Впечатления от поездки в Агинское

2 апреля 2009 года уже вечером ко мне позвонил известный в Забайкалье военный журналист Тимур Пурбуевич Ламбаев и предложил назавтра поехать с ним в поселок Агинское на заседание местного Клуба краеведов. Раздумывал я минут двадцать, а потом согласился. Со слов Тимура назавтра, то есть в пятницу, в Агинском окружном музее  в 18-00 состоится сбор краеведов, и меня там ждут.

Выехали мы в 12 часов дня. Нашим водителем был читинский архитектор Мунко-Жаргал Рабданович Дылгыржапов. Ранее его я не знал. Познакомились. Родился он в селе Узон Дульдургинского района. После службы на Тихоокеанском флоте, учился на архитектурном факультете Московского института инженеров землеустройства. А потом всю жизнь трудился, в основном, по должности главного архитектора в проектных организациях

«Востсибгипросельхозстроя», «Читаагропромпроект», «Читагражданстрой», «Читагорпроект». В девяностые годы получил лицензию на право самостоятельной архитектурной деятельности. По его проектам построены жилые дома по ул. Балябина и ул. Бутина, здание Читинского института БГУЭП, детский эстетический центр в пос. Шерловая Гора, краеведческий музей в пос. Агинской, комплекс буддийского дацана в Чите. Награжден медалью Союза архитекторов России «За преданность содружеству зодчих» (2003).

Дорога в Агинское прошла под хорошими впечатлениями. Было солнечно. Весеннее солнце освобождало землю от снега. На границе с Агинским округом мы остановились в кафе «Кедр», где отведали прекрасные большие и сочные позы, сфотографировались у знака «Агинский Бурятский автономный округ», где слово «автономный» теперь ушло в историю. Этот знак был сооружен также по проекту нашего сегодняшнего водителя М.-Ж. Р. Дылгыржапова. Кое-где, с северной стороны еще лежал снег, но на открытых местах его не было. Однако на Аргалейском хребте, и на северных, и на южных склонах, все было бело от снега, причем его было так много, что в одном месте, у чабанской стоянки, сугробы его вырастали до высоты забора. С той стороны хребта вновь стало ехать веселей. На подъезде к Агинскому, который теперь имеет статус поселка городского типа, студенты в целлофановые мешки собирали придорожный мусор, а в самом поселке жители убирались на проезжих улицах и газонах.

К музею мы подъехали без пятнадцати минут три часа. Вышли из машины и намеревались заходить в музей, но в это время к нам подошел поджидавший нас Батор Пунсукович Чимитдоржин, которого нам представил Т.П. Ламбаев как заместителя руководителя Агинского клуба краеведов. Он  предложил нам пересесть в его автомашину и повез нас по той же дороге из Агинского, по которой мы только что приехали. По дороге он немного рассказал про себя. Сейчас он руководит районным отделом службы занятости, а до того возглавлял компанию ООО «Бутэг», которая занималась и общестроительными работами, и туристическим бизнесом, и операциями с недвижимым имуществом.

Возле отворота на Челутай, он свернул вправо и по еле заметной степной колее повез нас на вершину ближайшей сопочки, вершину которой украшал большой белый субарган. Когда мы ехали из Читы, то не увидели его, так как от трассы он закрывался небольшим увалом, и лишь по мере проезда развилки с Челутаем начинала вырастать его маковка. Если же ехать с Агинского, то он обозревается в достаточной степени. 

Несмотря на то, что было немного прохладно, и по верху сопочки гулял ветер, мы провели здесь полтора часа. То, что я увидел тут и узнал из рассказа моих товарищей, было просто замечательно. Благодаря подвижничеству инициативной группы членов Агинского Клуба краеведов в 2008 году здесь был сооружен комплекс субарги «Юндэн шодон» восьми Агинских бурятских родов. Он состоял из восьми именных коновязных столбов, символизирующих каждый из восьми родов хори-бурят, закрепившихся в Агинских степях после указа Петра I 1703 года. На каждом столбе значилось имя легендарного предка, от которых пошло нынешнее поколение современных агинских бурят - галзууд, хуасай, хубдууд, шарайд, харгана, бодонгууд, сагаангууд и хальбан.

