Наш земляк Сергей Фёдорович Ольденбург

27 сентября 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося ученого-востоковеда, индолога, вдохновителя и организатора востоковедческих исследований в России, академика и непременного секретаря Петербургской Академии наук Сергея Фёдоровича Ольденбурга.

Сергей Фёдорович и его старший брат Фёдор Фёдорович происходили из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре I. Дед их, Фёдор Фёдорович Ольденбург, в русской армии имел звание генерал от инфантерии, в отставку вышел в Варшаве. Отец их, также Фёдор Фёдорович Ольденбург, полковник лейб-гвардии Московского полка. С образованием Забайкальского казачьего войска прибыл в 1856 году во вновь утверждённую Забайкальскую область и принял командование третьей пешей бригады. Женой его была классная дама Петербургского Смольного института, преподававшая французский язык, и сама по матери наполовину француженка, дочь русского офицера Фёдора Берга Надежда. Запись о рождении их второго сына Сергея была произведена в Троицкой церкви Бянкинской слободы, что на берегу реки Шилка в начале тракта на Нерчинский Завод, по месту дислокации штаба пешей бригады..

Когда мальчику исполнилось четыре года, отец в звании генерал-майор вышел в отставку и, забрав семью, уехал в Европу. Ему был 41 год, но, не смотря на это, он хотел учиться и поступил вольнослушателем в Гейдельбергский университет. Он был страстным поклонником идей Ж.Ж. Руссо и в этом духе воспитывал своих детей – защищать слабых, уважать женщин, быть правдивыми.

В 1881 году мальчики окончили Первую Варшавскую гимназию, оба с золотой медалью, и в том же году поступили в Петербургский университет: Фёдор – на исторический факультет, Сергей – на восточный.

Первомартовские события 1881 года всколыхнули Россию, – был убит император Александр II, - начались контрреформы. Студенческая молодёжь, уже вкусившая плоды отмены крепостного права, начала развития промышленности, вхождения в жизнь электричества, взлёта русской музыки, живописи, литературы, появления общедоступных газет и жаждавшая действия, 10 ноября 1882 года на своей сходке выступила с протестом против политики властей. Именно на ней перезнакомились будущие члены студенческого кружка «Приютино», объединившего молодых интеллектуалов. В него вошли Александр Корнилов, Сергей и Федор Ольденбурги, Владимир Вернадский, Дмитрий Шаховской, Андрей Краснов, Николай Ушинский, Иван Гревс, Владимир Харламов и другие. К сожалению, сейчас редко вспоминают о такой невесомой материи, как идеалы молодости, но общая цель - служение человечеству, народу, объединяла их крепче любых клятв и присяг и связала их на всю жизнь тесной дружбой. Как потом оказалось, из этого кружка вышли семь будущих академиков, в том числе всемирно известные В.И. Вернадский и С.Ф. Ольденбург, и 12 профессоров.

В процессе обучения С.Ф. Ольденбург специализировался у профессора И.П. Минаева и подобно своему учителю увлёкся буддизмом, особенно проявив себя в области изучения буддийского искусства, археологии и фольклора. В 1885 году он получил степень кандидата за диссертацию «Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Маgadhi».

