Мариенбургская пленница. III

Царь, часто бывая в доме своего любимца, где тогда жили обе Арсеньевы, встречал в числе других прислужниц Екатерину, которая могла обратить на себя его внимание своеобразной, отличавшей её красотой. Перемена в судьбе мариенбургской пленницы должно было совершиться быстро, при нетерпеливом характере Петра Великого, не знавшего ни удержи, ни препятствий в своих желаниях. О сопротивлении со стороны Екатерины, конечно, не могло быть и речи.
Меншиков, угождавший во всём гениальному преобразователю, старался заслужить и расположение Екатерины, и, по свидетельству современников, щедро наделил её нарядами и драгоценностями.
Дарья Михайловна, полюбившая подаренную ей пленницу «за ея весёлость и вежливое обхождение», также должна была неизбежно изменить своё обращение с нею, сообразно её новому положению.
Тем не менее, по внешности, всё было по-прежнему. Екатерина Крузе осталась жить в доме Меншикова, под видом прислуги Арсеньевой; и о ней не было пока никаких слухов в Москве. Царь не хотел разглашать своей новой связи потому ли, что не придавал ей в то время серьёзного значения, или же, в виду недавнего разрыва с Анной Монс, считал неудобным возбудить праздные толки, по поводу своего вторичного увлечения «иноземкой».
Между тем, бывшая мариенбургская пленница, очутившись неожиданно в компании девиц Арсеньевых, Меншиковых, Анисьи Толстой и в обществе царя и его всесильного любимца, держала себя со свойственным ей тактом, выручавшем её во все трудные минуты жизни. Она продолжала почтительно относиться к своим "милостивым патронам", как она называла Меншикова и Дарью Арсеньеву.
С царём она держала себя крайне осторожно, присматривалась к его характеру и наклонностям, исполняла беспрекословно все его требования и прихоти; и, развлекая своей весёлой болтовнёй, сумела впоследствии не только заслужить его любовь и уважение, но даже в известных случаях заставить его уступать её желаниям. Он никогда не тяготился её обществом, и всегда, встречая в ней внимательную слушательницу, уверенный в её сочувствии и понимании, привык делиться с нею своими мыслями и планами, тосковал в разлуке с нею.
Весною 1704 года Пётр отправляется в Петербург, чтобы лично руководить военными действиями...

(Продолжение следует)


Рецензии
"Между тем, бывшая мариенбургская пленница, очутившись неожиданно в компании девиц Арсеньевых, Меншиковых, Анисьи Толстой и в обществе царя и его всесильного любимца, держала себя со свойственным ей тактом, выручавшем её во все трудные минуты жизни. Она продолжала почтительно относиться к своим»милостивым патронам», как она называла Меншикова и Дарью Арсеньеву.
С царём она держала себя крайне осторожно, присматривалась к его характеру и наклонностям, исполняла безприкословно все его требования и прихоти; и, развлекая своей весёлой болтовнёй, сумела впоследствии не только заслужить его любовь и уважение, но даже в известных случаях заставить его уступать её желаниям. Он никогда не тяготился её обществом, и всегда, встречая в ней внимательную слушательницу, уверенный в её сочувствии и понимании, привык делиться с нею своими мыслями и планами, тосковал в разлуке с нею."

Это просто находка: руководство для девиц и даже для тех, кто уже получил статус жены!

Нина Тур   26.02.2014 08:55     Заявить о нарушении
Уважаемая Нина, довелось узреть в переписке Евы Светловой, как Вы мягко написали, "обидчивость" по отношению к Вам. Кроме того, непомерную заносчивость и свою исключительность, что меня сразу же оттолкнуло от желания прочесть её работы.
В Вас я почувствовал вдумчивого специалиста-филолога и очень надеюсь, что Вы не оставите без внимания мои другие работы. Поверьте, я не обижусь, лишь буду благодарен за квалифицированные замечания.
Я поздравляю Вас с ДНЁМ 8-го МАРТА и прошу, хотя бы виртуально, принять букетик фиалок из "Бал в Панском лесу".

Михаил Ханджей   08.03.2014 16:06   Заявить о нарушении
Нина, когда женщина оставляет без внимания букетик фиалок на 8-е марта, то это не украшает её. Обычно благодарят.
Вы написали - "Это просто находка; руководство для девиц и даже для тех, кто уже получил статус жены!" - полное противоречие в вашей реакции на цветы и вашу "рецензию". К тому же упорхнули птичкой с моей страницы с такой гордыней, что вызвало у меня удивление.
Возможно, укротите свою гордыню и, как филолог, внемлете моему гласу к вам?
В случае вашего молчания, буду считать, что Вы "поскакали" стригунком дальше, галопом по Европам.

Михаил Ханджей   05.04.2014 07:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.