Достойный вклад в краеведение Забайкалья

В 2012 году Забайкальское региональное отделение Российского общества историков-архивистов помогло своим друзьям из Агинского Бурятского округа издать проект общественного Клуба краеведов «Алтан жаса» («Золотая шкатулка») «Вестник Агинских краеведов», вместивший в себя 232 страницы, - настоящий труд краеведов степной Аги.

Можно ли его назвать первым коллективным трудом на темы Агинской истории? Были ли ранее попытки собрать воедино научно-краеведческие разработки отдельных авторов – исследователей истории родной земли? В 1971 году был издан сборник статей «Новости Агинских краеведов». Сегодня эта, безусловно, полезная традиция возрождается. Научные материалы для нового сборника собрал председатель Агинского общественного Клуба краеведов «Алтан жаса» («Золотая шкатулка») Базаржаб Цыбендоржиевич Батомункин.

Этому замечательному человеку посвящена статья В.А. Лапиной в «Энциклопедии Забайкалья. Агинский Бурятский округ» (Новосибирск, «Наука», 2009. – с. 64.). В ней, правда, он показан как заслуженный государственный служащий Агинского Бурятского автономного округа. Общественной же стороне его деятельности там не нашлось места. Между тем, Б.Ц. Батомункин, в юности получив в Бурятском государственном педагогическом институте историческое образование, всю свою жизнь нёс в себе интерес к истории и познанию прошлого родной степной земли, являлся членом Агинского отдела Забайкальского отделения Русского Географического общества. В конце первого десятилетия нашего века он объединил таких же, как и сам, любителей исторического краеведения в Клуб краеведов «Алтан жаса».

«Алтан жаса» - молодое творческое объединение, созданное на базе Агинского национального музея имени Г.Ц. Цыбикова. Его члены, краеведы-любители, периодически собираются в стенах музея на свои заседания, где делятся краеведческими новостями, рассказывают о своих новых исторических изысканиях, обсуждают их, принимают по ним какие-то решения, строят дальнейшие планы своей работы. На счету у Агинского Клуба краеведов уже есть достойные и благие для своих земляков дела. Его члены приняли самое активное участие в создании комплекса субарги «Юндэн шодон» восьми Агинских бурятских родов, сооружённого на сопке Баян-Сагаан, что расположена между селом Челутай и посёлком Агинское. Затем была организация и проведение праздников, посвящённого священному обряду встрече лебедей - на озере Ножей, и посвящённого восхвалению коня - в местности Болот хутор неподалёку от Ага-Хангила. Создание настоящего сборника Агинских краеведов – их новая заслуга.

Итак, в сборнике представлено девятнадцать материалов Агинских краеведов и пять сообщений юных краеведов. Некоторые из них как по содержанию, так и по изложению, можно отнести к шедеврам краеведческих изысканий и сравнить их по значимости с трудами тех, кто стоял раньше на этом благородном пути в XIX и XX столетиях.

Как пример назову статью председателя Агинского отдела Забайкальского отделения Русского Географического общества Шираб–Нимбу Дашидондокова и Натальи Антоновны Атутовой «История открытия Водораздельной горы продолжается» о скромном учителе географии Тимуре Ухиновиче Жалсарайне (1928-1991) и его гениальных догадках, не вписавшихся в «стройную» систему советской педагогики и науки в целом. В детстве я, как и многие мои сверстники, зачитывался замечательной книгой бурятского писателя Жамьяна Балданжабона «Тайны Алханая». Написанная о нашей забайкальской природе и исследовании её, она своим содержанием увлекала как книги Майн Рида и Конан Дойля. Но откуда я тогда мог знать, что образ учителя, организовавшего для ребят этот поход, был списан с молодого в ту пору Т.У. Жалсарайна? А сколько неординарных научных и практических новшеств было в его багаже! На научно-практической конференции «Жалсарайн Тимур Ухинович – педагог, географ, краевед, исследователь», проведенной в апреле 2010 года в пос. Агинское, Тимур Ухинович назван педагогом, опередившим свое время на много лет. Однако, как ни странно, в классическом научном труде современного времени «Энциклопедия Забайкалья» места для его имени не нашлось. Так пусть же статья о нём, помещённая в настоящем сборнике, станет своего рода памятником этому жившему среди нас в XX веке замечательному человеку и исследователю!

