К истории создания романа княж-погост
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНА «КНЯЖ-ПОГОСТ»
(Текст выступления А.Г.Апостолова во время презентации романа «Княж-Погост» в Магазине Музыки «Дворец Культуры» 17 ноября 2013 года)
Сегодня на этой презентации романа «Княж-Погост я хочу выразить глубокую благодарность и признательность всем своим родным и близким, друзьям по жизни и творчеству, мировоззрению и житейскому опыту. Пользуясь этим случаем, приношу дань светлой памяти тех, кто ушёл от нас в Вечность и кто каждый в своей мере способствовал написанию этого романа.
Сегодня я вспоминаю добрым словом своего отца Апостолова Геннадия Ивановича. Вспоминаю с благодарностью своего друга, известного российского культуролога и лингвиста Мамонтова Степана Петровича. Вспоминаю своего наставника, выдающегося философа и социолога Зиновьева Александра Александровича. Именно они, три ветерана Великой войны, ещё при жизни вдохновили меня на это мучительное занятие. С глубоким почтением вспоминаю профессора МГПИ им. Ленина Гербера Павла Михайловича, ставшего одним из главных героев романа «Княж-Погост». С глубокой признательностью вспоминаю своих первых критиков и вдумчивых читателей – историка Русской Катакомбной православной церкви Алексея Глебовича Смирнова, писателя-историософа Макара Михайловича Бим-Бада.
Если бы не они, то не было бы романа «Княж-Погост».
Особую благодарность и признательность выражаю всем собравшимся здесь, и тем, кто по причинам временного недомогания не смог явиться сюда. От всей души благодарю своих родных и близких - супругу свою Татьяну Фёдоровну Апостолову, родного брата Александра Геннадьевича Апостолова, родных племянников Игоря и Кирилла Апостоловых за материальную и моральную поддержку. Особо благодарю за неоценимую помощь в издании романа замечательного писателя-психолога, редактора и издателя Юрия Кукулиева-Стрельцова, руководителя Учебного Центра «Перспектива» Вадима Юрьевича Виноградова.
Выражаю благодарность выдающемуся поэту-историософу и просветителю Михаилу Фридману и доценту РУДН, историку Людмиле Ивановне Егоровой за моральную, информационную и материальную поддержку.
Благодарю за «интеллектуальные пиры» академика РАО, историка-педагога Бориса Михайловича Бим-Бада и философа Анатолия Львовича Куракина.
Благодарю за бесценные свидельства и живую историю автора книги «Дети ГУЛАГА» Галину Алексеевну Дениско и многих своих друзей-писателей, носителей русской культуры и русской идеи.
Если бы не вы, дорогие мои, но и не было романа «Княж-Погост».
У каждого художественного произведения есть своя история создания. Толчком к написанию художником значительного романа или поэмы обычно являются крупные исторические события национального, государственного и общемирового масштаба – социально-общественные и природные катаклизмы, войны, голодоморы, резкие ломки общественного устройства, реформы, наводнения, тотальные засухи и землетрясения.
Известно, что история человечества трагична, и она, как в своё время сказал Н.М. Карамзин, «не терпит оптимизма», а российская и советская история тем паче, ибо слишком велики были жертвы славянских народов, проживавших на территории огромной страны, слишком было мало побед во благо русского народа-победителя.
Каждая эпоха порождала своих летописцев и мастеров Слова, честных и неравнодушных свидетелей своего времени, и в каждой эпохе обязательно находились те, кто занимался «лакировкой» действительности в угоду власти.
Соответственно, если бы не было эпохальных трагедий, не было бы и великих произведений, являющихся образными отражениями национальных потрясений. Буду краток и беспощаден к себе и к своему времени, которое меня, как и многих моих современников, обмануло своими иллюзиями и оптимистическими ожиданиями.
И если бы не было великой Смуты 90-х годов ХХ века и этих разрушительных реформ «нулевых годов» века нынешнего, то не было бы и романа «Княж-Погост».
В русской и советской истории было много трагического и несправедливого, но такого, предательского и фарисейского как сегодня не было никогда. Никогда не было в ней такого гнилого и безнравственного общества и такой продажной и беспринципной власти. На фоне сегодняшних безобразий и гнусностей, всеобщего предательства и измены национальным интересам те «грубые нарушения социалистической законности» эпохи «волюнтаризма и застоя» выглядят детскими шалостями.
Будет бессмысленным, малодушным и подлым делом оспаривать неоспоримый постулат: если есть власть, то должна быть и ответственность у власти и у каждого человека во власти на любой её ступеньке. Иначе в обществе всё чаще будут происходить поражения любви и добра, всё больше будет в мире побед зла.
И если бы не было того мучительно жгучего стыда за себя, за своих граждан, за деградирующую властную элиту, для которой доллар стал выше Бога и священного отчизнолюбия, то не было бы и романа «Княж-Погост».
Однако хочу заверить своих читателей: и расплата нынешних предателей будет соответствующей. Никто не избежит кармического закона Воздаяния: ни счастливчики «золотого миллиарда», ни избранные властелины мира из «бриллиантового» и даже «платинового» миллиона. Известно давно, что все они, даже финансовые хозяева Жизни и их властительные лакеи, обуянные манией мирового господства, находятся, как и их жертвы, в жёстком кармическом треугольнике между Гордыней, Смирением и Проклятием, за пределы которого никому не дано вырваться.
Мой роман – это не только «хроника Красной Ямы», и не только свидетельство о нравственном загнивании «эпохи застоя», это роман о трагическом крушении Легенды о «настоящем» человеке, роман об истоках третьей великой Смуты в России на грани двух веков и двух тысячелетий.
И если мне удалось в романе раскрыть глаза близким мне по духу людям на гнусную нашу эпоху, то это только потому, что всю свою сознательную жизни я стойко всматривался в эти мерзости позорной эпохи. И если не утратил я сострадательную любовь к людям, не разочаровался окончательно в Легенде о совершенном, божественном Человеке, то это только потому, что я тщательно и с болью в сердце всматривался в эти мерзости. И если рассказал я людям в своём романе об истоках этого краха русской цивилизации, если сказал всем, что так больше жить нельзя, то это только потому, что не перестал я всматриваться во все эти мерзости.
В романе «Княж-Погост» я попытался запечатлеть эти мерзости в назидание нашему несчастному и ограбленному потомству, ибо моё высокое предназначение, как писателя – быть честным и неравнодушных свидетелем своей эпохи, а не её продажным бахарем и бардом. Этот мой роман – полная противоположность почти всей советской прозе, которая своими надуманными «высокими идеалами» обманула три поколения советских людей, как наивных, доверчивых детей. Роман «Княж-Погост» читать мучительно больно, не всякая психика может это выдержать, но мне было важно через эту страшную, «нехорошую прозу» достучаться до чёрствых сердец своих современников. Отсюда и эти все мои нетрадиционные приёмы литературного повествования, которые до сих пор продолжают шокировать постсоветского русского читателя.
Если бы не вы, дорогие мои друзья-читатели, вдохновители, мои наставники и помощники, то и не было бы этой презентации, не стоял бы сейчас на книжной полке этого замечательного Магазина Музыки полный вариант моего романа «Княж-Погост». Теперь его можно взять в руки, перелистать и приобрести в личное пользование. Низкий поклон Вам, мои родные!
Анатолий Апостолов
17 ноября 2013 года
Свидетельство о публикации №213112700450