Круговое послевкусие стилизации

Эх, где ты, «Сладкая жизнь»? Рим, маленькая площадь возле фонтана Треви, перектёсток трёх дорог… «Там, за поворотом... Там, за поворотом... Там, там-та-рам, там-та-рам»… «Мудрец однажды сказал: дойдёшь до развилки — сверни. Он забыл сказать куда сворачивать… Как мы здесь все оказались, как? Откуда всё началось?.. На дороге – одни развилки»…
«360» - это сказ о том, как дороги сворачиваются в кольца. Есть такое понятие – соцреализм. А вот картину режиссера Фернанду Мейреллиша «360» со всей уверенностью можно отнести к категории homoреализм. Если вы ждёте экшн, то просмотр творения Фернанду станет для вас разочарованием. «Скука!» - скажет зритель, требующий от кинематографа его сакрального смысла, то есть «движухи». Если же вам интересны человеки, которые живут рядом, но которых вы – в силу житейских забот и скорости перемещения по жизни – не замечали – фильм «360» для вас.
Итак, круг. Пьеса Артура Шницлера «Хоровод» (1900), фильм Макса Офюльса «Карусель» (1950), творение Роже Вадима под тем же названием (1964), ещё одна «Карусель» (1973) Отто Шенка, картина Хосе Луиса Гарси «Карусель 1950» (2004), фильм Мейреллиша по сценарию Питера Моргана «360» - это всё части одной окружности. Круговорот, одним словом. А вот вам география действия картины Фернанду: Вена – Братислава – Лондон – Денвер – Феникс – Париж – Вена. Круг замкнулся. Кто же населяет пространство «360»? Отвечаю - обыватели, эстетики, этики и религиозные люди. Что ими движет? Отвечаю - отчаяние, как путь к иррациональному, и вера, которая не зависит ни от разума, ни от чувств…
Микробиолог долго и пристально изучает очередные образцы микроорганизмов. Наконец-то, нехотя оторвавшись от окуляра микроскопа, обращается к коллегам: «Да, братцы… Везде насилие и секс!». Посмотрим и мы в микроскоп, микроскоп модели «360». Как правило, все парами – проститутка Бланка с сестрой Анной; топ-менеджер Майкл Дейли с женой; выходцы из Бразилии Руи и Лора; старик Джон в поисках дочери Джулии; семья русских эмигрантов Сергей и Валентина; Тейлор, отсидевший за насилие 6 лет, и его кураторша, мисс Олсон… Есть ещё и маниакально влюблённый мусульманин, житель Парижа, есть и «бизнесмен» из России Саша, есть и сутенёр Бланки, житель Вены…
Вот эту колоду карт и тасуют Фернанду Мейреллиш сотоварищи. Внимание, господа, раздача! Вам ещё? Пожалуйста!.. Ещё, ещё… Теперь себе… Скажите, что козыри?.. В козырях сегодня – Энтони Хопкинс!.. Скажите, а не у вас Джуд Лоу?.. Уважаемый, не нужно смотреть чужие карты!.. Т-с-с, у него, кажется, Вдовиченков!.. А у кого Фостер и Деббуз?.. Вайс будете крыть?.. Зашевелились измученные антибиотиками вирусы папиллом… Любовь и секс... Символы... Пестики, тычинки... Клещ, влезающий в мякоть... Игра «Поймай горянку, что под гору бежит»... Насиловать иль не насиловать – вот в чём вопрос! Сервируй меня, сервируй!.. Насильник я дрожащий, или право имею?.. Невидимый цунами...
Камера оператора творит чудеса! – Мы начинаем видеть мир глазами героев фильма!.. Вот светлая и солнечная Лори убирает волосы со своей шеи… «Там, за поворотом... Там, за поворотом…». А вот мы смотрим на мир глазами фотографа-сутенёра: «Раздевайся… Да-да… Повернись»...
«360» - это не столько фильм, сколько документальная фиксация реальной жизни. Добро пожаловать в Париж! Увидеть и умереть? Нет, умереть-не-встать! Из французов здесь мы видим только даму-психоаналитика и слышим песню на оригинальном языке страны Эйфеля. А остальные жители «Парижу» - мусульмане из Алжира. Да, ещё русские эмигранты – чуть-чуть… И то правда – куда ж без них – мафия! Понятно, что при таком раскладе фоном идёт песня группы «Ленинград» «Прогноз погоды»… Не зря же Шнуров когда-то про французские булки пел!.. На самом же деле музыкальный консультант фильма сотворил действительно завораживающий саундтрек. Каждая песня – как путеводитель, как самостоятельная грань очередной истории, очередного взаимопроникновения персонажей картины…
Аллюзии, аллюзии… Контузии… «Поехали! Куда? Не знаю… Зачем? Я не знаю!»… Образ дома. «Слово такое – дом»… Полшага вперёд – полшага назад… Тяготеющий к чтению холуй русского авторитета и ангельский образ Анны, сестры проститутки Бланки. Анна, читающая «Анну Каренину»… Читающий и рефлексирующий холуй. А холуй ли?.. Человек – как Вселенная. «360» - как теория Большого человеческого взрыва. А монолог героя Хопкинса на заседании анонимных алкоголиков – как срез целого мира. Монолог о Боге, любви и вере... Дойти до развилки и свернуть. Отдать своё сердце. Прыгнуть, не глядя… «Живём мы лишь однажды. Сколько ещё нам выпадет шансов?..»
Что, устали? Наши глазоньки читали, наши глазоньки устали? Ладно, малыши, давайте послушаем творение Энтони Хопкинса «Goodbye» и – по домам!..

P. S. «Там, за облаками... Там, за облаками... Там, там-та-рам, там-та-рам»… А теперь попробуй свернуть с рельсовой колеи, предназначенной для монотонного движения по кругу. Ну, малыш, давай!


Рецензии