Профессионально поданы статьи в разделе «История края». Не вдаваясь в оценку изложенному материалу, хочется лишь высказать предложение для дальнейших разработок агинских краеведов, навеянных статьёй Д.-Б. Жигмитова «Кубдутский род агинских бурят». В тексте перечисляются названия бурятских родов «кубдуты», «хальбины», «галзуты», а также Цаганский, Гучитский, Худайский и Батанаевский и Хаоцайский роды. В то же время на восьми именных коновязных столбах комплекса субарги «Юнден шодон» восьми Агинских бурятских родов эти названия звучат по иному: «кубдуты» - «хубдууд», «хальбины» - «хальбан», «галзуты» - «галзууд». Думается, что в очередном сборнике агинских краеведов должна найти себе место статья о названиях Агинских бурятских родов и вариациях этих названий в связи со звучанием их в русской и, возможно, иных языковых транскрипциях.

Интересен раздел «Исторические личности». Он представлен статьями о князе одной из ветвей хори-бурят Шилдэй Занги (XVII-XVIII века), Главном тайше агинских родов Тугулдуре Тобоеве (1793-1878), просветителе, общественном деятеле и драматурге Чойжил-Лхамо Базароне (1878-1937), одном из организаторов перекочевки некоторой части агинских бурят на жительство в район «Шэнэхээн» Дылыкове Намдак ноёне (ок.1870-1919) и главе Бурятского хошуна в Маньчжурии, генерал-майоре гоминдановской армии Китая Эринчин-Доржи Очирове (1898–1949). О Т. Тобоеве и Ч.-Л. Базароне имеются статьи в «Энциклопедии Забайкалья. Агинский Бурятский округ» (Новосибирск: «Наука», 2009). Изложение судеб и биографий названных личностей подано в разном ключе, есть материалы повествовательные, есть – чисто научные, исследовательские.

Но с выводами уважаемого кандидата исторических наук Дугбимы Гомбоевны Чимитдоржин в рассказе о деятельности Т. Тобоева хотелось бы вступить в полемику. Если в статье о Шилдэй Занги красной нитью проходит патриотизм к своему народу и своей родине, то здесь до этого далеко, хотя деятельность Главного тайши агинских родов по распространению хлебопашества и картофелеводства среди бурят подаётся как  положительное явление. Сделав экскурс в историю, Д.Г. Чимитдоржин делает неожиданный вывод, что сибирским народам не повезло, «столкнувшись с колонизацией Сибири. Они подверглись антиморальному воздействию со стороны русских казаков». Далее автор перечисляет ряд моментов, негативно повлиявших на выживание бурятского народа в условиях России. Среди них: установление границы с Цинской империей, наличие ссыльных в Забайкалье, отселение восьми хоринских родов из долины реки Ингода в Агинские степи. Хотелось бы думать, что данное мнение является только мнением автора, потому что целью настоящего сборника является значимость единства  живущих на одной земле двух великих народов. Современные Агинские буряты гордятся своей родиной. Создание и охрана российско-китайской границы – это особая станица нашей истории. А по поводу ссыльных приведу высказывание забайкальского краеведа В.Ю. Апрелкова, правда, произнесённое им по иному поводу, в готовящейся книге «Забайкальские казаки – георгиевские кавалеры русско-японской войны 1904-1905 годов»:

«Чем известно и знаменито Забайкалье до 1917 года?

- Каторгой и ссылкой! - ответит не только большинство жителей западных городов нашей страны, но и, к сожалению, многие из нас, называющие себя забайкальцами. Но, если нашим далёким отсюда согражданам это, так сказать, простительно (увы!), они и Читу-то на карте не найдут, то уж нам, «гуранам» и «карымам», такое добровольное самоунижение вряд ли пристойно. Ведь слава любой земли - это слава вскормленных ею людей, и что же - нет у нас иной славы, кроме «каторжанской»?

Разве уголовные преступники и обиженные дворяне, так называемые «пламенные революционеры», закрепили навечно за Россией Нерчинскую и Селенгинскую Даурии и тем самым превратили наш край в несокрушимую российскую крепость-форпост на Дальнем Востоке, став при этом её бессменным гарнизоном? Нет, это сделали и скрепили своим потом и кровью наши предки-казаки, недаром забайкальский историк А.П. Васильев отметил, что «в восемнадцатый век Забайкалье вступало чисто казацкой страной». Я далёк от мысли, что наши деды мечтали жить на положении стражи большой тюрьмы. Ссыльные и каторжане после открытия месторождений металлов и создания заводов придут много позже, и естественное забайкальское «сито» отделит зёрна от плевел - все нравственно здоровые из них со временем сольются с остальным забайкальским «субэтносом», а криминальные элементы вместе с дворянами-«белоручками» при первой же возможности постараются навсегда покинуть пределы нашего края, который они, в отличие от нас, забайкальцев, никогда не называли Батюшкой-Забайкалом. Я считаю, что называть историю нашего края каторжанской так же наивно и неумно, как и помещать всю историю города Санкт-Петербурга только в мрачные казематы его Петропавловской крепости.

