Рыльский Кирилл. За власть Советов

НА ФОТО: К.М. Рыльский. Копия фото из Ставропольского архива ГАНИСК.

***

РЫЛЬСКИЙ КИРИЛЛ МИХАЙЛОВИЧ
ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ

С малых лет до призыва в армию я работал батраком у помещиков и кулаков. В 1910 году меня призвали на военную службу в Черноморский военно-морской флот, где я более семи лет прослужил матросом на броненосце «Иоанн Златоуст».

Тяжелое батрацкое детство и юность, суровая матросская жизнь в молодости формировали мое сознание. Я внимательно прислушивался к каждому разговору о тяжелой рабочей доле, о необходимости борьбы за свободу.

После февральской революции мне удалось получить отпуск и побывать на родине – в селе Сергиевском Ставропольской губернии. К этому времени я уже, как говорится, набрался кое-каких политических знаний в матросском университете.
В результате прошедшей буржуазно-демократической революции поднялась политическая активность крестьян. Многое волновало хлеборобов: какая будет теперь власть, когда закончится война, будет ли передел земли. В сельской библиотеке часто собирались наиболее активные односельчане, пытаясь в книгах и беседах найти ответ на волнующие вопросы.

В то время в библиотеке работала Елена Кузнецова – человек передовой, революционно настроенный, страстно ищущий разрешения трудных и во многом непонятных политических проблем. Вместе с ней и Александром Рыльским мы создали при библиотеке политический кружок, в который вошли многие батраки и бедняки-односельчане. В кружке мы читали большевистскую литературу, спорили. Затем стали устраивать митинги, на которых выступали со своими взглядами по ткущему моменту.

В декабре 1917 года я окончательно распростился со службой во флоте и вернулся в Сергиевское. Снова возобновилась работа нашего кружка, но содержание ее было уже иного характера. Вместе с батраками и бедняками, революционно настроенными бывшими фронтовиками мы вели активную агитацию за создание Советов на местах, готовили созыв первого съезда Советов нашего Александровского уезда.

Уездный съезд Советов состоялся в январе 1918 года. Пришлось приложить немало сил и энергии, чтобы обеспечить большевистское направление съезда. Меньшевики и эсеры стремились создать соглашательские Советы без большевиков. Но наша агитация, наши большевистские лозунги были близки массам крестьян.

Активное участие в борьбе за созыв большевистского съезда Советов принимали Иван Войтик, Никифор Веревкин, Иван Денисов, Федор Щукин, Елена Кузнецова, Александр Рыльский, Василий Коломейцев, Павел Конев и многие другие. И съезд пошел по большевистскому пути. Меня избрали председателем исполкома уездного Совета, большевика Ивана Войтика – председателем уездного Совета народных комиссаров.

Выполняя указания большевистской партии, декреты Совета Народных Комиссаров, подписанные В.И. Лениным, мы отняли у помещиков землю и разделили ее среди батраков и бедняков, экспроприировали у помещиков здания и сельскохозяйственные машины, передав их в фонд местных Советов.

Эсеры во главе с неким Гуторовым всюду кричали, что большевики учиняют грабеж священной частной собственности. Но им дали отпор не только большевики, но и основная масса крестьян, одобрившая мероприятия Советской власти.

Крестьяне говорили:
- Мы отобрали у помещиков не ихнее, а свое! Какой же это грабеж?

Враги не ограничивались словесными выступлениями против Советской власти и ее представителей на местах. Ночами они стреляли из-за угла в советских работников. Однажды ночью был убит красногвардеец, стоявший на охране имущества, отобранного у помещика Карпушина.

В это время на западной окраине Ставропольской губернии, со стороны Донской области, в районе Медвеженского уезда появились вооруженные белогвардейские банды. По указанию губкома партии в уездах стали создавать красногвардейские отряды.

Эсеры всеми силами старались помещать созданию советских вооруженных сил. На митингах и собраниях они кричали, что солдаты устали от длительной империалистической войны и хотят отдохнуть, что надо не вооружаться, а послать делегацию к белым генералам и договориться с ними, не проливать крови.

Большевик Иван Войтик, сочувствующие советской власти активисты дали отпор этой эсеровской демагогии. Они разъяснили крестьянам, что белые генералы идут с оружием в руках не для того, чтобы договориться с рабочими и крестьянами, а чтобы восстановить свою власть и снова отобрать у крестьян свободу и землю. И народ пошел за большевиками.

