О суициде, как социальном феномене

Хоть я рискую, тем не менее, хочу сразу смазать это эссе "краской" и заявить, что суицид - не безумие, а приемлемая реакция человека на жизнь, наполненную страданиями.
Первым делом стоит сказать, что самоубийство - это не психологический, а скорее социальный феномен, может именно потому о нем рассуждали социологи. Известный социолог Дюркгейм называл 4 причины самоубийства относительно нормального человека с ясным сознанием:
1.Аномия - полное безразличие к чему бы то ни было, безнадежность.
2.Эгоизм - убийство из-за лени, жалости к себе и т. д. Многие думают, что это единственная причина по которой совершается суицид, но это только одна из причин самоубийства.
3.Альтруизм - самоубийство ради кого-то, эта причина, как мне кажется, заслуживает  уважения.
4.Фатализм - суицид на почве того, что все предрешено, и жизненные изменения в лучшую сторону невозможны.
В моем дневнике, который я вел некоторое время, были весьма ценные рассуждения об этом феномене, к сожалению, они были утеряны. Дело в том, что дневник пишут в надежде, что когда-нибудь, кто-нибудь все-таки его прочтет, и, как правило - это определенный человек, когда же мой дневник исполнил свою цель преждевременно - был сожжен. В нем говорилось, что четыре причины Дюркгейма слишком категоричны, есть намного больше причин, каждый аспект человеческого неудовольствия может стать причиной самоубийства. Но именно неудовольствие чем-либо является фундаментом этого рокового поступка. У человека всегда должно быть то, что компенсирует иногда его неудовольствие окружающим миром, если это исчезает, то остается только неудовольствие. Если мы соглашаемся с этим фактом, то должны сделать некоторые выводы. Первый - это то, что неудовольствия – внутренний феномен человеческого существа, его чувство, но оно проявляется только, когда на него действует окружающая среда. Как я уже говорил, суицид - это социальный феномен, и было бы неплохо говорить о суициде, не как о самоубийстве, а как об убийстве, убийстве окружающей среды человека.
Значит, мы пришли к выводу, что с причинами самоубийства, не все так просто, во-первых нужно специфическое внутреннее человеческое чувство неудовольствия чем-либо, и некоторые причины извне. Теперь мы можем говорить о внутренних причинах и причинах внешних. Внутри у каждого человека есть потенциальная, априорная возможность к не удовольствию, а значит, потенциальная возможность суицида. По существу такие причины как аномия, эгоизм, альтруизм, фатализм, можно назвать разновидностями неудовольствия. Аномия - неудовольствие неинтересным миром. Эгоизм - неудовольствие тяжестью жизни. Альтруизм - неудовольствие тем, что страдают другие. Фатализм - неудовольствие тем, что ничего нельзя изменить. С философской точки зрения, можно провести аналогию с таким понятием как апперцепция, или  говорить об априорности этой возможности неудовольствия, но эти понятия используют больше в гносеологии, и потому, я обойдусь без них. И так… внутренняя причина только одна - возможность неудовольствие, внешних же безгранично много, то есть все то, что может вызвать проявления возможного неудовольствия.
Как видим все предельно просто, здесь нет никаких психологических отклонений. Многие люди, которые живут среди нас, совершили бы суицид, если бы их не останавливал страх пред смертью и надежда на лучшие перемены. Правда есть и такие, что, не боясь смерти, все же не совершают суицид, готовые испить до конца всю чашу страданий, что выпала на их душу. Я не утверждаю, что суицид удел только слабых людей, так же как не утверждаю, что он удел только сильных. Мы всегда можем объективно оценить самоубийцу, главное не поддаваться тем установкам, которые нам привили с самого детства. Когда я говорю, что мы можем объективно оценить самоубийцу - это означает, что мы способны проследить всю цепочку причинно-следственных связей между событиями, в конце концов, приведших этого человека к такому итогу. Если после  размышления мы увидим, что самоубийство было предопределено невыносимым страданием, которые человек и так долгое время переносил, то мы должны, наконец, понять, что решения уйти из жизни было его законным правом.
На суицид не всегда смотрели с презрением и осуждением, такое не логичное отношения к нему появилось только с приходом христианства. В античности, в период рассвета эпикурейского мировосприятия считали, что если жизнь не приносит удовольствия, терпеть ее недостойно. Если человек мог доказать необходимость его ухода из жизни, то государство за свои средства покупало ему яд. Нам это тяжело принять, так как уже две тысячи лет нам повторяют, что если Бог дал нам жизнь, нельзя набираться дерзости и швырять ее назад. Но что делать со страданием, которые, по всей видимости, дал нам тот же Бог вместе с жизнью? Страдание - причина суицида, так почему грехом является суицид, а не страдание? Почему именно не сделать грехом само страдание? И чей бы это был бы грех, как не грех Бога?
Интересный факт, что люди интеллектуально развиты, совершают суициды в 10 раз больше. Посмотрим на людей, которые покончили с собой: Маяковский, Хемингуэй, Есенин, В. Гог, Сенека, Джек Лондон, и это далеко не весь перечень «интересных» людей. С  моей точки зрения всех этих людей можно понять. Не совершать самоубийство - это значит, все время находить причины его не совершать, но если однажды этих причин не станет, то самоубийство вполне логически основанный поступок, и с этим не может не согласиться ни один логик. Смотря на всех великих людей, самостоятельно ушедших из жизни, я могу понять даже самоубийство ради чего-то большего. Чтобы сделать что-то великим, возвысить идею или целую идеологию, нужно пролить немного крови, на картину вечности или истории. Человек, одаренный творческим даром, как бы он не проявлялся, видит свою жизнь немного по другому, чем другие люди. Для него смерть - это еще одна сцена, которую надо вовремя сыграть. Суицид объясняется, тем, что на данный момент жизни этот творческий человек видит пьесу жизни оконченной. Для него эта пьеса приобретает логическую завершенность, когда уже не возможно ничего добавить и ничего отнять.
Цель этого эссе не содействовать массовому суициду, его задача в том, чтобы заставить пересмотреть свои взгляды на этот, как я уже упоминал, социальный феномен, принять его логичность, и не считать безумием. Более того, люди должны понять иногда необходимость таких поступков и перестать скорбеть, если знали этого человека, о его выборе. Если человек решился на суицид, наш долг состоит в том, чтобы переубедить его не совершать этого поступка, но никогда не мешать, мы не знаем, к чему приведет наше так называемое «благодеяние». Был случай, когда человек подпалил себя, но его потушили, после чего он пролежал в больнице 3 дня в муках, а затем умер. И это наш гуманизм?! Заставить человека невыносимо страдать еще три дня вместо трех минут?! Как тут не вспомнить Ницше, который говорил: «Если хочешь оказать благодеяние человеку - оставь его в покое. Но именно эта часть добродетели дается труднее всего»
Если мы разделяем все эти взгляды, которые были изложены в этом эссе, то не должно возникнуть сомнений и по поводу другого вопроса, такого как «эвтаназия». Если самоубийство можно понять, что не трудно, в силу его логичности. То понять людей, которые продолжают держать людей в этом мире против их воли, тем самым, обрекая их на страдания, увы, понять нельзя. А объяснить можно только через край бьющим эгоизмом.


Рецензии