Декабристы и память о них в Забайкалье

В 1825 году в столице Российской империи Санкт-Петербурге произошло первое организованное выступление против существовавшего строя. Участников восстания на Сенатской площади в декабре 1925 года, а также потом последовавшего восстания Черниговского полка на Украине и примкнувших к ним по политическим взглядам членов тайных обществ, назвали декабристами. Они выступали против крепостного права – «рабства, утвержденного законом», за прогрессивное переустройство общества. 

В российской истории декабристы – это целая эпоха. Но в разные отрезки времени к ним относились по-разному. Было время, когда память о них замалчивалась, а было – когда возносилась; кто-то считал их преступниками, кто-то – героями. И всегда над ними висела идеологическая оценка их действий. Неоднозначное к декабристам отношение и в настоящее время. В Москве длительное время был закрыт существовавший музей декабристов на улице Карла Маркса (Старая Басманная).

Но Россия – это не только то, что находится с западной стороны Уральского хребта. Здесь, в Сибири, где они находились на каторге и поселении, отношение к декабристам совершенно иное. Это подметили в октябре 2006 года и потомки декабристов, проехавшие специальным десантом по декабристским местам. Для них оказалось открытием, что в Сибири декабристы свои. Тут их знают, любят и ценят поныне. Это там – в Европе, по утверждению В.И. Ленина, они были далеки от народа, здесь – они были с народом. Тут их ценили не за революционерство, а - за просветительство. На этот счёт в «Энциклопедии Забайкалья» сказано: «Пребывание декабристов – представителей наиболее просвещенных людей эпохи – способствовало развитию края. Они внесли большой вклад в его изучение, в просвещение, здравоохранение и другие сферы жизни». И сибиряки этого не забыли. Здесь свято чтят память о них, устанавливают памятные доски и знаки, берегут их могилы. В канун 150-летия со дня восстания декабристов в их честь открылись мемориальные музеи в Ялуторовске, Новоселенгинске, Кургане, Иркутске, Петровск-Забайкальском, Чите...

  Где-то это организовано лучше, где-то попроще, но Чита в этом плане выглядит в выигрышном положении. Именно здесь после восстания одновременно находилось наиболее максимальное количество их участников. Чита гордится многими своими достопримечательностями, но главная из них – церковь Декабристов. Нигде в России культовые сооружения не носят их имя. А у нас - это есть! Здесь 4 апреля 1828 года венчались Иван Анненков и Полина Гебль (об этом прекрасно рассказано в фильме «Звезда пленительного счастья»), а в 1839 году – Дмитрий Завалишин и Аполлинария Смольянинова. Возле ее алтарной стены нашли упокоение дочь Сергея Григорьевича и Марии Николаевны Волконских младенец Софья и упомянутая уже Аполлинария Семеновна Завалишина. В Чите это единственное сохранившееся сооружение, связанное с пребыванием в нем декабристов. А по сложившейся традиции создания декабристских музеев их размещали только в мемориальных зданиях. В девяностые годы было много споров, даже приезжала специальная комиссия из Москвы, возвращать это здание или не возвращать в лоно церкви (изначально церковь Декабристов называлась Михайло-Архангельской). Решили, что больше пользы будет, если здесь останется музей. Хотя, впрочем, к этому вопросу можно еще вернуться, но только при условии, если ему будут созданы подобающие условия для его жизнедеятельности. Музей должен быть!

Был создан проект мемориальной памятной зоны вокруг церкви Декабристов. Он демонстрировался в Чите во время работы общесоюзной научной конференции «Декабристы и Сибирь» (1975 год). К сожалению, проект так и остался проектом. Воплотить его в жизнь не дала осуществленная в 1960-х годах жилая застройка этой территории. При создании фильма «Звезда пленительного счастья» рядом стоящие дома помешали съемкам, и артисты повторили здешние события 1828 года в стенах другой церкви, похожей на эту, подобранную на территории Иркутской области. Но с того времени здесь более не предпринимались попытки нового строительства. Частью этой территории является примыкающая к зданию церкви небольшая улочка Декабристов, связанная с местопребыванием здесь декабристов. Рядом по ул. Селенгинской находится Ингодинская районная библиотека № 2 имени Нарышкиных. Отрадно, что в стенах этого дома сохраняется память Михаила Михайловича и Елизаветы Петровны Нарышкиных. Правда, стены данного дома не согреты дыханием декабристов. Еще Е.Д. Петряев указывал на то, что по плану П.И. Фаленберга дом Е.П. Нарышкиной стоял в другом месте, а  именно – восточнее церкви Декабристов. Это же строение, говоря музейным языком, – новодел, возведенное в 1964 году. Но то, что хоть так сохраняется память о пребывании здесь декабристов, уже не плохо. Еще одна часть выделенной зоны декабристов – Банное озеро. То, что мы видим сейчас, декабристы видели по-другому. В те годы это была старица реки Читинки с чистой проточной водой. Прокладка по древней части города железной дороги перекрыла сюда доступ речной воды, и водная гладь зацвела…

Ничего от былых строений той поры, за исключением здания церкви Декабристов, в городе не осталось. Но как выглядела тогда Чита, благодаря рисункам декабриста Николая Александровича Бестужева, мы можем представить. А еще сохранился масштабный топографический план Читы, выполненный в 1829-1830 годах стараниями декабриста Петра Ивановича Фаленберга. Сегодня он растиражирован, и по нему каждый желающий может с точностью до метра «посадить» на современную планировку города былые строения, связанные с пребыванием здесь известных людей.