За несколько дней в Александровский краснопартизанский отряд записались более тысячи добровольцев. Командиром избрали меня. Выделили специальную боевую группу с одним орудием под командой Никифора Веревкина в помощь Медвеженскому фронту.
Для вооружения отряда требовалось оружие и боеприпасы. Их было много у местного населения, так как каждый фронтовик возвращался с фронта со своим оружием. По решению Совета уездный штаб красной гвардии провел разоружение населения. При этом не обошлось без серьезных волнений.

После объявления о разоружении на центральной площади села Александровского, где находился наш штаб, собралась большая толпа людей, подстрекаемая враждебными элементами. Кое-кто выстрелами вверх выражал свое нежелание сдавать оружие, угрожал советским руководителям. Но не дремали и большевики. В собравшуюся толпу послали агитаторов из партийного и советского актива, которые разъясняли необходимость сдачи оружия для создания советских вооруженных сил. Одновременно для подавления возможного кулацкого вооруженного мятежа привели в боевую готовность свой отряд. В конце-концов дело уладилось. Наиболее рьяные противники сдачи оружия испугались и потихоньку улизнули с площади. Остальные поняли, что оружие сдавать надо.

В мае 1918 года в Ставрополе состоялся губернский Чрезвычайный съезд Советов. На повестке стоял главный вопрос – о борьбе с белогвардейцами. И снова на сцену выступили меньшевики и эсеры, которые высказались против организации Красной гвардии. Меньшивики и эсеры грозили сорвать работу съезда, чтобы не допустить создания вооруженных сил для борьбы с контрреволюцией.

Большевистская фракция вызвала в Ставрополь отряды Шпака и Александровский. На военном совещании создали военно-революционный совет в составе К. Рыльского (председатель), Ф. Шпака и других.

Военное совещание поручило мне выступить на съезде с приветствием от имени Красной гвардии и заявить, что бойцы и командиры красногвардейских отрядов единодушно требуют немедленно организовать вооруженную борьбу с белогвардейцами и оказать военную помощь Медвеженскому фронту. Съезд принял предложение представителей Красной гвардии, меньшевики и эсеры потерпели поражение.

 Большевистская партия возглавила борьбу с белогвардейцами на Ставрополье.
В конце мая 1918 года Александровский отряд, пополненный в Ставрополе за счет городского гарнизона до четырех тысяч бойцов, выступил на Медвеженский фронт. Отряд состоял исключительно из добровольцев. Они сознательно шли на бой с белыми.

Командиром пехотной группы был Василий Коломеец, конной – Александр Рыльский, пулеметной команды – Федор Гагакин, бомбометной – Федор Масленников, батареи – Павленко. Для большей подвижности и маневренности мы поставили пулеметы и бомбометы на тачанки и линейки. В условиях партизанской войны это имело огромное боевое значение.

С белыми мы столкнулись под станицей Крученой. В упорном бою уничтожили три конных сотни, подбили вражеский бронепоезд. Белое командование подбросило свежие силы к станице, нам пришлось отойти к станице Развильной и занять оборону.
Три дня шли ожесточенные бои за Развильную. Белые бросали в бой все новые и новые батальоны и сотни, но отбрасывались нашим отрядом с большими потерями. Однако запас боеприпасов у нас таял с каждым днем, и на третий день мы отошли к Песчанокопской.

При отходе ночью направили разведчиков Павла Конева, Ивана Рыльского и Лагутина, чтобы разузнать передвижение белых войск. Наших разведчиков постигла трагическая неудача: они попали в руки белых и были казнены. По этому поводу белые извещали, что они поймали командира красногвардейского отряда Рыльского с двумя красноармейцами и казнили их. Моего двоюродного брата приняли за меня.

Под Песчанокопской снова разгорелись ожесточенные бои. В это время к нашему, уже значительно ослабленному в боях отряду, с Кубани подошел отряд под командой тов. Ковтюха. Ставропольские и кубанские красногвардейцы несколько дней защищали свои позиции против хорошо вооруженных англо-французской военной техникой деникинских частей. Несколько раз позиции переходили из рук в руки.

