Роль исскуства в жизни человека

Я. К. Д. замечательный преподаватель. Он любил историю России 19 века до самозабвения. Мы, студенты третьего курса его уважали. Я ему благодарен за то, что он предложил мне студенческую научную работу о Нечаеве – прообразе главного героя романа Достоевского «Бесы». Чтобы я смог собрать для нее материал, Я. К. ввел меня в библиотечный фонд, предназначенный только преподавателям. Там имелись редкие книги.
Но это не главное. Дело в том, что на четвертом курсе, очевидно, для того, чтобы у Д. было достаточно часов, на кафедре ему дали читать курс истории российской культуры – опять же 19 века. Как человек добросовестный, но далекий от искусства, наш уважаемый преподаватель, заколебал нас информацией о размерах Казанского собора и весе его колонн. Такие сведения заполоняли его лекции, их трудно было не только слушать, но и воспринимать. Студенты всего курса от удивления разводили руками.
По предмету был дифференцированный зачет, поэтому к нему готовились, как к экзамену,  тем более, что поблажек Яков Кузьмич никому не делал. И вот черед отвечать на зачете пришла и мне. Не помню, какие у меня были вопросы, но искусство 19 века я знал, как свои пять пальцев. Никаких сложностей, чтобы ответить я не имел, все, что надо рассказал. Д. выслушал меня, что-то одобрительное буркнул, потянулся за зачеткой, и вдруг решил задать дополнительный вопрос:
 - Иван, а какую роль в жизни играет искусство?
Я вначале слегка опешил, но взял себя в руки и сходу брякнул:
- Эстетическую роль играет искусство в жизни человека.
- Ну, да, ну, да – сказал Я. К., - но это не главная его роль…
Мне пришлось импровизировать и перечислить не менее 10 ролей искусства, в том числе и вспомнить партийность искусства, и фрейдисткий вариант его понимания, как сублимацию либидо, что слегка ошарашило Д. далекого от  фрейдистких поисков в человеческой психологии. Но все оказывалось не то. Я стал паниковать. В конце концов Д. сжалился надо мной и произнес слегка наклонившись ко мне:
- Главная роль искусства в жизни человека – его воспитательная роль.
Тут опешил я, решив, что провалился. Но надо отдать должное великодушию Д.: когда я раскрыл зачетку, то увидел, что там стоит «отл.». Да, воспитательный момент, состоявшийся на этом зачете я запомнил на всю жизнь.


Рецензии
Ваш стиль, взгляды близки мне, Иван! Но в данном случае вы обманули читателя. Такой заголовок, как крик зазывалы! И пустой звук. Однако "не будем печалиться - вся жизнь впереди!" Ах, как звучало когда-то!

Виктор Ахинько   25.03.2014 01:58     Заявить о нарушении
Читателю, тем более, квалифицированному, как вы лучше судить, что получилось. Я просто передаю свой опыт жизни. В том числе и в сфере вузовских экзаменов. А зазывной заголовок, знаю как газетчик - это уже хорошо:-)Спасибо за замечание, буду думать.

Иван Сущенко-Званный   25.03.2014 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.