 Если бы не было на нашей земле учреждений каторжного ведомства, разве поменялось бы что-либо принципиально? Для ответа можно просто посмотреть в сторону Селенгинской Даурии - современной Республики Бурятии».

Совершенно справедливо поступили составители сборника, отведя во втором его разделе место для работ юных исследователей из Агинской окружной гимназии, так как этим прослеживается связь поколений. Человек, познавший вкус краеведческих исследований и навыки такой работы в юности, с достоинством может пронести это увлечение через всю свою жизнь, где бы он потом ни трудился и чем бы профессионально ни занимался. Главное – вовремя увидеть стремление ребят к познанию своего края и умело их поддержать. Выбранные для размещения в сборнике пять работ подготовлены под руководством научных руководителей для Всероссийской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее» в Москве в 2012 году. Все они содержат чисто краеведческую направленность, хотя отличаются друг от друга предметами краеведческих исследований, основываясь на науках этнографии, лингвистики, истории, буддистской философии. Что-то в выводах юных исследователей выглядит наивно, но они находятся на правильном пути, и именно так в своих работах поступали краеведы прошлого. Мало того, юные исследователи поднимают оригинальные краеведческие темы, которые достойны для дальнейших многолетних разработок. Взять хотя бы тему о посмертной метке на теле человека или о развитии забайкальско-маньчжурского примитивного языка.

В приложениях дана история краеведческой деятельности агинчан. Ранее она проходила в рамках Русского Географического общества. Этому посвящаются обобщающие работы Б.Ц. Батомункина «Хронологическая таблица участия агинских бурят в деятельности Русского Географического общества» и В.Г. Стрельникова «Из истории Агинского отдела Забайкальского филиала Русского Географического общества». Сегодняшнее краеведение развивается не на пустом месте, и знать о делах своих предшественников наша прямая обязанность. И справедливо поступил руководитель Агинского общественного Клуба краеведов «Алтан жаса» Б.Ц. Батомункин, перекинув мостик от прошлого к настоящему, дав «Список действительных членов Агинского отдела Забайкальского отделения  Географического общества СССР, внесших заметный вклад в дело краеведения округа» и «Краткий обзор о деятельности общественного Клуба краеведов «Алтан жаса». А если есть преемственность, значит, будут и новые дела.

И последнее, чем бы хотелось завершить своё предисловие к настоящему «Вестнику Агинских краеведов». Впервые я увидел силу этих людей в стремлении познания прошлого своей земли, посетив в апреле 2009 года заседание членов общественного Клуба краеведов «Алтан жаса».

Так завязалась творческие связи между Агинскими краеведами и Забайкальской региональной организацией Российского общества историков-архивистов и Читинского Клуба краеведов, который ведёт свою историю с 1987 года. Об этом я рассказал на страницах «Архивного вестника Забайкальского края» № 2 (17) за 2011 год в материале под названием «Впечатления от поездки в Агинское». Впоследствии читинские краеведы старались оказывать помощь своим собратьям из Аги. В 2010 году была оказана помощь члену Клуба краеведов «Алтан жаса» Владимиру Цыдендоржиевичу Цыцыкову в издании книги «Угай бэшэг – генеалогическая таблица Балданова Цыцыка Бадмаевича из рода Улаалзай Хубдууд». В том же году по инициативе краеведа Цыдендоржи Норбоевича Жамсаранова была оказана помощь в подготовке и издании книги исследователя из Читы Раисы Петровны Бородиной «Базар Барадин – великий сын бурятского народа», а в 2011 году – очередной книги-сборника «На страже правопорядка» об истории и сегодняшнем дне Могойтуйской районной милиции. Презентации последних книг проходили при большом стечении народа в Домах культуры села Ага-Хангила и посёлка Могойтуй. В виде пятого приложения к настоящему «Вестнику Агинских краеведов» я возьму на себя смелость разместить отчёт с одной их этих презентаций под названием «Праздник в Ага-Хангиле». Дружба агинских и читинских краеведов будет развиваться и дальше, о чём свидетельствует выход в свет настоящего издания.    
 


Рецензии