Прогулка

Пленарное заседание закончилось, и народ радостно повалил в фойе, где учёных мужей и жен уже ждали бутерброды, пирожки и чай с кофе – кто что любит.

Отец Константин Судзиловский оказался в числе первых: перед началом конференции он занял место поближе к выходу, доклад его был в середине, так что он успел своевременно вернуться на исходные позиции, а теперь вот подкреплял слабые силы чем Бог послал – послал, надо отметить, при посредстве Академии наук и Администрации президента. Впрочем, тут же случилось досадное осложнение: около отца Константина неожиданно появился юркий мужичонка неопределенного возраста в поношенном пиджаке, который, странно подхихикивая и обнажая рот в щербатой улыбке, по-свойки обратился к коллеге:

– Вы, батюшка, как полагаете: рыбу-то сегодня можно ведь есть? Сегодня ведь Златоуста память, святителя нашего!

– Думаю, не возбраняется.

Отец Константнин постарался быть подчеркнуто немногословным, однако с тоскливым чувством сознавал, что потертый ревнитель так просто не отвяжется. Надо было что-то срочно делать. Старый испытанный прием: «вдруг» узреть какого-нибудь знакомого, с которым сто лет не виделся, которого никак нельзя упустить, нужно срочно к нему подойти. Да, точно: извиниться и, не дав возможности мужичонке открыть рот, быстро ретироваться…

Но, видно, сегодня всё шло как-то не так («Приходится расплачиваться за бесплатные бутерброды», – усмехнулся Судзиловский). Плавной походкой, с широкой улыбкой, с пониманием собственной приятности и значительности, к отцу Константину плыл Эрнест Платонович Муравьёв-Апостол - замдиректора института.

– Отче, позвольте облобызать! – пророкотал он приятным баритоном. – Понравился мне ваш доклад, понравился, – продолжил он, угощаясь растворимым кофе со сливками из пластиковой коробочки. – Я знаю, вы не любитель всякой старины. Но нельзя же ведь идти против очевидности: новый стиль действительно ломает весь церковный устав – вы это очень хорошо показали. Не зря же греки с болгарами фактически перешли на совершенно другой устав – и теперь вот служат всенощную за сорок минут! Чудаки!

– Эрнест Платонович, Энрест Платонович! – К Муравьёву-Апостолу бежала запыхавшаяся секретарь Ниночка. – Эрнест Платонович! Ах, здравствуйте, Константин Александрович!... Эрнест Платонович, пожалуйста, подпишите!

Муравьёв достал ручку, надел очки, пробежал глазами документ… «Так, вот сейчас!» – понял отец Константин.

– Прошу прощения… – он неопределённо кивнул куда-то в сторону зала заседаний и тут же, не дожидаясь ответа апостолического начальника, устремился – но в совершенно противоположную сторону. Он знал, что если выйти в коридор и зайти за угол, то можно будет подняться по неприметной лесенке на следующий, сто тринадцатый этаж – и там побыть в тишине и одиночестве, пока еще остается почти что час до начала секционных заседаний. («А умный в одиночестве гуляет кругами, он ценит одиночество превыше всего» – всплыла в голове старинная песенка; отец Константин без ложной скромности считал себя умным.)

Надо бы позвонить жене… Нет, не подходит. Он просмотрел новые сообщения. Так, зовут на конференцию – юбилей первого вселенского собора. Серьёзные люди, однако: рассылают приглашения за три года до обозначенной даты. С другой стороны, это правильно: юбилей-то не какой-нибудь там – двадцать веков, не шутка. Пожалуй, стоит съездить…

Его мысли вернулись к нынешней конференции. Календарный вопрос – вовсе не та тема, которая его интересовала. Но институтское начальство сказало: надо. Ну что ж, надо так надо. В принципе, есть что сказать. Да и получилось, вроде бы, неплохо. Сам же отец Константин с гораздо большим удовольствием и увлечением рассказал бы об акафистах. Буквально недавно ему попался преинтереснейший экземпляр: адресован мученикам Олимпийским («Олимп – самая высокая гора в Солнечной системе», как пишут в школьных учебниках), содержит не 24 строфы в основной части, а 26, благодаря чему появляется возможность использовать весь английский алфавит в качестве акростиха. Хайретизмы недлинные, с последовательно проведённым параллелизмом и, чего почти никогда не бывает, с эпифорой! Да, но вряд ли широкая аудитория способна оценить такие красоты…

Красоты… В самом деле, вид из окна – хотя отец Константин давно должен был к этому привыкнуть – производил сильное впечатление. Здание Академии наук, и само по себе немаленькое – сто пятьдесят этажей, – стояло на возвышенности. Из окон с противоположной стороны был виден весь Петрополис – но вид на город не шел ни в какое сравнение с тем зрелищем, которое открывалось сейчас глазам акафистоведа.