Наиболее известным из них мог бы быть дом горного начальника Читинского острога С.И. Смольянинова, расположенный рядом со старой почтовой конторой (их впоследствии приобрел возвратившийся сюда в 1839 году на поселение декабрист Дмитрий Иринархович Завалишин, объединив их в одну усадьбу, и на их месте в 1843 году построив собственный дом). Именно на чердаке этого дома живший здесь в 1880-х годах народоволец Иван Осипович Союзов обнаружил его бумаги, которые сейчас хранятся в Читинском краевом краеведческом музее. Сам же дом при прокладке железной дороги в 1890 году разобрали и перенесли в нагорную часть города. Там он получил адрес: ул. Николаевская (ныне – им. Горького), 47. В 1961 году при реконструкции улицы он был снесен.

Но главным сооружением тех лет в Чите был каземат, где декабристы содержались. Так сложилось, что место, где он когда-то находился, сейчас свободно от позднейшей застройки. Согласно плану П.И. Фаленберга в его ограде размещалось 18 строений, и самое большое из них находилось как раз под асфальтом проезжей части Селенгинской улицы при въезде на нее со стороны улицы имени Столярова. Осенью 2009 года читинскими археологами были вскрыты остатки оставшегося в земле основания (длиной до 30 метров) частокола северной стороны бывшего острога. Основываясь на это, теперь можно вычертить на поверхности земли контуры бывшего каземата и открыть всему миру их остатки. Острог находился на месте проезжей части современной Селенгинской улицы и чуть южнее ее, там сейчас пустырь и конечная остановка городской маршрутки № 7. Настоящий объект по своей исторической значимости сравним с признанными во всем мире аналогичными памятниками, как Бастилия во Франции или Петропавловские казематы в Санкт-Петербурге. Только там этой историей дорожат, у нас же ее в прямом смысле слова топчут ногами. Надо или не надо производить здесь раскопки? Вопрос даже не в этом. Безусловно, надо! Где гарантия того, что в земле мы не найдем какое-то послание декабристов своим потомкам!? Труднее решить другое: как использовать найденное? Можно ли это будет музеефицировать? Или поступить так, как поступили археологи прошлого со вскрытыми остатками скифского Неаполя на территории современного города Керчь, зафиксировав его историю только на бумаге? Тут нужна научная дискуссия и не только местных историков, а всех декабристоведов страны. И воля - в доведении начатого до конца!

В последнее время в городе много разговоров о реконструкции еще одного объекта, связанного с именем декабристов. Речь идет о площади Декабристов. Родилась она в 1956 году, после того как в стране отметили 130 лет со дня восстания декабристов. Тогда в ее центре установили «камень-вексель» с высеченным на нем обещанием построить памятник. В 1967 году, после возведения на ее северной стороне здания библиотеки имени А.С. Пушкина, началось строительство мемориальной зоны в честь декабристов. Именно тогда на площади появились диагональные аллеи, возник «треугольник» для посадки цветов и низких кустарников.

Предполагалось создать торжественное и вместе с тем «лирическое» место, которое бы стало любимым местом отдыха горожан. Но строительство самой зоны декабристов, где можно было бы прочесть слова «Декабристам от благодарных забайкальцев» было приостановлено. Об этом еще многие годы напоминал не потревоженный «камень-вексель», а потом он неожиданно пропал…  И сегодня, когда вновь вернулись к вопросу о благоустройстве площади, авторы идеи в первую очередь почему-то заговорили о подземных автостоянках для автомобилей и также подземной торговой зоне, как будто здесь не было того камня с обещанием. Главным же здесь по-прежнему остается ПАМЯТЬ о декабристах!

И все же читинцы стараются не забывать о своих предшественниках. В 2004 году бывшая Набережная улица в Ингодинском районе решением областной Думы получила имя декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина. А чуть раньше на одной из колонн площади В.И. Ленина был размещен его барельеф. Его имя должен знать каждый читинский школьник. После отбытия каторги он выбрал местом своего поселения Читу, где проживал с 1839 по 1863 год. Это был очень активный человек, а потому не всем и всегда удобный. Но в том, что Чита стала городом, есть и его доля заслуги. И в том, что центральная часть города имеет прямолинейную сетку размещения улиц. И в том, что наименования этим улицам давались по своеобразной системе: параллельным Читинке улицам присваивались речные имена Сибири и Дальнего Востока, а перпендикулярным – стоящим на них городам (подобной системы наименования улиц не существовало и не существует поныне ни в одном городе нашей великой страны!).

Не так давно в Читинском следственном изоляторе находился современный «сиделец» Ходорковский. Его сторонники попытались выступить с предложением о наименовании одной из городских улиц в его честь, обосновывая свое решение фразой, что «благодаря ему мировая общественность узнала о Чите». Но о Чите мировая общественность узнала по другим «сидельцам» - находившимся здесь в 1827-1830 годы - декабристам. И это действительно так. К примеру, в мае 1772 года, то есть где-то за полвека до их направления в Читу, знаменитый российский ученый-путешественник Петр Симон Паллас, проходя мимо озера Кенон и ночуя в деревне Засопка, даже не зашел в Читу, - настолько в то время это было незаметное селение. Но с прибытием сюда декабристов именно в Читу А.С. Пушкин направил свое послание «В Сибирь». Именно отсюда Александр Одоевский возвестил на весь мир: «Из искры возродится пламя…».

В 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, при установлении на улице в его честь мемориальной доски авторы проекта хотели запечатлеть на ней адресованные именно в наши края его слова-обращение:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье!

Но это были тяжелые девяностые годы, и местные городские руководители испугались этих великих строк, отнеся их не к давно прошедшему времени, а к современной действительности…

Декабристов нужно не бояться, а гордиться нашей принадлежностью к ним, уважать их и достойно хранить о них память!


Рецензии