Праздник в Ага-Хангиле

В мае 2011 года Ага-Хангиле Могойтуйского района Забайкальского края состоялся необычный праздник. Сюда приехали из разных мест Агинского, Дульдургинского, Могойтуйского и Ононского районов потомки выдающегося бурятского просветителя начала XX века Базара Барадина. А поводом к этому послужило появление книги Раисы Петровны Бородиной «Базар Барадин – великий сын бурятского народа».

Трагичной, но интересной была судьба Базара Барадина (по-другому его имя звучит как Бадзар Барадийн). В зловещем 1937 году его поглотил всепожирающий маховик политических репрессий, и имя его на многие годы было стерто из людской памяти. Но благие дела для своего народа и России в целом через десятилетия вернули его к свету. Хори-бурят из рода сагаангууд, он получил блестящее европейское образование и в 1905-1907 года совершил свой первый научный подвиг, отмеченный затем золотой медалью Императорского Русского Географического общества им. Н.М Пржевальского, - научное путешествие в Тибет. Затем были годы преподавания в Санкт-Петербургском университете. Именно в эти годы появляются его первые научные работы. Он создал взамен старой бурятской письменности свой вариант латинского типа письма, а чуть позже – букварь бурят-монгольского языка и другие лингвистические работы. Переводил на бурятский язык известные произведения популярных писателей, был автором «Героического эпоса бурят-монгольского народа», исторических драм «Урданай ноёд» (о нравах Агинских нойонов XIX века), «Чойжид Хатан» (о событиях 1802-1803 годов в Агинских степях) и «Великая сестрица-шаманка» (о делегации хоринских бурят к Петру I). В уста одной из своих героинь – Эреэхэн - он вкладывает сильные по духу слова:

«По велению духа – заяана
Долг я должна свой исполнить.
И если народ мой страдает,
Вместе я буду страдать
И, если людям надобно будет,
Себя я не буду жалеть».

Так поступил и сам автор этих слов – Базар Барадин. В годы смут и революционных потрясений, наряду с другими бурятскими деятелями науки и культуры, жившими в Российской столице – Цыбеном Жамцарано, Гомбожабом Цыбиковым и другими, он был со своим народом. После Февральской революции 1917 года Базар Барадин возвращается на родину и работает учителем в Агинской школе. Энергии у него много. Посредством организации бурятского народного театра, учительских курсов, привлечения лам к обучению ребятишек и подготовки учебных пособий он стремиться дать бурятскому народу дорогу к просвещению. В тех политических условиях он видел переход бурятского народа к социализму через буддийско-шаманскую общину и вместе с другими представителями передовой бурятской интеллигенции старался сблизить великие культуры Запада и Востока. В 1920 году он становится идеологом и организатором общества «Бурятская национальная культура» (Бурнацком), а осенью 1922 года совместно с Агваном Доржиевым и Цыбеном Жамцарано заявляет о необходимости «обновить» быт бурятской буддийской общины и сделать его не противоречащим принципам и нормам нового советского общежития. Барадин пропагандирует идеи возрождения общемонгольской государственности путем объединения бурят-монгольского народа на основе равноправия и свободы, добрососедских отношений с другими народами, с равным представительством в органах верховной власти. В 1923 году в составе Советской России образовывается Бурят-Монгольская АССР, в которую входят отдельно расположенные территории Агинских и Усть-Ордынских бурят. Авторитет Б. Барадина был настолько велик, что его назначают первым наркомом просвещения автономной республики. Он занимался организацией народного образования, политико-просветительской и научно-исследовательской работы, учит других и занимается сам. Впоследствии он переходит на преподавательскую работу в организованные с его помощью Бурятский институт культуры и Бурят-Монгольский педагогический институт, занимается наукой.

В 1935 году его командируют в Ленинград, где он становится сотрудником Института востоковедения Академии наук СССР, а затем преподавателем бурят-монгольского языка в Ленинградского института языка, истории и литературы. Взгляды Базара Барадина об образовании единой сплошной Бурятской национальной территории и отстаивания исторических основ бурятской культуры расходились с партийными установками той поры, а потому уже в феврале 1937 года он со своими единомышленниками был подвергнут аресту, а затем признан «врагом народа» и расстрелян.

Но живительные ростки всегда находят дорогу к свету. В 1958 году Б.Б. Барадин был реабилитирован. В 1999 году средняя школа села Ага-Хангил Могойтуйского района – родине просветителя – получила его имя. В память профессоров Г. Цыбикова, Б. Барадина и Ц. Жамцарано открылась мемориальная доска в Улан-Удэ. Там же в канун 125-летия со дня рождения ученого проведена посвященная ему научная конференция. Через пять лет племянник ученого Лыксок Эрдынеевич Эрдынеев (1922-2009), сделавший немало для сбора утраченного литературного и научного наследия своего дяди, организовал в Ага-Хангиле «Барадинские чтения».

На тех чтениях была и читинка Раиса Петровна Бородина. До выхода на пенсию она всю жизнь работала в библиотеках края и с увлечением занималась культурно-просветительной деятельностью, являясь активным членом Читинского культурно-просветительского Рериховского общества. Ее потрясло величие Барадинского подвига перед своим народом, общность взглядов с учением Николая Константиновича Рериха и то, что ага-хангильцы недостаточно еще знают о своем замечательном земляке. И она загорелась полнее рассказать о величии Базара Барадина, поразившись многогранностью его дел на благо народа. «Для себя я увидела провидение в этом занятии, - и, шутя, добавила, - даже в схожести фамилий. Он бурят - Барадин, а я русская – Бородина». Ее поддержали директор сельского музея с. Ага-Хангил Светлана Гавриловна Рабданова, заместитель директора средней школы в селе Надежда Николаевна Балданова, ветеран органов внутренних дел, краевед Цыдендоржи Норбоевич Жамсаранов, сотрудники Рериховского центра и родственники Б. Барадина. А благодаря тесному сотрудничеству с членами Российского общества историков-архивистов мечта о создании книги воплотилась в жизнь.