В центре находился сам субарги, в котором горит постоянно поддерживающийся огонь, пара лебедей, символизирующих семейную крепость, буддийской цветное знамя, жертвенник. Внутри самого субарги размещен памятный текст об истории возникновения данного сооружения. Я его приведу полностью, так как он достоин того, чтобы стать достоянием всеобщей гласности.

«Комплекс субарги «Юндэн шодон» восьми Агинских бурятских родов

16 февраля 2008 года была опубликована инициатива жителей села Челутай Агинского района о строительстве субарги восьми родов Агинских бурят.
27 февраля 2009 года проведено первое заседание организационного комитета по строительству ступы.

По рекомендации Агинского дацана на горе Баян-сагаан было решено возвести ступу «Юндэн шодон», символизирующую дружбу, благополучие, сплоченность и процветание народов Забайкалья.

1 мая 2008 года произведен ритуал «Бумба нюаха».

29 мая 2008 года начато строительство субарги.

9 июля 2998 года произведена закладка «субаргын шун».

14 июля 2008 года завершены общестроительные работы.

16 августа 2008 года произведен рамнай комплекса субарги XXIV пандидо хамба ламой Дамба Аюшевым.

Приняли активное участие в возведении субарги:

Жамсуев Баир Баясхаланович – помощник руководителя  Администрации президента РФ,
Гениатулин Равиль Фаритович – губернатор Забайкальского края,
Аюшиев Болот Ванданович – зам. губернатора Читинской области,
Жигмитжапов Жаргал Сунгрупович – зам. председателя правительства Забайкальского края, руководитель администрации Агинского Бурятского округа,
Дондукбаев Цырен Лопсандашиевич – дид хамбо лама по Забайкальскому краю,
Цыбиков Бадма Дашигалсанович – шээрэтэ лама Агинского дацана,
Цыцыков Владимир Цыдендоржиевич – руководитель инициативной группы,
Цэдашиев Владимир Цэдашиевич – глава администрации муниципального района «Агинский район».

Организационный комитет:

Соктоев Цыренжаб Сокшигбоевич – председатель,
Жапов Станислав Жапович – зам. председателя,
Чимитдоржин Батор Пунцукович,
Бадараев Баир Бальчиндоржиевич,
Мункуев Дамдинжаб Чимитович,
Николаев Дугаржаб Сангадиевич,
Бадмаев Мунхэ-Жаргал Цыденжапович – лама Агинского дацана,
Оротов Цыдендамба Мижитович – прораб строительства,
Гончикжапов Дашинима Баясхаланович,
Батомункин Базаржаб Цыбендоржиевич,
Цырендашиева Светлана Шойжиловна,
Балдоржиев Доржи Бадмаевич – архитектор, руководитель проекта,
Гамбожапов Бадмацырен Жугдурович – художественный оформитель.

Оказали всемерную спонсорскую помощь:

Администрация и жители села Челутай – Жалсапов Болот Хандажапович,
Администрация ГП «Агинское» - Дондоков Ананда Цыдыпович,
ООО «Предприятие художественных народных промыслов «Резной дом» Дашиянжипов Дондок Будуевич,
ИП Ишенин Константин Константинович,
АО «Моспрострой», г. Москва,
ООО «ИКАТплюс» - Очиров Бато Ламуевич,
ОАО «Темп» - Иринчинов Олег Натарович,
ООО «Лотос», г. Улан-Удэ – Цыжипов Цыденжаб Анандаевич.

Всего приняло участие - 292 организаций и учреждения, 17987 человек, проживающих в Агинском Бурятском округе, городах Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Чита, с. Новая Заря Борзинского района, Забайкальском районе.
Внесли свою лепту в сборе субаргын шун 157 человек».


