Чрезмерная борьба с коррупцией...

     Чрезмерная борьба с коррупцией может нанести государству изрядный вред, если не знать нескольких весьма неприятных вещей.
     Во-первых, коррупция существует по закону сообщающихся сосудов: она всюду находится примерно на одном уровне. А поскольку мир нынче глобален, то отсутствие коррупции в отдельных странах – это просто бессовестный миф, созданный в интересах информационных войн. Дело в том, коррупция имеет разные формы. И если на одни формы коррупции обращать с помощью подкупленной прессы пристальное вниманье мирового сообщества, а другие – величаво игнорировать, то в этом случае создаётся полная видимость отсутствия коррупции в одних странах, в полное погруженье в чиновную продажность и бесчестие – в других.
     На Сицилии мафия всегда убивала людей охотно и бессовестно, но вот квартирных краж там, действительно, не было. Но ещё неизвестно, что лучше. А вот то обстоятельство, что американский доллар эмитирует свора частных баков – это ли не следствие величайшего уровня коррупции, вполне совместимого, скажем, с нигерийским уровнем?
     Во-вторых, с коррупцией нужно бороться без излишних иллюзий о возможности её полного искорененья, и бороться только для того, чтобы успокоить народ, который всегда жаждет справедливости. Чем чаще и ярче народ впечатляют суровыми и реальными карами для высокопоставленных мздоимцев, тем государство устойчивей. Обвинения в избирательности правосудия нужно решительно отметать. Тут кому как повезёт. Если вы начали играть в «русскую рулетку» с кручением револьверного барабана с одним патроном, то глупо сетовать на то, что пуля когда-нибудь достанется именно вам. Но если показательная борьба с коррупций вдруг на какое-то время приведёт к реальному снижению уровня чиновной продажности, ну, что ж: надо искренне благодарить Бога за этот приятный, но всё-таки побочный эффект.   
     И, в-третьих, кто всё-таки виноват в первом грехопадении человека: лукавый Змей-искуситель или по-детски наивная и непорочная Ева? Сдаётся мне, что виноват именно Змей. Так и в реальной коррупции. Сначала чиновника усердно искушают ушлые взяткодатели, и только потом он начинает требовать взятки сам. Конечно, взяткодатели очень любят прикидываться неповинными жертвами, но если в какой-либо жизненно важной государственной сфере насущно необходимо навести реальный, а не показушный порядок, то начинать следует именно со стаи взяткодателей…
     В государственных делах чрезвычайно опасны именно иллюзии, особенно, если они по какой-то странной и нелепой причине вдруг окажутся до глупости благородными.      

 


Рецензии