В попытке открыть тайну Иоганна Фауста

С порога я ощутил запах крепкого кофе, которое уже ждало меня, как гостя на кухне.
- Заходи, кофе уже готово, – пригласил меня Максим. Он улыбался, улыбка – это единственное, что могло придать его суровому, мужскому лицу доброжелательности, но улыбался он редко. Чаще всего, густые брови, черные глаза, наполненные непонятной скорбью и вечно задумчивое лицо, производило впечатления хладнокровного и высокомерного человека.
Как-то Максим признался мне, что совсем не понимает людей и то, что они делают, ради чего живут. Да он был своего рода инопланетянин, друзей у него было не много, но и те держались с ним всегда осторожно.
- Как работа? – спросил он меня, медленно попивая свое кофе.
- Как всегда, снова разного рода проверки, как не одно учреждение, так другое, все должны показать свою важность, а крайние, как всегда - бухгалтера и экономисты. А ты снова что-то пишешь? – в старые времена, когда еще не было ни интернета, ни даже компьютеров, Максим звался бы гордым словом – писатель, он писал статьи, иногда на заказ, а иногда просто то, что было более востребовано. Сейчас таких людей называют, вроде бы, копирайтерами. Сам он не был в восторге от того, что должен подстраиваться под интересы других, или как она сам выражается, под «стандарты социального запроса», потому находил утешении в писании собственных книг.
- Да кое-что пишу, об этом, я и хотел с тобой немного поговорить, – ответил Максим.
- И что же это должно быть? – заинтересовано спросил я.
- Эта история похожа на историю Фауста.
- Того самого Фауста?
- Да, ученого и чернокнижника, но как можно более реального.
- Реального? Ты действительно считаешь, что он когда-то существовал?
- Все факты указывают на это. Есть достоверные сведенья, доказательства в исторических документах, письмах, что такой человек действительно существовал. Более того, метаморфоза из бедного доктора в богатого владельца всякого рода роскошей, не прошла не заметно. Может это ставит некоторое клеймо на мою репутацию логического и рационального философа, но я уверен, ему удалась то, что он задумал.
- И что же он задумал? – признаться мне всегда нравилось, как одушевленно и даже немного фанатично, Максим рассказывает о своих догадках и теориях.
- «Тайну бытия открыть», - ответил Максим строкой из Гете. – Он жаждал знаний и свободы, хотел знать, для чего все так устроено и к чему все идет.
- Значит об этом ты, и собираешься писать?
- Не совсем, но как бы там ни было я не могу писать, пока не приблизился к ритуалу вызова сверхъестественных сил. Ведь именно это и есть центральной идеей его истории, поступок, который олицетворяет выход из общественного заблуждения, пренебрежения социальными устоями и верованиями во имя познания. Читать об этих ритуалах и провести что-то на подобие самому, совсем разные вещи, а у меня сейчас и так проблемы с вдохновением. Нужен выход из монотонных будней.
- То есть ты хочешь устроить ритуал вызова демона?
- Ну, типа того, чисто в познавательных целях, - я очень сомневался, что для Макса это  просто «познавательные цели», это говорило его чрезвычайно серьезное лицо, которому он тщетно хотел придать непринуждённый вид.
- И ты хочешь, чтобы я пошел с тобой?
- Я был бы не против, но это уже, как ты считаешь нужным.
Когда любопытство во мне победило сомнения, я решился – ладно, когда идем «шаманить»? – В конце концов, я уверен, что у нас ничего не получиться. Правда эта уверенность имеет особую природу и свойство моментами переходить в надежду.
- Завтра, мне нужно еще немного времени подготовиться, но думаю, вряд ли у нас есть какие-то шансы, так что беспокоиться не о чем. – Как-то грустно ответил Максим.

