Лейтенанты Флота -3
У корабля, на пирсе, стояла скорая помощь и группа офицеров, среди которых был и наш командир бригады малых противолодочных кораблей (МПК). Что-то тревожное прошлось холодом в груди и захлопнуло за собой дверцу где-то в глубине сознания. Я ускорил шаги – почти побежал. В «скорую» санитары помогали подняться моему командиру корабля – капитану 3 ранга Николаеву ( в соседском общении - Федоровичу).
Скороговоркой доложил комбригу о прибытии с отпуска.
- Разрешите к командиру... – и, не дождавшись ответа, бросился к «скорой»...
- Командир что с тобой?
Он попытался улыбнуться и с гримасой боли:
- Позвони Вере... Выйди в море ... А то тут эта комиссия...
К нам подошел комбриг и - Николаеву:
- Так, Володя, хватит... давай в санчасть... – и, кивнув в мою сторону, - он сможет выйти миль на десять?
- Вполне... И даже дальше... Он допущен - и мне, морщась от боли, тихо:
- Выходи за остров. На стопе будешь слушать. Наших лодок здесь нет, это еще наши воды...
(Я и сам знал, что это еще наши ...)
Командир бригады:
- Ты понял: на стопе...
- Есть, на стопе слушать!
- Не подведи!
- Есть!
И он с остальными ушел.
А весь этот разговор почти шепотом означал, что комбриг не совсем был во мне уверен, но деваться было некуда. Поэтому, то, что приказано мне, значило: «Далеко в моря не ходи. Ближе к базе – подальше от греха... А поелику, для обнаружения подводных лодок, МПК оснащен кроме подкильной еще и опускаемой гидроакустической станцией (ГАС), то, застопорив ход (« на стопе») будешь слушать горизонт.»
Все понятно. И овцы целы и волки сыты...
.
Взбежав по трапу и, отдавая честь кормовому флагу, сказал дежурному по кораблю:
- Принял командование...
Он, приложив руку к головному убору, доложил:
- Товарищ командир! Корабль к походу и бою изготовлен!
- Добро! Убрать трап! Отдать швартовы!
Все было понятно. Комиссия Главного Штаба флота, прибывшая внезапно, объявила тревогу – шла очередная проверка готовности. И, как всегда, были проблемы с выходом кораблей по разным причинам. Наш корабль был на ходу, но старпом был в еще отпуске, а командира увезла «скорая»...
Но... и тут я увидел, как по трапу поднимается капитан второго ранга из этой комиссии. Глядя на дежурного, лейтенанта Скоробогатова Феликса, я очень непечатно выразился по поводу этого проверяющего.
- Товарищ капитан второго ранга, командир корабля старший лейтенант Иванов, - представился я ему. - Цель Вашего прибытия на корабль...
- Капитан второго ранга Миловидов, проверяющий Главного Штаба.
Я окинул его взглядом: франтовато укороченная шинель, уже не очень новая, но с новенькими погонами и звездами капитана второго ранга, теплые, на толстой микропоре ботинки ( нам таких не выдают), типа «корочки на микропорочке», шитая на заказ, как у всех нас, фуражка.
- Прошу в рубку... – сказал ему, пропуская его вперед.
- Ведите, ведите - ответил он.
И я понял, что он не знает устройства корабля. Внутренне ухмыльнувшись, я пошел вперед.
Через полчаса хода, за островом, застопорив машины, стали слушать море, опускаемой ГАС под слоем температурного скачка. Все обычно, как всегда... И вдруг доклад :
- Есть контакт с подводной лодкой!
Первая мысль была та, что это высокая комиссия ввела вводную. Я посмотрел на проверяющего.
- Не знаю, не знаю... Действуйте, действуйте, командир... – как-то с ехидцей он.
Ах... так! Мне сказали, что наших лодок не будет...... Так иногда бывает: правая не знает, что делает левая... А у нас радиомолчание. А если это действительно наша ПЛ?
Глядя на проверяющего, я взял микрофон «Каштана»:
- Поднять ГАС! Боевая тревога!
Резко ударили по всему кораблю колокола громкого боя.
Я полагал, что со стороны проверяющего последует команда "Отставить" ... Ибо моя команда означала то, что означала. А он молчал.
-Ладно, - подумал я,- продолжим игру...
Мы шли малым, держа контакт с "подводой", а она уходила курсом в нейтральные. Встречным курсом шел рыболовный траулер МРТ. В бинокль я видел его кепа, это был Володя Паламарчук – мой "земеля" с Украины. Я рванул ручку машинного телеграфа на "Стоп".
И - сигнальщику:
- Поднять: "Мне нужна помощь. Стою. Нет хода относительно воды."
- Есть! Нужна помощь. Нет хода, – ответил старшина и поднял сигнальные флаги.
Схватив радиомегафон (в флотской обыденности – "матюгальник"...), выскочил на мостик. МРТ подошел с правого борта, и я крикнул в мегафон:
- Вовка, привет!
- Привет! Поздравляю! Ты уже командир? Когда обмываем?
- Володя, у нас учения, радиомолчание. Но мы поймали "подводу", может быть чужая ... Я не могу выйти в эфир. Выйди аварийно на своей волне к нашим и доложи, что я имею контакт и атакую... Наших здесь нет. Срочно, Вова!
- Есть! – ответил коротко он.
Потекли минуты напряженного ожидания... Если это не наша – может уйти ... А проверяющий молчал. Связи нет – радиомолчание. А в штабе пока то да сё, пока выяснят, пока доложат оперативному Флота... Уйдет ведь враг.
И я крикнул на МРТ:
- Ребята, мы пока будем ее преследовать... Следуйте за нами параллельным подальше, но в видимости, возможно придется атаковать. Если разрешат атаковать, поднимите "добро".
Мы пошли за лодкой, уменьшая расстояние
- Есть "добро"! – закричал сигнальщик срывающимся голосом.
Значит не наша... А это уже серьезно. Надо решать. Погода ухудшалась.
Дав полный вперед, мы атаковали, но следов положительного результата видно не было. И, вообще, контакта с ней уже не было. Залегла? Повреждена? Ушла? Что дальше делать?
Пока лодка под водой в радиусе нескольких десятков миль и нет патрульного самолёта, обнаружить её практически невозможно поскольку лодка засекает облучение радара и "заныривает".
Послушать на стопе? Опасно. Может нас атаковать и уйти в нейтральные безнаказанно. Нет! Стоять нельзя!
Будем идти противолодочными зигзагами.
Сигнал радиомолчания не отменялся и тут я начал понимать почему. "Молчание – знак согласия". И что мне лейтенанту Флота России делать?
Продолжение: http://www.proza.ru/2013/12/05/1880
Свидетельство о публикации №213112801099
Надеюсь, выдержит с честью.
Богатова Татьяна 30.04.2015 12:32 Заявить о нарушении
Тhank you very much!
Виталий Полищук 30.04.2015 13:50 Заявить о нарушении