После завершения учебы Сергей Федорович бракосочетался с выпускницей математического отделения Педагогических курсов Александрой Павловной Тимофеевой, Через год у них родился сын Сергей, но семейное счастье их было не долгим, так как через какое-то время не стало его любимой жены. А тем временем С.Ф. Ольденбург три года по своей профессии стажировался в библиотеках Германии, Франции и Великобритании. Вернувшись в Россию, он преподавал санскрит на историческом и восточном факультетах Петербургского университета. Получив степень магистра санскритской словесности за диссертацию «Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Yatakamala» он был назначен профессором, и возглавил, как бы сказали сегодня, кафедру индологию. Работая вместе со своим другом Фёдором Ипполитовичем Щербатском, он в 1897 году задумал издание международной серии «Библиотеки буддизма». Этот проект органически вписался в программу Петербургской Академии наук, которая к тому времени вступила в Международный союз академий и принимала участие в предпринятой международной библиографии по естествознанию и математике, в ассоциациях по  исследованию Солнца и землетрясений. И среди них была программа по изданию буддийских сочинений, над которой как раз работал профессор Ольденбург. К слову сказать, «Библиотека буддики» оказалась долгоиграющим проектом, в процессе которого было издано 30 томов вышедших более чем  в ста выпусках. Их издание было прервано только в годы репрессий, но в 1960 году благодаря стараниям Ю.Н. Рериха вновь возобновилось. По примеру Петербургской академии наук другими академиями стала издаваться «Библиотеки ислама».

В 1899 году С.Ф. Ольденбург оставляет преподавание в университете, и в следующем году приглашается на работу в Петербургскую Академию наук. Вначале назначается  адъюнктом Историко-филологического отделения, а в 1903 году избирается академиком, а с 1904 года - непременным (главным учёным) секретарём Российской Академии наук, затем - АН СССР. Его судьба на протяжении дальнейших  более чем 30 лет оказалась связанной с жизнью Академии, причём в ней он играл одну из главенствующих ролей.

Но по профессии он всё же оставался востоковедом-индологом.

На рубеже веков Россия активно стремилась побольше разузнать о ближних и дальних порубежных территориях, лежащих от неё на юго-востоке. Императорское Русское Географическое общество направило Центральный Тибет и Лхасу Гомбожаба Цыбикова (1899-1902) и две экспедиции П.К. Козлова (1900-1904 и 1907-1909) в Восточный и Северо-Восточный Тибет, Южную Монголию. Обширное собрание буддийской иконописи и рисунков, привезенное из этих экспедиций, было изучено  Ольденбургом. В специальной монографии он подчеркнул важность находок для изучения истории тибетского искусства.

Крупнейшим вкладом в изучение Востока явилось и личное участие С.Ф. Ольденбурга в организации российских научных экспедиций в Центральную Азию и Тибет. Это, прежде всего, относится к подготовке экспедиции своего ученика Базара Барадина (1905-1907) в Монголию и Северо-Восточный Тибет. Из экспедиции Барадин привез уникальную коллекцию книг и предметов буддийского искусства, около 200 томов сочинений тибетских и монгольских ученых лам, большей частью ксилографов, около 300 фотоснимков. Отчет о путешествии Б. Барадина в Тибет (Лавран) был опубликован С.Ф. Ольденбургом в «Журнале Русского Географического общества». По результатам путешествия Барадина Русский Комитет вынес благодарность С.Ф. Ольденбургу и Ф.И. Щербатскому за высокий уровень подготовки их питомца. Потом были ещё две экспедиции в Восточный Туркестан (1909-1910 и 1914-1915), которые Ольденбург возглавлял лично и способствовал созданию ценнейших коллекций рукописей и памятников древней буддийской культуры.

Академик С.Ф. Ольденбург и профессор Ф.И. Щербатской сумели среди одарённых бурят, обучавшихся в Санкт-Петербургском университете воспитать плеяду бурятской интеллигенции, ставшей в начале XX столетия просветителями бурятского народа. Среди них наряду с Гомбожабом Цыбиковым и Базаром Барадиным, были учёный и общественный деятель Цыбен Жамцарано и художник Осор Будаев. Все они были уроженцами Агинских степей.
 
