Герой нашего времени и в наше время

                ИЗГОЙ, или… СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ЗДЕСЬ НЕТ.

                «Изгой – это «изнаночная» сторона эмоциональной жизни класса»
                Андрей Сперанский

     С рождения мы все сразу наделены восьмью видами ума: талантливым, эмоциональным, физическим, творческим, артистическим, практическим, интуитивным и академическим. Если первые семь человек сам нащупывает в себе и шлифует всю жизнь, то последний развивает школа – она учит мыслить, анализировать, понимать, находить решения и источники…
     Разве кто-то после этого не мной проведённого, но глубоко изученного, исследования будет спорить, что очень важно, чтобы первый в жизни учитель не стал укладывать всех первоклашек на Прокрустово ложе, а старался находить у каждого своё умение воспринимать проходимое на уроке.  Но порой благодаря первопроходцу в ещё младенческие, но уже большие и легкоранимые души детей, навязывается изгой в классе. Его унижают за всё: если к нему пристают – этого не замечают, но стоит ему дать отпор, чаще это бывает слово, –  у него тут же появляется запись в дневнике, что он плохо вёл себя в школе, плевался, обзывался… и выставляется «единица». А то, что это была самозащита, ни строчки. Почему? Школьник приходит домой в плевках, с синяками, в меле, со жвачкой на брюках, а порой и с вымазанной чьими-то соплями спиной. Мамы – стирают, отчищают и просят не лезть ни к кому… Папы – утверждают,  что явно само чадо дало повод агрессии, и напоминают, что если что узнают, то лучшим учителем года будет  учеником признан  отцовский ремень… Даже в явных доказательствах измордованному не верят – в семье иной тоже обречён на «танталовы муки», потому что не паинька… И тогда ребёнок включает «эффект арлекино» (авторское определение).
     По утверждению Вайолета Оклендера, победить эту вынужденно приобретённую черту саморежиссуры невозможно. Для загоняемого в угол наступает личная акуна-матата. В этом шутовстве, возведённом в принцип, он не записывает домашнее задание, которое естественно не делает дома, на уроки ходит стабильно, но на них не работает. А зачем? Он каждую секунду наблюдает за учителем: ждёт от него оскорбления, а то и клички, видит как тот, слыша унизительные высказывания в адрес «понаслышке, а то и лично, нелюбимого» прячет ехидную улыбку. Последнее действие отлично замечают и упражняющиеся в остроумии… Представляя, как разрывает маленькое сердце этот моветонный импровизированный спектакль, «кипит твой разум возмущённый»!...
      Эрик Берн заверил: «Похоже, что у каждого человека в голове сидит маленький фашист – это маленький палач, который выясняет слабости жертвы и пользуется или наслаждается ими».
      Может, пришедший учить тоже проходил этот путь? А зависящие от него подопечные (как было и в его прошлом) – «свидетели», что затравливаемый во всём виноват… Класс для изгоя виртуально становится погостом Христа, куда каждый день он идёт со скандалом.
     Как-то моя подруга (учительница русского языка и литературы) посетовала, что взяла классное руководство и не рада: в классе есть озлобленная девочка, которая уже всех достала своими вриразговорами. Характер вздорный. Парировать на замечание может так, как ответила лермонтовская Мэри обидчику: лучше «попасть в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок».
     Родители требуют оградить своих детей от этой «дебилки», а родители школьницы уверяют, что это весь класс к ней лезет и провоцирует. Её бьют, она же только словами даёт отпор. Переводить никуда они её не собираются – трудности надо учиться преодолевать, а о домашнем обучении и речи не может быть – показаний медицинских нет, а мнение не справляющегося с массами здесь значения не имеет. Состав класса изменений не претерпевал, это недоразумение тянется восьмой год – все умыли руки, а ей расхлёбывать…
     Я посоветовала классной даме педагогическое плацебо: жалобщикам отвечать: «Сам не лезь! Я всё видела»; родителям порекомендовать детей, конечно, выслушивать, но изживать прививку ябедничества, помня, что есть и другая  пострадавшая сторона; учителей попросить, чтобы поддержали девчонку. Только тогда можно сложить объективную соцкартину. Ведь если говорить на человека «волк, волк», он и завоет…
     Через полгода мне куратор сообщила, что школьники передружились (что же раньше предшественники до этого не додумались?). Вредина оказалась очень компанейским ребёнком, а не тем типом людей, у которых по печоринскому недоумению «один вид уже порождает недоброжелательство». Вот уж по истине – страдает душа, если равных себе не находит… Разговорами не достаёт, а увлекает, так как очень любит фантазировать, а вовсе не обманывать. Сочинительство – её конёк. Не огрызается, не грубит, не плюётся, не выдаёт обидных высказываний, а главное учиться начала – сама к учителям подходит и просит с ней позаниматься. Правда, общение ограничивается только классом – в гости ни к кому не идёт и к себе никого не приглашает. Подсказывает, но сама ни от кого подсказок не принимает… Она как бы находится в невидимом скафандре настороженности, который, раскрепощаясь, снимает за пределами школы, чтобы на следующий день снова одеть… Недавнее гнобление не озлобило, но… бесследно не прошло.