На пятый день белые ввели в бой крупные силы и вынудили нас отойти к Белой Глине, где с новой силой разгорелись ожесточенные сражения. У нас было мало патронов, поэтому приходилось все чаще и чаще пользоваться штыком, переходить к рукопашным схваткам.

В непрерывных боях с превосходящими силами белых красногвардейские отряды постепенно отходили в направлении Краснодара. На станции Выселки встретили отряд под командой Тимошенко.

***

В это время мы получили сообщение, что 21 июля банды Шкуро заняли Ставрополь. Губком партии и губисполком переехали в Невинномысскую. По распоряжению губисполкома наш отряд направлялся на Ставропольский фронт.

Выполняя распоряжение губисполкома, Ставропольский партизанский отряд, которым я командовал, направился через Тифлисскую, Усть-Лабинскую, Дундуковскую и Армавир на Невинномысскую.

Под Усть-Лабинской пришлось вступить в бой с белыми за переправу (мост) через Кубань. Бой длился два дня. Мы находились почти в окружении. В это время отряд дал революционную клятву Советской Республике и Владимиру Ильичу Ленину – в плен не сдаваться, драться с врагами Советской власти до последней капли крови.

Красногвардейцы честно сдержали свою клятву, дрались не щадя своей жизни. Когда кавалерия белых прорвались через наш заслон на левом фланге, и угрожала захватить два наших орудия и мост через Кубань, пулеметчик Федор Цымбалов, раненый в обе ноги, приказал ездовому тачанки подтянуть его к пулемету, открыл огонь и остановил белую конницу. Орудия и значительная часть отряда переправились по мосту на левый берег Кубани, остальные бойцы переплыли реку.

Один из бойцов остался на правом берегу. Он долго отстреливался от белых, уничтожил немало врагов, а когда остался один патрон – застрелился. К сожалению, мне не удалось установить имя этого героя.

В Невинномысской отряд получил приказ губисполкома двигаться на Ставрополь. Меня назначили командующим Ставропольским восточным фронтом.
Губернская партийная организация развернула политическую агитацию среди рабочих и крестьян, призывая их встать на защиту Советской власти. И трудящиеся Ставрополья грудью встали на защиту завоеваний Октября.

По пути к Ставрополю к отряду, которым я командовал, присоединилось много мелких отрядов и вооруженных партизанских групп. А за нашими боевыми порядками шли цепями и колоннами добровольцы без оружия. Они питали себя надеждой вооружиться за счет разгромленного врага и занять свое почетное боевое место на передовой линии фронта.

Из Благодарненского уезда со стороны Спицевки на Старо-Марьевское двигались крупные отряды под командой тт. Плескачева, Кузнецова, Шейко.
В конце июля наши отряды схода вступили в бой за Старо-Марьевское и заняли его, захватив в качестве трофеев много винтовок и патронов, в чем больше всего нуждались красные партизаны Ставрополья.

На второй день белые повели наступление крупными силами и вынудили нас отступить к Бешпагирским высотам, где мы стали готовить наступление на гор. Ставрополь.
6 августа началось наше наступление на Ставрополь. В боях за Старо-Марьевское были разгромлены офицерские части, и мы овладели селом. В это время подошли новые красногвардейские отряды под командой тт. Тучина, Трунова, Степанова и других. Началась подготовка к решительному наступлению на Ставрополь.

Однако не дремали и белые. Потерпев поражение на подступах к городу, они подтягивали свежие силы по железной дороге. Деникинская армия прорвала Медвеженский фронт и соединилась с группой Шкуро.

29 августа красногвардейские отряды Ставропольского фронта повели наступление на Ставрополь. Успешно продвигалась центральная группа отрядов под командой Василия Коломейцева, Ивана Денисова и Федора Щукина. Преодолевая упорное сопротивление белых, они достигли восточной окраины города и здесь, в районе железнодорожной станции, завязали ожесточенный бой, переходящий в рукопашные схватки.

Партизаны Куршавского отряда под командой Степанова вели бой за Татарку. Кавалеристы под командой Деркача и Назаренко сражались за овладение Темнолесской.
Успешно развивали наступление отряды под командой Плескачева и Кузнецова. Они заняли село Михайловское и вели ожесточенные бои за станцию Пелагиада. В этом бою смертью героя пал тов. Кузнецов.

