Близняшки

У моей подруги в классе были близняшки. Или двойняшки? Я точно не знаю, в чём состоит различие между теми и другими. Девочки были совсем одинаковые, никто их не мог отличить друг от друга.
Мама завязывала им разные бантики - одной чёрные, это была Галка, другой белые, это была Света.
Девочки были очень весёлые, и такие шутницы, палец в рот не клади.
Как-то учительница вызвала к доске Свету. Встаёт девочка с чёрными бантиками.
- Я просила Свету... - говорит учительница.
- Я Света.
- Но у тебя бантики чёрные.
- А мы бантиками поменялись.
   Кто их знает, шутка это или нет?
   Прошло время, девочки уже учились в одном институте со мной. У нас в группе было только два мальчика, остальные девочки. Хорошая группа подобралась, дружная, мы до сих пор собираемся раз в год отметить свой выпуск.
   Девушки - близняшки и в институте были так похожи, что преподаватели просили их одеваться по-разному. Наша куратор была уверена, что Света и Галя поделили между собой предметы, и каждая из них учит только половину дисциплин, значит, и знания они получают в институте не все, а только выборочно.

   После второго курса мы с девочками поехали отдыхать в Анапу. Целый год копили деньги, тогда за 200 рублей можно было месяц отдыхать "дикарём" и вернуться обратно.
   Близняшки поехали с нами. Та же история, даже на пляже их не отличить. А были Галя и Света очень красивыми девушками, молодые люди за ними ухаживали наперебой. В Анапе сёстры купили на голову два "банана", тогда такие ободки носили для волос, один был чёрный, а другой - коричневый. Чёрный, конечно, у Гали. А купальники у них были одинаковыми.
   Девчонки по-прежнему прикалывались над всеми, и на свиданья ходили не поймёшь, как - то ли это Галка пошла, то ли Света, то ли по очереди ходят.
   Так было, пока не появился молоденький лейтенант Серёжа, после окончания Бакинского военно - морского училища он проходил переподготовку в Моршколе. Серёжа нам всем очень понравился, но ухаживать он стал за Светой.
   Галка, похоже, переживала. Попросила Свету разрешить ей сходить за неё на свиданье с Серёжей, та - ни в какую.
   Один раз собрались поехать на автобусную экскурсию. У Галки в последнюю минуту разболелся живот, и она осталась дома.

   Всю дорогу Света переживала, что не догадалась вызвать сестре врача. Вернулись вечером, Галки нет, на столе записка: "Пошла прогуляться, не волнуйтесь, живот прошёл".
А вечером Галя вернулась с Серёжей, он её до дому провожал после танцев в "Ромашке", куда мы все вместе часто ходили по вечерам.
   Мы видели в окно как, прощаясь с Галкой, Серёжа поцеловал её в щёчку. Света смолчала, ничего не стала Гале говорить.
   Осенью гуляли на свадьбе. Галя с Серёжей поженились и уехали на Тихий океан, к месту его распределения.
   В группе осталась одна Света.
   Света окончила институт, стала работать библиографом в Публичке, замуж не выходила, хотя поклонников было много.
   Как-то на вечер встречи приехала Галка, у них с Серёжей как раз отпуск подгадал.
   Невесёлая была Галя в тот раз, с мужем Серёжей отношения стали портиться, он выпивать начал.
Сказала, что думает подать на развод.
   А потом я несколько лет на вечерах встречи не была, а когда пришла, Галка с мужем уже сидели за столом, его перевели служить в Ленинград.
   У Галки были счастливые глаза, Серёжа тоже был очень весел.
- Значит, всё наладилось? - спросила я у Гали.
- Конечно, - весело отвечала она. - Мы с Серёжей очень любим друг друга.
- По-прежнему не работаешь?
- Работаю библиотекарем в Публичке.
- У тебя же диплома нет.
- Меня и так взяли, - весело сказала Галка, - я способная.
- И Света там работает?
- Света ушла. Она сейчас в институте второй факультет заканчивает, там же и работает на кафедре.