Совместно с религиозным и политическим деятелем Хамбо-ламой Агваном Доржиевым С.Ф. Ольденбург принял самое деятельное участие в строительстве в Санкт-Петербурге самого северного в мире и самого дорого в Европе буддийского храма. Строительство осуществлялось под наблюдением комитета, в состав которого входили: академики В.В. Радлов (председатель) и С.Ф. Ольденбург, профессора Э.Э. Ухтомский, В.Л. Котвич, Н.К. Рерих, А.Д. Руднев, Ф.И. Щербатской, художница А. Шнейдер и архитектор Г.В. Барановский. Росписи центрального ритуального храма были выполнены Осором Будаевым по эскизам Н.К. Рериха. Торжественное освещение храма состоялось в 1913 году в честь 300-летия российской династии Романовых. И это при том, что буддийская община тогда в Санкт-Петербурге состояла всего из 184 человек. В настоящее время храм этот восстановлен, и он известен под именем дацана Гунзэчойнэй.
 
В большом списке его публикаций, в лекциях и выступлениях, вопросы, которые он поднимал, остаются актуальными и сегодня. Это, прежде всего, обсуждение различий между Востоком и Западом и их единстве, о связующей роли России в их культурном, а часто и политическом противостоянии.

Огромная эрудиция и общественный темперамент Ольденбурга обусловили его роль как организатора науки. В 1907 году он выступил с запиской о необходимости реформировать архив академии наук, который он предлагал превратить из обычного фондохранилища и научно-вспомогательной в научную ячейку. И в 1912 году архив стал функционировать как особое научное учреждение, а на должность его заведующего по настоянию С.Ф. Ольденбурга был приглашён историк литературы и археограф Б.Л. Модзалевский. С того времен и по сей день здесь ведётся работа по изучению документов, их использованию в научных и практических целях, публикации.

Сергей Фёдорович, как и его отец, по своим убеждениям и характеру был типичным русским интеллигентом, либералом и демократом. С 1912 года был выборным членом Государственного Совета от Академии наук и российских университетов, с 1915 года членом Особого Совещания по обороне государства. После Февральской революции он избирался в ЦК кадетской партии и входит во Временный Совет Российской Республики и Чрезвычайную следственную комиссию. В июле-августе 1917 года - министр народного просвещения и член Временного Правительства.
 
Приход к власти большевиков первоначально он встретил негативно, но с 1918 года начал активно сотрудничать с советской властью. Суть его позиции, по мнению его биографа Б.С. Кагановича, можно сформулировать так: «Лояльность к советской власти и участие в ряде её экономических и культурных программ с сохранением автономии и внутренней независимости Академии Ольденбург, обладавший, по словам китаиста академика В.М. Алексеева, «редким государственным умом», понял, что власть большевиков установилась «всерьёз и надолго», и что Академия наук, если она хочет существовать, должна найти какой-то способ существования с новой властью. После Октября 1917 года Ольденбург продолжал играть центральную роль в Академии, и именно на 20-е годы приходится апогей его деятельности и влияния. Он руководил Академией до 1929 года, способствовал её сохранению, созданию условий для проведения научных исследований. Благодаря его умению находить общий язык с властями, Академия наук СССР до 1927 года оставалась едва ли не единственным учреждением в Союзе, продолжавшим существовать по своим внутренним, по сути дореволюционным, законам. Этот беспрецедентный факт до сих пор не оценен в должной мере историками.

Социальные катаклизмы и особенно диктатура пролетариата негативно сказались на отношении к российской интеллигенции, которая должна была уступить лидирующее положение в обществе в сфере общественно–политических и особенно этических воззрений. Гибель интеллигенции рассматривалась С.Ф. Ольденбургом как уничтожение духовной преемственности и культуры в целом. Только в 1917-1922 годы по разным причинам (смерть, эмиграция, аресты, высылки и т.д.) Академия наук потеряла более половины своего состава, лишившись 24 членов из 45. Он встречался с В.И. Лениным, писал письма А.В. Луначарскому, А.С. Енукидзе, А.М. Горькому, хлопотал о судьбе учёных, средних и младших служащих, о притоке свежих научных кадров, о кредитах на содержание лабораторий, библиотек и музеев, организации научных экспедиций и командировки. 27 января 1921 года. С.Ф. Ольденбург на общем собрании Академии предложил обратиться в правительство с запиской, описывающей катастрофическое положение науки в России и указывающей меры, необходимые для её спасения. Вручил он её лично. В результате Ленин удовлетворил ряд требований, изложенных в записке.  «Российская Академия наук обращается к власти, - писал С.Ф. Ольденбург в 1922 году наркому просвещения А.В. Луначарскому, - и надеется, что голосе будет услышан и что будет немедленно сделано всё, что возможно, дабы не пала на русскую революцию тягчайшая ответственность за гибель науки. России нужна наука и наука должна быть сохранена для жизни страны и народа». Благодаря авторитету Горького в Петрограде удалось создать комиссию по улучшению быта учёных, а, значит, остались в живых и продолжали работать многие люди науки.

