Платон Что есть истина?

 Существует такой соблазн объявить настоящим философом только того, кто занят поиском истины, а не убеждением своих читателей в истинности сказанного им лично. И мы тут же спотыкаемся о великий камень преткновения: что есть Истина?
Оставим в покое идею критериев, поскольку мы получим замкнутый круг: а что есть критерий для критерия?
Обратимся к Платону. Его притче о пещере. Как постепенному открытию - образовыванию  Истины. Сначала как истины частного, потом все более общего и до солнца Истины.
В этой диалектике понимания существа истины совершается одновременно изменение  позиционирования истины.
 Истина может быть рассмотрена с позиций онтологических, как соответствия бытию. Бытие истинно и Истина бытийствует. 
Вполне достаточно этим и ограничиться. Все остальное, сказанное по онтологической сути Истины, неизбежно скатывается в растворение сказанного водой философских рассуждений и имеет смысл для философии, как вещи в себе. Порассуждать об этом сладко. Да и вольному воля.
Онтологический аспект Истины, единственным образом описывающей единственное устройство мира через единственность его бытия переводится в аспект гносеологический: познание Истины через моделирование доступной нам реальности. И мировоззренческий аспект Истины - как правильность взгляда  на мир - становится важнейшей чертой человеческого со-бытия и со-действия с сущим.
Именно   этот мировоззренческий аспект Истины подвергается наибольшим спекуляциям со стороны  представителей современного идеализма.
Правильный взгляд на мир подразумевает независимость человеческого мышления от идей большинства, как и заблуждений меньшинства.
Это реализация Истины в жизни отдельного индивидуума. Это нахождение себя в  сложнейших социально-общественных отношениях, это определение с выбором здорового образа жизни, это познание себя, и многое другое, что определяет жизнь человеческую. Причем, правильность взгляда не догматична, истинность содержания изменчива по форме. Жизнь человеческая во внутреннем смысле- это образовывание  Истины  путем познания мира.
Наш Мир представляет собой единственным образом реализованную Истину.
И он является по сути таким критерием Истины уже для нашей жизни.
Если мы сообразуем нашу жизнь со знанием об этом мире и знанием об особенностях его отражения в нашем сознании, мы движемся к Истине.
Но если мы сообразуем этот мир с чьими-то  необузданными фантазиями, включая  бесчисленные религии и верования, то мы движемся куда угодно,  причем обычно угодно тем, кто жаждет власти над человеческим сознанием.
Со всеми вытекающими последствиями.


Рецензии
Истина есть свойство утверждения соответствовать предметному миру.
Приглашаю Вас, Анна, на дискуссию по этой теме http://праксеология.рф/men-answers/17-cat-answers-tcl.html

Мир Когнито   05.05.2016 19:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.