   Фотографии посмотрели, к этому времени мы уже почти все были замужем, детки у нас появились. У Галки с Серёжей родились славные мальчишки-близняшки. Порадовались друг за друга.
  А потом как-то случайно встретила Свету в метро, она стала красивая, яркая, замуж вышла, дочку родила.
- Я так за тебя рада, - сказала я.
- Я сама за себя рада, - засмеялась Света. - Приходи в гости, я тебя с мужем познакомлю.
   Хорошая семья получилась у Светы, и дома мне у них очень понравилось. Света много вкусного наготовила, и муж у неё оказался симпатичным и весёлым, как она сама, и дочка у них чудесная, немного помладше наших детей.
- Значит, всё хорошо, - сказала я, когда Света вышла проводить меня до остановки.
- Конечно.
   А на вечер встречи сестры - близняшки с тех пор ходили по очереди, почему-то стали мало общаться друг с другом.
   Недавно хоронили их маму, Елену Анатольевну, я её хорошо знала ещё со студенческих лет. На поминках было много народу. Я пошла за Галей на кухню, чтобы ей помочь. Мальчики у них с Серёжей уже взрослые, не очень похожи друг на друга, так у близнецов бывает, хотя что - то общее у них есть. Оба они выучились на военных хирургов, работают в Военно - медицинской академии.
- Что же Света не пришла на мамины похороны? - спросила я.
- Света умерла два года назад, у неё был рак. Слишком поздно обнаружили, операция только ускорила течение болезни.
- Что ты говоришь? - эта новость меня, как кнутом ударила, не хотелось даже говорить. Среди наших подруг это была первая смерть. - А как её девочка? Как муж?
- Муж почти сразу женился на другой, девочке их уже семнадцать, в этом году в институт поступила.

- Как же это так нескладно получилось? Что же Света вовремя к врачу не пошла?
- Я не знаю. Мы с ней мало виделись, хотя и в одном городе жили.
- Раньше вы были такими дружными. Говорят, что близнецы всегда друг за друга горой.
- Так у нас и было всегда, - сказала Галя, открывая на кухне окно и закуривая. И я вспомнила, что когда мы все в юности пробовали курить, Галя говорила, что она курить никогда не будет потому, что это вредно для здоровья и портит красоту женщины. А Света стала покуривать в те годы, когда была одна. Она замуж лет в тридцать вышла, не раньше.
- Ты теперь куришь?
- Я давно курю.
- Это же вредно для здоровья. Твоя сестра рано начала курить, и вот результат. Говорят, рак часто бывает от курения.
- Света не курила, - сказала Галя, - и меня, когда встречались, уговаривала бросить сигарету и больше никогда не брать.
- Неисповедимы пути Господни, - сказала я, как когда-то говорила моя бабушка. С годами всё чаще вспоминаю её, а также маму и папу, я всех своих давно похоронила... - И не знаешь, от чего люди умирают. Такая страшная эта болезнь, похоже, от неё никто не застрахован.
   Моя мама тоже умерла от рака, и она тоже никогда не курила.
- У Светы было всё сложно, они с мужем не очень хорошо жили. Он у неё и выпивать очень быстро начал, и погуливал, не знаю, для чего она всё это терпела.
- Но ведь и твой Серёжа выпивал поначалу, а теперь у вас всё хорошо. Мало таких удачных браков. Почти все наши подруги успели развестись, и не по одному разу.

- У нас с Серёжей - особый случай, - сказал Галя, не поворачиваясь от окна, она уже курила не первую сигарету. Многовато Галя курит, не хорошо это. - Я его так сильно любила, что, кажется, пошла бы за ним и в огонь, и в воду. Когда он это понял, стал совсем по-другому ко мне относиться. Поначалу-то и с ним бывали разные казусы. Но я бы от него никогда не ушла, что бы между нами не случилось. И мы очень счастливы друг с другом. Знаешь, у кого-то любовь со временем проходит, а у нас она как будто крепче и крепче становится день ото дня.
- А с сестрой вы почему общаться перестали?
- Мы со Светой иногда встречались, обычно на нейтральной территории, в гостях друг у друга практически не бывали.
- Почему?
- Не знаю. Началось это очень давно, я тогда только стала жить с Серёжей. Очень скоро сестру как подменили. Она ведь тоже его любила, только поняла это слишком поздно.
- Какая грустная история, - почему-то мне было жаль их обеих.
   


Рецензии