И вот настал день представления книги тем, для кого она предназначалась. Не смотря на ветреный день, Дом культуры села Ага-Хангил был полон. В просторном фойе Дома культуры настоящему событию были оформлены сразу несколько выставок: «Жизнь и творчество Базара Барадина» (Ага-Хангильский музей им. Л.Л. Линховоина), «История Агинских бурят» (Агинский окружной краеведческий музей им. Г. Цыбикова), «Графика художника Доржи Гомбоева «Быт и обычаи бурят» (Агинский окружной краеведческий музей им. Г. Цыбикова), репродукции Рериховского центра с комментариями Т.А. Свешниковой, картины Баира Барадина с рассказом о них У.Ц. Аюшиевой. При регистрации участников презентация одна из продолжательниц рода Барадина Сысыгма Дашинимаевна на развернутых листах показывала родословную таблицу предков и потомков Базара Барадина и показывала лицам, имеющим отношение к данному древу, место, которое они занимают в нем.

Праздник открыл заместитель директора Агинского окружного музея Мунко-Бато Жамсаранов. Он представил гостей, а ученики Ага-Хангильской средней школы им. Б. Барадина в национальных костюмах автору книги «Базар Барадин – великий сын бурятского народа» и ее издателю преподнесли знаки внимания и уважения – голубые шарфики - хадаки. На экране под оглашение биографии великого земляка ага-хангильцев демонстрировались иллюстрации из книги о нем. Под оглушительные аплодисменты зал приветствовал автора книги Р.П. Бородину. Она поблагодарила всех тех, кто вдохновил ее на подготовку настоящей книги и помог реализовать ее мечту в раскрытии имени Барадина. Но не все его работы опубликованы, а которые и увидели свет, то очень давно и недоступны для простого читателя. Раиса Петровна подметила, что та книга удается, которая написана для людей и в себе имеет связующие нити между прошлым и настоящим. Базар Барадин представлен в ней не только как ученый и просветитель бурятского народа, но и как земляк и родственник многих находящихся в зале людей. На празднике прозвучало предложение подготовить к изданию и генеалогическое древо Базара Барадина.   

Глава администрации сельского поселения «Ага-Хангил» Даши Жалсанович Дашидондоков и Глава муниципального района «Дульдургинский район» Базаржаб Хуригадаевич Галсанов увидели в презентуемой книге развитие краеведческих исследований этнической культуры бурятского народа и укрепление дружбы народов в Забайкальском крае. Она появилась в результате содружества двух общественных организаций Читинского отделения Рериховского центра и Забайкальской региональной организации Российского общества историков-архивистов и неравнодушных людей, поддержавших Р.П. Бородину в издании книги, русских по национальности, но так много сделавших для бурятского народа.

О значении настоящего издания говорили главный специалист Управления культуры и спорта администрации Могойтуйского района Б.Ц. Болотова, директор муниципальной центральной библиотеки Могойтуйского района В.С. Кирмаева, заведующая отделом краеведения и национальной литературы Забайкальской краевой библиотеки им. Ц. Жамцарано Д.С. Цыдыпова, главный редактор газеты Ононского района «Ононская заря», поэт и прозаик В.Б. Балдоржиев, директор Ага-Хангильской средней общеобразовательной школы Л.Д. Балданова, почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа, основатель Агинского музея охраны природы В.Г. Стрельников.   

А потом вперед вышла правнучка Базара Барадина Ольга Валерьевна Цыпылова и ее многочисленные родственники – потомки братьев и сестер ее великого прадеда. Некоторые давно не виделись, так как живут в удаленных друг от друга населенных пунктах. Они были благодарны Р.П. Бородиной, собравшей их воедино, делились своей причастностью к объединившему их человеку, своими жизненными достижениями и искренне удивлялись, как же они, бывшие рядом с Барадинской темой, не догадались сами составить его жизнеописание.

В организации праздника принимали участие многие люди. Это и директор дома культуры В.Б. Юндунова, и школьники Ага-Хангильской средней школы им. Базара Барадина, и родственники Б. Барадина Дамдиновы, Черниновы, Цымпиловы. Каждый внес свою лепту. А ученики средней школы показали такой концерт! Искрометные бурятские национальные танцы и задушевные песни, исполненные хорошо поставленными голосами, казалось, промелькнули в течение нескольких минут… По-другому и не должно было быть, ведь Ага-Хангил является родиной еще одного знаменитого в России человека – народного  артиста СССР, певца Лхасарана Лодоновича Линховоина (1924-1980).

По завершению мероприятия Глава администрации села Ага-Хангил Д.Ж. Дашидондоков и многочисленные родственники Базара Барадина еще раз искренне благодарили Р.П. Бородину за ее подвижнический труд. Все были в восторге, как небольшая по объему книга, кроме рассказа о жизнедеятельности великого бурятского просветителя, смогла возобновить затихающие родственные связи многочисленных разъехавшихся потомков их предка и сильнее скрепить дружбу между рядом живущими на одной забайкальской земле народами – бурятами и русскими.    


Рецензии