Под станцией Пелагиадой красногвардейцы под командой Плескачева в рукопашном бою сбили контратаку белых. В это время кавалерия под командой Шейко, действовавшая на правом фланге, заняла села Пелагиаду, Московское и вела бои за станцию Рыздвянную. Таким образом, мы взяли в полукольцо город. Белые несли большие потери.

Но, как часто бывало в то время, у нас стали иссякать боеприпасы. Не хватало огня, чтобы сломить сопротивление белых. Наступление замедлилось, и это дало возможность белым подтянуть свежие силы. К тому же они имели большое превосходство в вооружении, и патронов не жалели.

В самый разгар боя крупная кавалерийская часть белых обошла правый фланг наших войск и зашла с тыла. Я дал команду с боем отходить, а сам на пулеметной тачанке с резервным эскадроном бросился на прорвавшуюся конницу противника. Нам удалось сбить ее атаку и отбросить за наш правый фланг, тем самым дать возможность отрядам отойти в направлении Бешпагира.

В этом бою, несмотря на героизм бойцов и командиров, нам не удалось решить боевую задачу – освободить Ставрополь. На уроке этого боя мы убедились, что разрозненными силами отрядов победить белых нельзя. Необходима регулярная Красная Армия.

По указанию Ставропольского губисполкома 8 сентября 1918 года был созван съезд командиров отрядов в целях реорганизации частей. На фронтовом съезде меня избрали командующим Ставропольскими войсками, а Макара Шпака – начальником штаба войск.
Реорганизацию отрядов в регулярные части пришлось проводить в обстановке не прекращающихся ни на один день боевых действий.

Под руководством губернской коммунистической организации и губисполкома из партизанских отрядов на Ставрополье были созданы три дивизии: первая – Истребительная, вторая – Советско-крестьянская, третья – из отрядов Святокрестовского уезда, действовавшая в отрыве от Ставропольского фронта, в составе 11 армии Северо-Кавказского фронта.

Командирами дивизий, бригад и полков были назначены тт. Болоцкий, Удовиченко (Вдовиченко), Чугуев, Дрововозов, Плескачев, Апанасенко, Ипатов, Романенко, Трунов, Положишников, Шейко, Книга, Голубовский, Чумак, Кошелкин, Дмитриев, Тучин, Коломейцев, Деркач.

Вторую половину лета и осень 1918 года ставропольские дивизии вели непрерывные бои с деникинцами. Особо ожесточенные бои были в районе Калиновского, Петровского, за переправу на Маныче. В бою за Калиновское я был тяжело ранен и на некоторое время вышел из строя, передав командование войсками Макару Шпаку.
В обстановке боевых действий красноармейские части принимали активное участие в уборке и отправке хлеба на Царицын для голодающих районов, взамен чего мы получали оружие и боеприпасы.

Особенно тяжелой для нас была зима 1918-1919 годов. Под давлением превосходящих сил белогвардейцев, отлично вооруженных боевой техникой стран Антанты, наши части с боями отошли за Маныч, в астраханские степи. Эпидемия тифа косила наши ряды не меньше, чем вражеские пули и снаряды.

Несмотря на военные неудачи, ставропольские войска сыграли большую роль в гражданской войне. Они приковывали к себе крупные силы врага, отвлекая их от главных фронтов, перемололи немало отборных белых офицерских частей. В дальнейшем ставропольские части влились в состав 10 и 11 Армий, в буденовскую конницу и покрыли себя неувядаемой славой в боях за разгром белой контрреволюции и иностранных интервентов.

Труженики Ставрополья могут гордиться своими сынами и дочерьми, которые беззаветно боролись за власть Советов в трудные боевые годы гражданской войны.

К. Рыльский, бывший командующий войсками Ставропольского фронта.

***

ПРИМЕЧАНИЕ: На документе нет даты. Ориентировочно – 1957 год. Осенью 1957 года Кирилл Михайлович Рыльский приезжал в село Благодарное Ставропольского края, принимал участие в торжествах, посвященных 40-летию Великого Октября.

ИСТОЧНИКИ:
1. Рыльский К.М. За власть Советов. Воспоминания о гражданской войне. Ставропольский Архив «ГАНИСК». Ф. 4655. Оп. 1. Д. 358. Л. 47-57.
2. Революционный держите шаг. Ставрополь. Кн. издательство, 1967.

27 ноября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков.


Рецензии