Антигона. Русский Театр Эстонии. 2013 год, ноябрь

Всё в этом спектакле понарошку. Вроде убегает актриса, и актёры раскланиваются посреди несыгранного, бутафорски падает фонарь, какие-то дурацкие сценки из вроде бы детства главных героев, странный анекдотец с самым известным словом из трёх букв, не к месту реклама многонасыщенного продукта и даже зритель, похоже, совсем понарошку – несколько неполных рядов партера.
Так почему же долго собирался повторно смотреть и не дышал, боясь пропустить хоть слово, хоть движение? Почему долго умывал лицо после первого акта? Почему там внутри что-то жжёт и слова так медленно собираются рассказать переполнившее сердце? Может потому, что это действительно трагедия, а в трагедии, как известно, всё просто? С самого начала надежды нет. Умирают все – кто принял решение, и кто его не принимал, а получилось уже так, как не могло не получиться. Ведь стоит только начать, а уж потом всё идёт само собой. Идёт, как идёт. И ничего невозможно изменить. Раз уж так пошло. Ведь можно было всё по-другому с самого начала, но в том-то и дело, что начало начал рождается совсем не там и не тогда, где принято считать обыкновенно, размышляя разумно.
После первого просмотра, когда это была ещё премьера и в руках артистов после спектакля красовались цветы под гром оваций аншлага, застряла эта мысль, не нашедшая выхода – почему! Почему всё понарошку? Ну, сыграли бы пьесу Софокла, или Ануйя без этих нелепых вставок, и тогда совсем не эпатировали бы публику, привыкшую к стандартным решениям, вроде бы, классического репертуарного театра. Зачем? Только эпатаж, как приманка? Как путь к скандалу, иногда значительно более выгодному для кассовых сборов, чем серенькая реклама?
Нет! Это не так. И начинаешь хоть что-то понимать, когда сидишь один на полупустом ряду и вцепляешься сжатыми руками в пустое кресло перед собой. Когда всё очень просто и звучат ясные слова. Когда не принимаешь эти глупые надписи на заднике сцены, объясняющие что это и откуда. Они для того, чтобы объяснить, или чтобы запутать?
И снова – нет! Господи! Как же это всё просто.

Вы часто включаете телевизор? Вы очень внимательно смотрите на такие всезнающие головы великих сего мира? Вы вникаете в их слова? Вы очень верите бодреньким комментаторам, объясняющим всё и вся? Тем более, когда вам объясняют, что мы, конечно, много лучше всех тех, кто желает нам со стороны только зла? А ещё больше зла нам хотят именно те, кто замаскировался рядом, кто прикидывается друзьями. И как только мы их победим, а победа непременно настанет, тогда уже…
Господи! Ещё одно испытание, может быть самое трудное – отличить правду от лжи.
А один из самых, почти верных спутников лжи – пафос. Уж так получилось, что нахлебались мы его вволю, и веры ему – ноль! И поэтому, если хочешь что-то сказать, чтобы тебя услышали и попробовали разобраться в сказанном, а не отвернулись сходу – надо говорить тихо и без пафоса. А авторам спектакля, вслед за Софоклом и Ануйем, есть что сказать.
Вот об этом-то и есть спектакль. А ещё о том, что если что-то трудное и важное предстоит решить, так уж тут стоит собрать не только всю информацию, и аргументацию, чего всегда и везде обычно вволю, но и спросить кого-то, тихонько притаившегося внутри себя, если этот кто-то там, конечно, есть. Потому что, когда выбор сделан, то уже ничего не поделать, и трагедия пойдёт своим чередом, потихоньку набирая обороты.
Она и идёт на сцене Русского Театра, закручивая сюжет, и именно в те моменты, когда набирает полный ход выброс адреналина, микшируется чем-нибудь совсем несерьёзным, типа слова из трёх букв, чтобы вы совсем не погрузились туда, и не стали сомневаться в истине, а вернулись в этот мир сегодня, чтобы, может быть не сейчас, а много дней потом, задали себе вопрос: А это о чём? Чтобы ответить себе, может быть, и скорее всего, совсем не так, как отвечаю себе я, но ответить. Тем более, что ходим мы в театр не затем, чтобы погоготать - для этого можно спокойно включить ящик, или потусоваться в бесшабашной компании - а для чего-то другого.
И когда после спектакля вы ответите себе на вдруг возникший из ниоткуда вопрос, тогда и вздохнёте свободнее, убедившись, что идёте не совсем корявой дорогой. И тогда спокойно вспомните красивое тело обыкновенной девчонки, совсем не собиравшейся помирать, её огромные, на весь экран, открытые настежь глаза, лицо царя, пытающегося уговорить самого себя, размеренные слова и движения стражников, предостережения Софокла в устах старца. Перед вами пронесутся картины и картинки, музыка и танец, размышления и очень простой смысл. И конечно, смейтесь, девчонки – это не только по сюжету спектакля, но именно для вас страстно  изливаются танцем молодые тела парней. И может быть тогда, когда-нибудь потом, и вы прикрепите к вашему скромному цветочку для выбранного персонажа небольшую записочку: Ты был сегодня молодец, спасибо!


Рецензии
Сегодня получил в частном письме отклик на эту статью, дополняющий и расширяющий её. С удовольствием присоединяю её к статье. По просьбе автора, не указываю его имя.

Сергей Эсте

"Кого выбираем в жизни? Праведника, блюстителя законов человеческих... Это разумом... Но сердце...Сердце не подчиняется законам логики... Любовью проникаешься к заблудшему, грешному... И не потому, что прельщает эта греховность... Нет! Потому что сердце рвется на части, осознавая - часто даже не в полной мере, а часто - просто интуитивно - всю полноту неосознанного ИМ САМИМ горя, беды...
Он-то видит лишь результат... Не его источник...
«Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного»
Сколько попыток записать эти законы!? Сколько попыток - столько и трактовок... Ведь человеку мало просто записать - обязательно нужно дать интерпретацию... Показать на примерах...
А если в самом записывающем не все уж так идеально!?... И понеслось по ухабам, по колдобинам корявое "слово Божье"...
Где же живет память о том самом НЕПИСАННОМ законе!?...
Уж не в сердце ли!?
Не оно ли тот самый проводник в Мире, существующем вне зависимости от сознания - как индивида, так и общечеловеческого?
А как часто мы слышим сердце?
Мы так долго подчиняли себя разуму, уверовали в него, что связь с природой у нас зачастую на уровне: "Как прекрасен закат"...
ну, или на уровне инстинктов, самых непритязательных..........
Попробуй - откажи себе в необходимом! Это что же!? Лишить себя радости бытия!? Да ни за что!!!
Предательства, трусость, ложь... Все оттуда - из невозможности лишить себя........."

Сергей Эсте   28.11.2013 19:30     Заявить о нарушении