Со временем комплекс субарги «Юндэн шодон» сам станет неотъемлемой частью истории бурятского народа.

До начала заседания Агинского клуба краеведов оставалось еще время, и, вернувшись в поселок Агинское, мы посетили Агинский филиал государственного архива Забайкальского края, что разместился по ул. Комсомольская, 9. Встретил нас директор филиала государственного архива Цырен Цыренжапович Соктоев. С большой любовью он показал нам помещения этого учреждения, которые были укомплектованы по последнему слову техники новейшим финским технологическим оборудованием. Я попросил открыть на выбор какой-нибудь из металлических шкафов, чтобы посмотреть, что за дела здесь хранятся. В ровненьких картонных коробках стояли дела о колхозном строительстве в Агинском округе. «Знакомится ли кто с этими делами в целях изучения истории хозяйственной деятельности колхозов?». С ответом на этот вопрос Цырен Цыренжапович немного замешкался. Да и сам я знал, что про колхозы Агинского округа в «Энциклопедии Забайкалья» не имелось ни одной статьи. Тогда я попросил показать читальный зал, об оборудовании которого он также с восторгом отзывался. Действительно, в читальном зале архива было уютно и тихо, мебель красивая, только стулья стояли кверху ножками на столах, - в нем никто не занимался. В то же время я знал, что это не вина работников архива, а отсутствие интереса исследователей к изучению истории недавнего советского времени. Со своей стороны работники Агинского филиала государственного архива Забайкальского края производили электронную обработку описей имевшихся фондов, чтобы сделать доступнее хранящуюся здесь информацию для исследователей. По окончанию чудной экскурсии, я подарил Ц.Ц. Соктоеву свою книгу «Крестьянские восстания в Забайкалье (коней двадцатых – начало тридцатых годов двадцатого столетия)» - в ней тоже есть сведения об Агинской истории периода тридцатых годов.

Потом мы прошли в помещение Агинского окружного краеведческого музея. В этом здании, которое спроектировал находившийся рядом со мной Мунко-Жаргал Рабданович Дылгыржапов, я еще никогда не бывал. Я знал лишь старый музей, что стоял на этом месте в бывшем Разгильдеевском доме, и которым тридцать лет руководил мой хороший знакомый, краевед старшего поколения Жигжитжаб Доржиевич Доржиев (1917-2000). 

Здесь нас встретил председатель общественного Клуба краеведов «Алтан жаса» Базаржаб Цыбендоржиевич Батомункин. До недавнего времени он являлся руководителем управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Агинскому Бурятскому автономному округу и имел звание государственного советника Российской Федерации 3 класса, что соответствовало генеральскому чину. Сейчас вышел в отставку и занялся краеведением, организовав в Агинском общественный Клуб краеведов «Алтан жаса». Действует данное объединение недавно, но оно уже имеет заметные результаты. Главным из них оказалось деятельное участие в подготовке к сооружению субарги «Юндэн шодон». Другой темой для изучения стал факт встречи в 1891 году агинскими бурятами наследника Русского престола будущего российского императора Николая II. Сейчас изображение известной фотографии данной встречи является одним из центральных в экспозиции краеведческого музея. А за спиной цесаревича стоит один из предков Б.Ц. Батомункина главный тайша Жалсарай Зориктуев. Активисты клуба «Алтан жаса» в те дни, когда я был приглашен на их очередное заседание, готовились еще к нескольким крупным мероприятиям. У хори-бурят было два священных обряда – встреча лебедей и восхваление коня. Первый праздник, посвященный встрече лебедей, участники Клуба провели 19 апреля на озере Ножий, второй – 4 июня в местности Болот хутор на берегу реки Ага на стоянке ага-хангильского табунщика Болота Ринчинова. А целью проводимых мероприятий они ставили возрождение забытых  старшим поколением национальных  праздников и стремились показать молодым, что Агинским бурятам есть, чем гордиться, и что они являются наследниками красивых народных традиций.