     «Простить можно всё, забыть ничего – уж так устроена память униженного оскорблённого, но гордого, несломленного и немстящего человека» Лада Влади

     Сразу вспомнился отрывок из лермонтовского «Героя нашего времени», который я в школе учила наизусть, получила «отлично» и запомнила на всю жизнь:
     «Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие и удовольствие мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара»…
     Изгои не рождаются сами по себе, их кто-то умышленно создаёт (из личных наблюдений автора), чтобы на негативном искусственном фоне как-то или самоутвердиться, или показать свою значимость, но какой бы момент этому не предшествовал, к человекоунижению прибегают слабые люди (из личных наблюдений автора). А если вдруг кого-то потянет присоединиться к этому клану по погибели в душах людских человечности, то перед этим пусть пересмотрит душераздирающий фильм «Чучело» и перечтёт исповедь Печорина (а то можно и всё произведение прочитать заново):
«Да, такова моя участь с самого детства!
Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились.
Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.
Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже.
Я сделался завистлив.
Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.
Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.
Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества. Я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я неутомимо добивался.
И тогда в моей груди родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой…»
     Может, по прочтении сами вразумятся, а другим жизнь не испортят и здоровье не подорвут.

P.S. Вслед за happy end в классной истории, приведённой в статье, случился казус-бэль.
     Директор вызвал разрулившую конфликт и сообщил о поступившем сигнале, что она берёт взятки. Ментор по жизни самых честных правил потребовала объяснений. Оказалось, когда стало известно, кто будет префектом в этом классе, мальчик принёс на следующий день огромный букет сногсшибательно красивых разноцветных гладиолусов, как он сказал, из собственного сада. Одаряемая спешила на урок и отдала цветы коллеге, попросив отнести в учительскую, где дар так и остался стоять в вазе, завёрнутый в подарочную упаковку, пока не завял. В урну его отправляла тоже не она.
     Выяснилось: мать парня якобы привязала к одной ножке растения энное количество зелёненьких американских бумажек. Способ проверенный – это должно было послужить особым отношением к сыну. А тут не только отличных оценок, как это было раньше, нет – его ещё на один уровень с этой «дурындой» поставили. История, притянутая за уши, потерпела крах. Обвинения были сняты, извинения прилюдно и письменно принесены. Сына маманя (как она сказала, из-за могущей начаться травли) тут же забрала из школы, а вот предупреждение о данайцах немного перефразировалось – «бойтесь засранцев,  дары приносящих»…

     "Если: не делай добра – не получишь зла, то: делай зло – получишь добро?" Лада Влади (моё второе Я)©
 
    На следующий день два педагога подали заявление об уходе – вероятно, они хорошо осознали, что изгоем можно стать в разном возрасте и в любом коллективе, хотя их никто и ни в чём не обвинял, и проверок на тему «чистые руки» никаких не проводилось.

                "ВСВ", ноябрь 2010 год

         


Рецензии
"...изгоем можно стать в разном возрасте и в любом коллективе..."
Но самое страшное - это может быть даже в детском саду. В школе - сплошь и рядом.
Я всегда говорила, что школа - десять (на то время) лет лишения свободы с согласия родителей.
Несчастливое детство.

Алла, с теплом к вам.
А вот о Лермонтове:
Из книги Лидии Чуковской "Записки об Анне Ахматовой", книга 1.