***
Грозовой дождь. В дом Фауста вбегает мокрый Вагнер, держа под плащом загадочный пергамент.
Фауст нетерпеливо налетает на Вагнера, – наконец-то! Ты принес его?!
Вагнер, стряхивая капли дождя со своего кожаного камзола, протягивает Фаусту свиток пергамента. - Да, принес, но я браво в толк не возьму, что это за пергамент? Я нигде  раньше не встречал столь причудливых знаков, а перевидал я не мало.
- Ты читал его? – на лице Фауста отобразилась мимолетная гримаса страха. «Не уж-то невежественный, любопытный юнец погубил дело всей жизни?».
- Нет, не смог разобрать, только бегло бросил взгляд – ответил Вагнер.
«Лучше в свое дело бросал бы взгляды» возмущенно подумал Фауст.
- Не потрудитесь объяснить, чем ценен, сей пергамент? – продолжал настаивать Вагнер
- Потом, все потом, а сейчас оставь меня одного, - ответил Фауст, со всех сил пытаясь скрыть нарастающее раздражения. «Вот ведь настырный мальчишка».
- Как изволите, - утратив какой либо интерес, Вагнер уходит в другую комнату.
 Фауст, оставшись, один в комнате, разворачивает пергамент:
- Вот он – итог, всего, чем разум занят был. Итог стремлений, и жизненных борений. Я прикасаюсь к пергаменту и чувствую, как тайная сила передаётся священной дрожью моим рукам. Я в невероятном поднесении души, все мои жизненные борения, утомительные искания скоро будут вознаграждены и жизнь моя жалкая обретет смысл. «Чем ценен, сей пергамент?», необразованный школяр, только этот пергамент и имеет ценность, но он этого не сможет постичь, как и большинство... но хватит слов, впереди ночь открытий.
Фауст зажигает керосиновую лампу, и садиться за стол подробно изучая пергамент.
Гроза за окном начинает медленно стихать, оставляя только стекающие капли на окне, по ту сторону, которого рождаться легенда.

***
Мы уверенно доходили к главному входу на кладбище, которое размещалось на окраине города. Я никак не насмеливался прервать таинственную молчаливость Максима, который с рюкзаком на плечах не замедляя ход, целеустремлённо шел к своей цели. Его совсем не смущала, на отмену от меня царящая тишина, кажется, ему вполне хватало его собственного внутреннего диалога. Когда мы ступили на территорию кладбища, не выдержав, наконец, я начал разговор:
- Ладно, раз уже такое дело то, как там с этим всем обстояли дела у самого Фауста?
Максим вздохнул, как будто я действительно оторвал его от сверхважного занятия, но тут же спокойным голосом начал рассказ: - Как известно из не многих источников, сначала его заклинания подействовали на духов низшего порядка, которые обступив магический круг, пытались напугать Фауста, чтобы тот отказался от своих попыток. Но Фауст, не смотря ни на что, шел к намеченной цели, в итоге его настырность принесла плоды.
- Видимо он действительно хотел этого, - заключил я.
- Наверное, больше всего на свете, – подтвердил Максим, - ему явился могущественный демон. В мгновение ока он переносил Фауста в любую точку мира, включая Ад и Рай. Все тайны мироздания открылись ученому во всей своей наготе, для него больше не было секретов. Еще долгие века рассказы о том, что же увидел Фауст, передавались из поколения в поколение. Говорят, к примеру, что однажды он вызвал призрак Елены Прекрасной, а другой раз Александра Великого.
- Но в итоге так толком ничего и не известно, впрочем, как всегда в подобных рассказах – в моем комментарии прозвучал легкий сарказм, но Максим, как бы, не заметив этого, продолжил с прежней интонацией:
- Более достоверно известно, то, что в прошлом не богатый ученый стал устраивать обильные пиры для принцев и их придворных, на которых яства подавали на золотой посуде. Кроме того, ученый начал строить величественные замки, которые, правда, впоследствии исчезли в огне.
Максим остановился на перекрестке четырех дорог и начал оглядывать местность. Мне показалось, что мы прошли не менее пяти подобных перекрестков, почему он остановился именно тут, я не знаю, сейчас меня волновал другой вопрос:
- Ты хоть знаешь, как это делается?
- Я немного посидел и смешал разные более-менее правдоподобные ритуалы, которые мог найти без сложно доступных ингредиентов, типа каких-то там частей тела человека или животного.
- Ужас какой, – как-то само собой вырвалось у меня.
Максим еще раз осмотрелся и заключил: - Ну, вроде бы не плохое место…


