острыми когтями были лапы бушующего моря. Босоножки и сумочку понесла в руке.


          Берег сохранял дневное тепло, но уже остывал, укрываясь лохмотьями пледа наступающей ночи. "Сколько же я пробыла в воде? С девяти - десяти часов утра и до …?


- Скажите, пожалуйста, который час?"- обратилась она к мужчине.
          -Почти одиннадцать.
          -До свидания, - попрощалась уставшим голосом. - Спасибо за вчерашний совет, он спас меня.
 

          Значит в море пробыла двенадцать – тринадцать часов, не замечая времени, казалось, будто прошло часа два, может три.


          Захотелось что-нибудь съесть, но ноги повели в санаторий. В уютной чистой постели вытянулась, затем свернулась в комочек и уснула.


          На другой день вернулись тётя с мужем и маленькой племянницей. Снова был пляж, солнце, ныряние - блаженство!  О своём дальнем путешествии в море Нина никому не рассказывала.


          Иногда девушка читала книгу, сидя по-турецки в паре метров от воды, вдыхая прохладу и вглядывалась вдаль, переживая вновь и вновь все оттенки опасной прогулки.
    


                ************



   Однажды, умываясь, Нина стала внимательно рассматривать кусочек мыла. Здесь, впервые, она взглянула на него глазами скульптора. Купила несколько цветных туалетных и хозяйственных кусков.


           Столовым ножом стала вырезать женские головки, фигурки детей, животных. Из зелёного вырезала красивую девушку с пышными волосами, спадающими на грудь завитками; из тёмного дегтярного мыла - улыбалось полногубое лицо негра. Сначала головки напоминали изваяния с острова Пасхи, но с каждым новым куском приобреталось мастерство. Портреты поэтов, писателей, которых видела в книгах – всё изображала объёмно и узнаваемо.


           Нина приходила на пляж с маленьким коричневым чемоданчиком, чуть меньше портфеля. В него девушка складывала мыло, перочинный и небольшой кухонный ножи, тряпочку, которой вытирала руки.


          Как-то к ней подсели две женщины. Они долго рассматривали пластику, разговаривали и настойчиво советовали девушке поступать учиться в Академию Художеств. Оставили свои ленинградские адреса. Эта встреча изменила ход мыслей и жизнь девушки, но об этом напишу в другой раз.

          
           Нина взглянула на море, оно рябью мелких волн играло с солнечными бликами, отбивая их, как волейбольные мячи. Среди фейерверка вспышек, девушка увидела смеющихся детей, держащих в руках разные скульптурки.
Они кружились и звали к себе.


           Девушка почувствовала рождение цели, поиски которой шли в последнее время. И в этот миг ясно поняла, чему она посвятит свою жизнь. Она станет учительницей, художником, скульптором. А как всё это объединит, пока не знала.


           В рассказе "Беглец" этюдно описано воплощение мечты в созданной ею  "Творческой мастерской".



               ivanova_nina37@mail.ru



               


Рецензии
Здравствуйте, Уважаемая Нина! Разрешите поздравить Вас с праздником Весны, пожелать здоровья, счастья, удачи, новых творческих успехов.
Потрясена Вашим рассказом! Сколько смелости, силы, выдержки, дерзости... Я бы на такое не решилась ни за что... Очень красиво и образно изложено, спасибо Вам за приятные минуты прочтения. С Уважением, Ваша читательница.

Рина Кае   08.03.2018 02:24     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Рина!
Жить хотелось, вот и выплыла, да ещё поддержка-слова, вовремя сказанные неизвестным человеком!


Нина Арту   14.03.2018 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.