"Маёшка" - фольклорный герой, нечто вроде русского Петрушки, пришедший в Россию из Франции. "Майё" (по-французски "Mayeux") - ОЗЛОБЛЁННЫЙ ГОРБУН, УМНЫЙ ОСТРЯК, ВЛЮБЧИВЫЙ ЦИНИК, популярный герой бесчисленных карикатур, главным образом, работы Шарля Травье, и целой цепи французских романов 1830-1848 годов" .
В тридцатые годы 19 века прозвище это насмешниками дано было Лермонтову: шутники высмеивали малый рост поэта и его большую голову, находя внешнее сходство между ним и французским Mayeux.
(См. М. Ю. Лермонтов, полн. собр. соч. в 5 томах. Ред. и коммент. Б.М. Эйхенбаума, 1935-1937, т. 3, с. 664).
ЛИДИЯ ЧУКОВСКАЯ.

Алла Бур   27.11.2013 22:36     Заявить о нарушении
Аллочка! Спасибо! Чтобы С Вами чаще встречаться я добавляю Вас в избранные. За Лермонтова отдельное спасибо... Этот факт только подчеркнул, что ГЕНИАЛЬНОСТЬ пройдёт через века, а тупоголовая бездарь безымянно канет в Лету!:)

Синильга-Лариса Владыко   28.11.2013 06:49   Заявить о нарушении
СПАСИБО вам, Синильга!)))))))))))
Алла, с теплом и улыбками.)))))))))))))

Алла Бур   28.11.2013 23:01   Заявить о нарушении
Дети очень злые существа. Но не подумайте, что я их не люблю. Очень даже люблю. Вот помню в моей школе были очень странные обычаи - приходит в класс новенький. Над ним долго издевались и даже поколачивали. А я их защищала всегда. А потом они становились "своими" и вместе со всеми делали то же самое с очередной жертвой. И мне доставалось. Учителя видели это, но не вмешивались. Странные отношения! Никому и в голову не приходило, что это нехорошо. Так и получилось, что я была в классе изгоем. Я не знаю какими людьми выросли мои одноклассники. Ушла из той школы в 5 классе. Правда не потому что меня все сторонились. Просто мы переехали. А интересно было бы узнать...

С уважением,

Ольга Скоробогатова 2   02.12.2013 12:47   Заявить о нарушении
Ольга, к сожалению, это обычная школьная дедовщина.

Алла Бур   02.12.2013 16:07   Заявить о нарушении
Больше такого не было нигде. Ни в одной школе. Я училась в трех.

Ольга Скоробогатова 2   02.12.2013 16:25   Заявить о нарушении
Ольга, у меня в сборнике "Школа..." есть "Главное, чтобы IQ..." - там воспоминания состоявшегося Человека, но изгоя в классе о школе... Недавно узнала, что родители третьеклассника забрали его на домашнее обучение - до такой степени над ребёнком стали на глазах учителей издеваться одноклассники... Кто же в детстве были эти учителя?

Синильга-Лариса Владыко   02.12.2013 16:36   Заявить о нарушении
Да, у нас в школе так тоже было (Украина, Киевская область). Над рыжими, над толстыми, над новенькими - и учителяями тоже.И надо мной издеваться в открытую (за то, что я еврейка) перестали только тогда, когда поняли, что у меня можно было списать рус. и укр. языки. Но сторонились всегда - как от заразной.

Чуть не в тему: во втором классе учительница подошла к мальчику, который сидел передо мной и "не слышал урока". Она ухватила его за ухо и со всей дури шварканула его головой об парту.
Нежная, тихая, двадцатилетняя, она была похожа на молодую Софию Ротару....
Алла, Израиль.

Алла Бур   02.12.2013 19:33   Заявить о нарушении
У нас в школе был учитель, кстати известный человек - Годер, он переписал "Историю древнего мира" Коровкина. Так он с учениками вообще не церемонился. Просто бил, чем придется. И линейкой и указкой. Так-то он вроде человек хороший, но что им двигало понять не могу до сих пор.

Ольга Скоробогатова 2   02.12.2013 19:55   Заявить о нарушении
Жестокость. Такой вот комнатный садизм.
Ох, знакомо! Тем более, если это безнаказанно.
Никогда не любила школу.

Алла Бур   02.12.2013 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.