***
Лунный свет освещал уже знакомую тропу, ведущую в лес. Уже месяц как Фауст занимается своими экспериментами, но ничего не получается. Но сегодня все по другому, сегодня обязательно получиться, все недостатки прошлых неудач устранены, и Фауст был уверен в сегодняшнем успехе.
Скрываясь в гущи леса от стороннего внимания, ученый остановился на месте, где сходились четыре дороги. Тихо, было очень тихо, кажется, даже листья деревьев застыли, не издавая ни шелеста, боясь прервать священную и таинственную тишину, в которой могло скрываться что угодно. Фауст начал чертить уже знакомые круги для себя и для демона, вокруг и внутри кругов были нарисованы магические знаки в точности, как были нарисованы в пергаменте. Последнее, что сделал Фауст, в приготовлении к ритуалу, это обвел периметр кругов воском церковной свечи, после чего тишину лесной глуши прорезали слова заклинания из пергамента.
Как только Фауст подумал, «наверное, опять не получилось», темнота в круге для демона ожила. Четко начал выделяться силуэт видного мужчины в черном фраке, с красной тростью в руках, на которую, он, однако, не опирался, а свободно держал в руке.
-Я снова здесь, какая же, браво, неожиданность, - послышались слова демона, которые явно были сарказмом, но без нужной интонации, - не верю своим глазам, и кто на этот раз? Граф? Бродяга? Офицер? Злодей? Святой отступник-лицедей? Нет…, дайка пригляжусь, ах, да, Фауст… ученый… Чего изволите? Нет, не говорите, сейчас я угадаю, - Демон демонстративно поднял указательный палец к виску и, прикрывая глаза, начал рассуждать вслух: - Что ж вам всем ученым надо…? Знаний! Вот, что вас влечет, как Еву плод запретный. Знания, превышающие все то, что можно прочесть в книгах. Ответы на вопросы, которых не касается ни вера, ни философия. Скажите мне доктор Фауст, ведь я же прав?
-Достаточно. Повинуйся мне, – проговорил Фауст, которого начал утомлять многословный, но проницательный демон, что ему явился.
-Вот так всегда. Ни тебе здравствуй, ни тебе как изволишь поживать, - паясничал демон, но с той же монотонной интонацией.
Фауст разворачивает пергамент и начинает читать строки по изгнанию демона.
- Милый государь, зачем же горячиться? Я ваш покорный слуга, на известный строк, за небольшую плату. Будут распоряжения?
Фауст так долго думал, как бы у него все получилось, что не успел подумать о том, что же ему надо, пожалуй, позже, сейчас отдохнуть бы только, он уже достиг одной вершины, все другие подождут.
Демон, поняв мысли Фауста констатировал: - Ну что ж, не смею больше отвлекаться, до новых встреч, – но, тем не менее, продолжил стоять в круге начерченным Фаустом.
- Иди – устало выдыхает Фауст.
Демон растворяется в той же темноте, в которой и появился, оставляя Фауста одного в лесной глуши.
- Осуществлён запретный договор…, - тихо и с тоской, как будто не себе проговорил Фауст.

***
Максим закончил рисовать круги, и зажег четыре свечи по периметру круга, согласно четырем сторонам света. Не знаю, насколько это было важным, но выглядело весьма эффектно, тем более на фоне того места где мы находились.
После того как было покончено с приготовлениями, мы стали в круг. На всякий случай, я взял с собой святую воду, если что-то пойдет не так, будет хоть какое-то средство защиты от нечистой силы.
- Ну что, ты готов? - Спросил меня Максим, разглядывая в свете свечи свои записи в тетради.
- Готов, - ответил я, после того как открыл бутылку со святой водой.
Максим начал читать заклинания, сначала на нашем языке, но после того как ничего не происходило, сделал небольшую паузу и перешел на латинский.
Через еще несколько минут бессмысленного нарушения тишины, Максим даже сделал маленький надрез на ладони, повернулся ко мне и, как само собой разумеющее сказал - Жертва крови.
Я не могу сказать, что в следующие двадцать минут ничего не происходило, это было бы не правдой. Несколько раз из кустов выбегали ежики, наверно хотели посмотреть, на это странное мероприятие. Я даже хотел на них покрапать немного святой водой, чтобы убедиться наверняка, не те ли это гости, которых мы призываем. Еще где-то залаяли собаки, но возмущались они не долго. Я уж не говорю о гусеницах и прочих насекомых, которые сползались на свет свечи, но кроме местной фауны этот ритуал явно никого не привлекал. Потом погасли наши свечи, стало очень темно. В конце концов, Максим сам засмеялся от этого всего, встал и промолвил, - Ладно, с меня на сегодня, «сверхъестественного» хватит.
Когда мы возвращались, я подумал, а что было бы, если у нас получилось. Я представил все эти возможные блага, богатство и другие возможности о которых рассказывал Максим.
- А, что случилось с Фаустом позже, в конце?- спросил я.
- Никто не знает, есть разные версии, - неопределенно ответил Максим, - по одной из них спустя ровно двадцать четыре года после вызова демона, он созвал в свой дом множество гостей и устроил прощальный вечер. Именно тогда он раскрыл всем приглашенным секрет своих способностей. В полночь Фауст закрылся в своей комнате и стал ждать визита своего покровителя, которому должен был отдать долг. За окном поднялась страшная гроза, ветер чуть ли не вышибал окна дома. В комнате Фауста послышался  страшный шум, но никто из гостей не рискнул подняться к нему. На следующий день растерзанное тело Фауста было найдено в лесу, а его душа, согласно договору, на веки стала принадлежать демону.
- Значит, это хорошо, что у нас ничего не получилось? – спросил я, забыв о своих желаниях.
- Не знаю…, я к  тому, что есть и другие версии - неопределенно ответил Максим.
- Так это хорошо или плохо? – мне хотелось знать более определенно, что же на самом деле думает мой таинственный друг.
- В любом случае, нам, по всей видимости, никогда об этом не узнать…
© Романюк Денис