В 1919 году с целью сохранения и рационального использования имеющихся научных кадров под руководством  С.Ф. Ольденбурга была учреждена комиссия «Наука и её работники». В 1920 и 1922 годах вышли справочники «Научные учреждения Петрограда» и «Научные учреждения Москвы», в 1923 году - «Научные работники Петрограда», в 1924-1925 годах - «Научные работники Москвы», а в 1926-1928 годах - два справочника «Научные работники СССР». Это была одна из первых работ такого рода в мире.

В условиях, когда академической науке приходилось выживать в буквальном смысле, Академия наук подхватила «одно из характернейших явлений Советской России» - краеведение, ставшее массовым историко-культурным движением трудящихся, и приняла под своё крыло его научное руководство. Первым председателем Центрального бюро краеведения, образованного при Академии наук в январе 1922 года, стал непременный секретарь Академии академик С.Ф. Ольденбург, а его заместителями стали знаменитые учёные-академики геолог А.Е. Ферсман и востоковед и лингвист Н.Я. Марр. Краеведение становилось основой преподавания в средней школе. Уважение к краеведческим знаниям, возбуждение интереса к трудам краеведов, известных уже и только начинающих, отличало и прессу тех лет. В 1923 году С.Ф. Ольденбург организовал журнал «Краеведение», в 1924 году – «Музей». Чуть позже, в 1927 году он сформулировал лозунгово звучащую мысль: «Надо, чтобы каждый гражданин нашего Союза сознавал, что без краеведения мы бессильны».

В 1928 году отношение между советской властью и Академией наук стали резко ухудшаться, что свидетельствовало о скором конце системы компромиссов, на которой основывалась административная деятельность непременного секретаря С.Ф. Ольденбурга. В январе 1929 года академики демонстративно провалили трех кандидатов-коммунистов, баллотировавшихся в состав Академии в числе 42 новых академиков. Но уже в феврале, в условиях сильнейшего давления, они были вынуждены пересмотреть свое решение. В августе 1929 года для её «чистки» в Академию прибыла правительственная комиссия, которая до конца года уволила 128 штатных сотрудников (из 960) и 520 сверхштатных (из 830). В числе их в конце октября с бессменного поста непременного секретаря был смещён и С.Ф. Ольденбург. После этого органами ОГПУ начало фабриковаться так называемое «академическое дело» и готовиться показательный процесс о «вредителях»-академиках, как это было, к примеру, с процессом «промпартии». Общее число привлечённых по делу составило 115 человек. Но с открытым процессом ничего не получилось, судьбу арестованных решили во внесудебном порядке.

Таким образом, правительством был установлен полный контроль над Академией и проведена её реорганизация. В частности Азиатский музей, Институт буддийской культуры и Тюркологический кабинет слились в единый Институт востоковедения АН СССР. Первым его директором назначили С.Ф. Ольденбурга. В этой должности он оставался до своей смерти 28 февраля 1934 года.
Сергей Фёдорович отдал Академии всю свою жизнь. До последних дней жизни он стремился не пропустить ни одной индологической публикации и считал своим долгом сообщать о них научной общественности. Популяризация научных достижений была для него органической частью работы ученого. Широчайший кругозор Ольденбурга особенно заметен в его работах по историографии - в биографических очерках о крупнейших востоковедах и многочисленных рецензиях.