Внизу расстилался зелёный ковер. Можно было подумать, что это газон, но отец Констанин знал, что колеблемые ветром травинки – ригелианские дубы, высотой в пятьдесят метров и возрастом лет в полтораста. Дальше, почти на линии горизонта, виднелись скалистые горы – невысокая, но сплошная цепь, которая окружала и город, и этот огромный лес. Лира уже садилась, отбрасывая свой неяркий свет на склоны гор; но Арфа, ее старший компаньон и главное солнце Ифигении, стояла еще высоко в небе.

Ифигения совершала оборот вокруг Арфы за пятнадцать земных лет. За это время Лира трижды подходила к главной звезде и ее планете на столь близкое расстояние, что две звезды на ифегинийском небосклоне можно было бы перепутать, если бы не зеленоватый оттенок Лиры, какого никогда не бывает у Арфы.

«Как странно, – подумал отец Константин. – В церкви мы живем по двойному календарю – юлианскому и григорианскому, привычно указываем все даты через дробь. За пределами же церкви никто уже, кроме историков, здесь, на Ифигении, не вспоминает о «старом стиле»: здесь уже двести с лишним лет идет конкуренция между земным календарем и системой, основанной на местных константах: сутки – 30,5 земных часов, год – 15 земных лет, цикл Лиры – пять лет… Мы празднуем Пасху по юлианскому календарю – но, честно говоря, хоть бы и по григорианскому, шестнадцать дней разницы погоды не делают: в этот раз Пасха пришлась на весну, а следующий раз это будет… опять весна. А еще через десять лет – зима. Но что же делать?..»

Кстати, очень правильный вопрос: что же дальше делать? Собственно говоря, отец Константин уже доложился. Конечно, дальше надо идти на какую-нибудь секцию – но как же не хочется! А может, и не надо? Регистрация уже прошла, гостей сегодня много, докладчики без слушателей не останутся…

За пару минут лифт спустил прогульщика на нижний уровень. Сняв рясу и подрясник и запихав их в рюкзак, отец Константин вышел из здания Ифигенийской Академии наук и вскоре уже углубился в дубовый лес. Если не пойдет дождь, то это будет хорошая прогулка: до гор можно будет дойти бодрым шагом часа за три. Помнится, там была такая симпатичная тропинка, выводила прямо на гребень…

А ведь если подумать: последний раз он ходил этим маршрутом лет семь назад.

Земных лет, конечно.

13/29 ноября 2322 года, Петрополис, Ифигения


Рецензии
Здравствуйте!
С таким приветствием обращаюсь я к Вам потому, что мне трудно обратиться к Вам просто по имени, как "здравствуйте Федор!". А трудно от неизвестности и сомнения моего в том, что тот Вы автор и человек, о котором я предполагаю, или нет.
Ибо если Вы автор статей "Окна и звезды В.Цоя" и "Нужно ли священнику светское образование", то обращение мое к Вам должно быть таковым (по крайней мере, исходя из моего понимания жизни):
Здравстуйте, батюшка Федор!..

И глубочайше извините меня, если я ошибаюсь в своих предположениях и догадках...

Если Вы священник Федор Людоговский - автор статей, здесь перечисленных, - то, во-первых, спасибо Вам за замечательную статью о поэте В.Цое; во-вторых, думаю, было бы продуктивно пообщаться по проблематике "светского образования" в Вузах. Ну и, в-третьих, у меня есть вопрос и я хотел бы пообщаться с Вами на тему около этого вопроса, если точно мне знать, что Вы это Вы, т.е. священник Федор Людоговский.

Что же касается данного очерка, как в стиле фантастического рассказа, то, по-моему, в данном рассказе вскрыта та проблематика, проецированная в будущее, как предположение, что поставлена также в статье "Нужно ли священнику светское образование" (свящ. Федора Людоговского).

Вообщем, рассказ понравился.

Если Вам не трудно, дайте ответ...

С уважением,

Бармин Виктор   08.12.2013 22:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!

Да, я свящ. Федор Людоговский. Думаю, другого Федора Людоговского в наши дни не найти ни в России, ни в Белоруссии :) - уж больно редкая фамилия, да и имя не самое частое (особенно в моё детство).

Спасибо за отзыв о моих опусах. О творчестве Цоя я давно хотел написать -- и написал, хотя, кажется, и не очень удачно: вышло несколько скомканно и сумбурно. Предполагалось провести серьёзное исследование, но пока что это не осуществилось.

Что касается публикации "Нужно ли священнику светское образование", то я сейчас ее перечитал -- и мне по-прежнему кажется, что сказанное три года назад актуально и сейчас. И думаю, еще долго будет актуальным.

Ну а мой фантастический рассказ несколько неуклюж. Это проба пера, не более. Я, конечно, не писатель. Но всё же сама идея очень заманчива: посмотреть, как будет жить православие, христианство через сто, пятьсот лет, через тысячелетия -- когда многое из того, о чем мы спорим сейчас, покажется смехотворным, но на место этих проблем и споров придут другие -- какие именно, нам почти невозможно сейчас себе представить.

Федор Людоговский   09.12.2013 00:50   Заявить о нарушении
Здравствуйте, батюшка Федор!
Спасибо Вам за ответ.
Теперь, я убедился, что Вы и есть священник Федор Людоговский.