Эпилог
Я уверен, большинство знают это имя Фауста по гениальной книге И. Гете «Фауст», в которой повествуется о разочаровавшемся в жизни ученом, ищущего, ни больше, ни меньше, подлинной истины и сути всего сущего. Но Гете был не единственный, кто писал об этом персонаже в своих книгах. Еще в Германии 1587 года в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, в которой рассказывалось об ученом заключившим договор с демоном, чтобы познать первопричину мира и скрытую суть вещей. Она получила названия «Народной книги». Именно эта книга послужила основой для следующих переработок и сочинений таких писателей, как Кристофер Марло, Г.Р.Видман, Пфицер. Исключительную популярность тема свободного от предрассудков и традиционных норм Фауста получает в Германии во второй половине XVIII ст. Здесь его рисуют такие писатели периода «бури и натиска», как Лессинг, Клингер, И. Гете. Впоследствии образ Фауста сыграл большую роль в европейской культуре. Все это в совокупности заставляет сомневаться в том, что Фауст только плод воображения. Возникает естественный вопрос о том, существовал ли действительно столь необычный персонаж?
 Данные об историческом Фаусте очень скудны. Известно, что он был доктором чернокнижником, жившим в Германии первой половине XVI века. Родился Фауст около 1480 г., в городе Книттлинген. При посредстве предводителя Рыцарского восстания Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе. Но по некоторым источникам, вынужден был бежать оттуда из-за неприязни своих сограждан. Путешествуя по Европе, Фауст представлялся всем, как астролог и великий ученый, «философ из философов». Он говорил, что может по памяти воспроизвести все труды Платона и Аристотеля, а так же с легкостью повторить все чудеса, которые сотворил Христос.
 Эпоха возрождения - это переходной этап, от религиозно-догматического к философско-научному мировоззрению. Многие люди не сразу смогли перейти к новому миропониманию, их сознанием еще владели средневековые предрассудки - волшебство, магия, ведьмы. Наука в коллективном уме общества была связана с союзом запретного свободомыслия и нечистой силы. Вот откуда и появился образ Фауста, состоящего в союзе с демоном. Фигура неутомимого искателя «запретной» истины быстро приобрела мифологические очертания и большую известность. Но нет дыма без огня, реальный Фауст действительно занимался магическими трюками, алхимией, знахарством, некромантией и прочим в том же духе. В письме 1507 г. к математику курфюрста Пфальцского, Иоганн Тритемий аббат Шпонгеймского монастыря, характеризует Фауста с негативной стороны, как глупого, дерзкого, самонадеянного безумца. Возмущения церковных представителей Фаустом и тем, что он делал можно понять. Говорили, что Фауста всегда сопровождал пес, который на самом деле был демоном. В трагедии Гете, демон – Мефистофель, также впервые является Фаусту в облике собаки. Легенды о реальном Фаусте добавляют в свиту Фауста и второго демона, который скрывался за обликом коня.
 Исторический Фауст умер приблизительно в 1539 году в городе Штауфере (Брайсгау). В Виттенберге сохранились развалины замка, в котором, как считается, жил Фауст. После его смерти в этом замке еще долго работали алхимики, среди которых Кристофор Вагнер, названный учеником Фауста. Алхимики проводили различные эксперименты и изготавливали магические предметы, среди которых, и так называемые - «черные зеркала». Здесь же проходили обучения последователи мага, желавшие приобщиться к этому ремеслу.
 В нашем времени, Фауста знают, как героя трагедии Гете, и недаром, автор писал эту книгу всю свою жизнь, а последние правки сделал перед самой смертью. В его завещании было строго указано, что книга должна быть напечатана только поле его смерти. Это произведения переведено на все языки мира. В нем образ Фауста стал символом научного развития и гуманизма всей западной цивилизации. Под влиянием гностических учений, Фауст отказывается от религиозных догм, и становиться на путь динамического развития во имя познания тайн природы. Из-под пера гениального Гете отразилась вся многогранность и глубина философских исканий Фауста. В неутомимом жизненном борении найти «верный путь», магистр и доктор четырех наук, проходит многие жизненные этапы от бюргерских будней, наполненных скукой, до высоких созидательных сил мироздания, испытав по дороге все, что только может волновать душу и разум человека.
 Гете не только увековечил имя Фауста, но и нарисовал извечный тип свободомыслящего философа, чьи горести и вопросы всегда будут совпадать с горестями и вопросами доктора Иоганна Георга Фауста.
© Романюк Денис


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.