Заслуги  С.Ф. Ольденбурга получили международное признание. Он был избран членом-корреспондентом Прусской академии и Геттингенского ученого общества, почетным членом Парижского Азиатского общества, Лондонского Королевского общества и Индийского археологического комитета, почетным председателем Института по изучению буддизма в Гейдельберге, где когда-то учился его отец, почетным доктором Абердинского университета в Шотландии.

В феврале 1923 года после 32 лет вдовства Сергей Фёдорович вновь женился на Елене Григорьевне Головачевой, урожденной Клеменц (1875-1955). Е.Г. Клеменц была дочерью юриста, мирового судьи из Самарской губернии, и племянницей известного народовольца Д.А. Клеменца, который во время сибирской ссылки стал этнографом и археологом. Елена Григорьевна училась на Бестужевских курсах и познакомилась с С.Ф. Ольденбургом ещё в 1898 году в доме своего дяди. Позднее она вышла замуж за статистика и сибириведа, политического ссыльного Дмитрия Михайловича Головачёва (1886-1914), много лет работала учительницей в Чите. Её дядя Дмитрий Александрович Клеменц работал вместе с её мужем в Чите. Жили они в доме П.Ф. Маньковского по ул. Енисейской (ныне ул. Забайкальского рабочего, 72). Пётр Феликсович Маньковский, судебный пристав, сын политического ссыльного поляка Феликса Маньковского, отбывавшего ссылку в Иркутской губернии, после восстания поляков в 1863 году. Дом этот прекрасно сохранился. Сейчас там мемориальная доска в память талантливого врача-исследователя Николая Васильевича Кирилова. В конце 1922 года Елена Григорьевна приехала в Петроград. Это была умная и энергичная женщина. Спустя много лет, овдовев и потеряв сына на фронте, она в 1942 году оказалась с невесткой и внуком в эвакуации в Саратовской области. Здесь Елена Григорьевна стала главной опорой семьи, работала на совхозном поле, а затем в школе, добилась помощи от Академии наук и реэвакуации. Умерла она в 1955 году в Ленинграде и похоронена на Волковом кладбище, рядом с С.Ф. Ольденбургом.

С 1924 года Елена Григорьевна вела дневник, в котором каждый день записывала, главным образом со слов мужа, важнейшие события. Она составила «Записки о работе С.Ф. Ольденбурга в качестве непременного секретаря Академии наук в 1925-1928 гг. и в 1928-1929 гг.». Уже после смерти мужа она составила «Хронологическую канву для биографии академика С.Ф. Ольденбурга», охватывающую всю его жизнь. Все эти дневники и записи представляют исключительную ценность для истории Академии наук, русской науки и общества.

Заметный след в истории культуры оставил сын С.Ф. Ольденбурга Сергей Сергеевич (1888-1940), русский историк и журналист, и внучка Зоя Сергеевна Ольденбург (1916-2002), французская писательница.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Аксенов Г.П. И все великое - не сон. // Прометей. - № 15. – 1988. – С. 35.
2.  Жеребцов Г.А. Ольденбург Сергей Федорович. // «Энциклопедия Забайкалья. Читинская область». - Чита-Новосибирск. – Т. 3. - 2004. - С. 383.
3.   Рерих Ю.Н. Индология в России. // Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. – Самара. - 1999. - С. 185-186.
4.   Каганович Б.С. Начало трагедии.
5.   Каганович Б.С. Сергей Федорович Ольденбург. Опыт биографии. - СПб. – 2006.
6.   Борисов С.К. Ольденбург С.Ф. // «Дельфис», журнал. – 2002. - № 31 (3).
7.  Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. - Улан-Удэ. - 1992. - С. 34.
8.   Цыбыктарова С. Осор Будаев - мастер Петроградского буддийского храма. // «Байкал», журнал. – 1990. - № 5.


Рецензии