Без всякого сентиментального пафоса, скажу, что испытываю Радость в сердце, обращаясь к Вам, как к человеку и священнику. Почему? Потому что, честно сказать, я радостно потрясен от возможности иметь общение с таким священником и автором замечательной статьи о В.Цое, как Вы. Для меня лично очень дорого и значимо общение с таким человеком и священником, как Вы, и, например, как священник Александр Шумский, публицистические работы которого также здесь на "Прозе". Но, понимаете, по-моему, проблема в том, что мало просто выставить свои творческие труды для читателей, ведь еще необходимо и живое общение с читателями или с такими же авторами и творческими людьми (впрочем, читатель тоже творческий человек, вовлеченный в творческий процесс). Поэтому, например, для меня лично очень важно, интересно и просто необходимо бы было пообщаться с такими людьми священниками как Александр Шумский или диакон Малков (которые публикуются здесь же на "Прозе").
Вот поэтому я и испытываю радость от возможности общения с таким священником, как Вы батюшка Федор. Ибо будет ли еще когда такая возможность общения в нашей человеческой краткой жизни и когда еще будет ли... (Так я говорю, исходя из своего личного и трагичного опыта жизни, не буду говорить какого именно, но можно понять, исходя из общения с человеком).

Уважаемый священник Федор Людоговский, еще раз скажу, спасибо Вам за нужную и замечательную Вашу статью "Окна и звезды В. Цоя". Именно, спасибо огромнейшее, статья Ваша уникальная. Именно, как в сопоставлении символической поэтики у Пастернака и у В.Цоя. Конечно, Вы дали и провели лишь краткий обзор исследования, но и это "лишь малое" многое значит и уже проговаривает о главном.
И Вами сказанное, как: "О творчестве Цоя я давно хотел написать -- и написал, хотя, кажется, и не очень удачно: вышло несколько скомканно и сумбурно. Предполагалось провести серьёзное исследование, но пока что это не осуществилось..." - конечно, здесь сказано Вами самокритично, но, по-моему, Ваша работа уникальна, как и соглашусь с Вами в том, что исследование Ваше необходимо продолжить и углубить в постижении образов и символов в поэтике В.Цоя.

Вот теперь хотелось бы мне услышать Вашу точку зрения, касательно вопроса, о котором я говорил. И вопрос этот о понимании образа творчества В.Цоя. Как видимо, Вы ознакомились с третьей частью сборника "Мысли про творчество". И мне чрезвычайно важно увидеть и понять Ваш взгляд и Вашу точку зрения, касательно проблемы понимания образа творчества поэта (В.Р.Цоя), той проблемы, что рассмотрена мной в статье "Около твор-го образа В.Цоя. Ч.4"... ЧтО Вы скажете?..

Батюшка Федор, касательно Вашей статьи "Нужно ли священнику светское образование", то, по-моему, почему бы Вам не опубликовать данную статью здесь на "Прозе". Ибо это оцень огромная тематика и проблематика, и если бы Вы опубликовали эту статью здесь, то можно бы было под статьей в рецензиях и в замечаниях поговорить о тематике статьи? Просто, понимаете, как-то не так вести разговор о Вашей статье под рецензией на другую Вашу художественную работу. Вот о чем я веду речь... А мне многое есть чтО и про чтО обсудить с Вами и пообщаться с Вами, касательно проблематики, что затронута в Вашей статье...

Касательно же Вашего фантастического рассказа "Прогулка", то рассказ очень интересный, ибо на самом деле тема эта сегодня редко рассматривается, как в публицистике, так и в художественной литературе (впрочем, тема эта только художественно и именно в жанре философской фантастики и может быть раскрыта, и Вам, по-моему, это удалось, конечно, по-своему).
Из современных писателей мне известных, которые рассматривают и описывают эту тему художественно, то вот есть интересный писатель, как Николай Бредихин, некоторые произведения которого (здесь же на "Прозе") как раз посвящены данной тематике, как и в Вашем рассказе.
Поэтому, на самом деле, тема эта еще мало раскрыта, как художественно, так и научно. Здесь, как говорится, поле не паханное.

Еще раз спасибо Вам, батюшка Федор, за ответ и общение...

С уважением,

Бармин Виктор   09.12.2013 08:40   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, был бы рад пообщаться -- но у меня аврал следует за авралом, очень трудно найти время, чтобы ответить на письма и комментарии. Но Вы, пожалуйста, пишите -- я, по крайней мере, прочту, а если будет время, постараюсь ответить.

Федор Людоговский   21.12.2013 00:10   Заявить о нарушении
Спасибо, батюшка Федор! я рад и благодарен Вам за отклик!..
И если у Вас будет возможность и время, то прошу Вас,
посмотрите опубликованное мной (от 21.12.2013) под названием
"Две точки в соприкосновении с Непостижимым"...

С уважением и с благодарностью от всего сердца,

Бармин Виктор   21.12.2013 01:54   Заявить о нарушении