Экскурсии как таковой в музее не получилось, но состоялся очень заинтересованный разговор о слиянии древней бурятской истории и культуры с самой природой, что блестяще выполнено в экспозиции музея. Здесь не было привычных для других музеев залов, а представляло как бы единый комплекс в едином пространстве – ковыльные степи, «оленные камни», святые места… И из этого вырастали идеи духовности, государственности, силы бурятского народа. И все это подано на основе всеобъемлющего желтого цвета – символа желтой веры.

Одно из центральных мест здесь занимает изображение «Сансарын хурдэ» – колесо бытия, выполненное в 1925 году бурятским мастером Буда Осоровым. Сансара – это мир, находящийся в движении. И здесь он изобразил в колесе бытия помимо привычных буддийских стран – Индии, Китая, Тибета, Монголии – Россию, образ которой символизирует деревянная изба и сидящая на ее пороге русская женщина с ребенком на руках, фабричная труба с красным флагом и паровоз. Вот оно буддийское веропонимание мира, переплетенное с бытием истории бурятского народа.

А далее – как бы за спиной символизирующей силу государственности репродукцию с фотографии встречи бурятской общественностью Агинских родов наследника русского императора – основа старой бурятской жизни – юрта и белый конь. «О белом коне я могу говорить часами», - сказал Базаржаб Цыбендоржиевич. Он вел нашу небольшую группу по музею…

Но приближалось время к началу заседания, и мы перешли в кабинет директора музея, где уже собрались члены Агинского Клуба краеведов. Было их человек двадцать. Открыл заседание на правах председателя Б.Ц. Батомункин. Я был немного озадачен, когда мне предложили слово первому. Я приветствовал агинских краеведов на их заседании, высказал слова благодарности о тех экскурсиях, которые нам организовали в этот день, и поведал о работе читинских краеведов, плавно перейдя на несколько своих тем по бурятской тематике. Тем более что меня попросили рассказать о повстанческом движении агинских бурят в годы коллективизации…

Находясь среди людей, которых в тот день я видел впервые, я  чувствовал себя так, словно знал их давно. Нас объединяли одни интересы, одно стремление познать свою историю и передать вновь открытое своим землякам. Я был горд, что находился среди своих друзей и единомышленников.

В повестке заседания было десять пунктов. Для меня это было необычно, так как в Чите на своих заседаниях мы рассматривали не более двух вопросов. Тем не менее, все докладчики основательно подготовились, и их сообщения затем активно обсуждались, по некоторым даже принимались решения по дальнейшему раскрытию темы. Сейчас, когда я пишу эти строки, прошло определенное время, но я как сейчас помню зажигательное сообщение Бориса Леонидовича Зубова о двух агинчанинах – полных Георгиевских кавалерах Георгии Кузьмиче  Калгине и Афанасии Ивановиче Мальцеве. Он предлагал возродить  старое название одной из сопочек, примыкавшей к поселку, которая когда-то именовалась Георгиевской. Споры возникли после сообщения Мунко-Бато Нордоповича Нимаева и Мункожаргала Рабдановича Дылгылжаповича, побывавших недавно в Томске, куда когда-то ссылали земляков из агинских степей. Они предложили организовать сбор средств на памятный знак в память тех людей в дальней от Аги стороне. Не отказываясь от сбора средств, некоторые члены Клуба стали высказываться за идею организовать такой знак на Агинской земле. Некоторые сообщения, например, новые сведения Лхамацырен Лэгшедовны Доржиевой о генерал-майоре японской армии Ринчин-Доржо Очирове – на бурятском языке. Перед своим выступлением она извинилась передо мной и попросила все, что она скажет, перевести для меня.

Были и другие сообщения. Время летело быстро. Нужно было покидать гостеприимных агинских коллег, так как солнце шло уже на закат, а впереди еще был дальний путь в Читу. На прощание мы сфотографировались.


Рецензии