Путин и нациоидея

К 20-летию выстрела Ельцина
«Поскребите Путина», проницательно заметил однажды Наполеон, «и вы обнаружите Солженицына».  Действительно, так. Вспомним, как называл себя великий диссидент. Кажется, консервативным демократом (или либеральным консерватором?). Будущий президент еще советским офицером впечатлился идеологией тираноборца и навсегда водрузил ее в своем честном сердце на месте сброшенного дедушки Ленина. Воцарился дедушка Солж. Вчерашняя советская образованщина, бывшая предметом солжекритики, а сегодня вследствие этой критики послушно ставшая проправославной, обязана считать президента Путина своим кровным, неотъемлемым ставленником, даже большим представителем именно ее, чем уралвагонзавода и прочих весей наших необъятных пространств, для которых в свое время органичней и ближе был дедушка Ильич как более простой и понятный этнический идол, соткавшийся  из огня и дыма гражданской войны, в то время как новый дедушка - идол более сложный, пришедший в жизнь путями, незримыми для широких народных масс и явившийся для воспринявшей его образованщины чуть ли не из русской классики.  Гуляющие ныне по политическим устам свистящие «духовные скрепы», «Страна», «Семья», «Свеча (вера)»,  «Сбережение народа» и так далее – все это не что иное, как этноплеменные грёзы и видения вермонтского почвенника, ставящие его в глазах раскаявшейся и самоограничившейся поклонением «Народу» образованщины рядом с Достоевским. Но духовная глубина Достоевского нынешнему властителю дум и не снилась, а социально-синодальная суета Достоевского, за которую он получил от того же дедушки Ленина справедливый эпитет «архискверного писателя», является, мягко говоря, сомнительным союзником в деле строительства новой жизни. Идол Солж восходит к русской классике не более, чем церковь, и на тех же реакционных основаниях, забрав из русского наследия классической эпохи наихудшее. Так что нам опять не повезло: последний идол, хотя он идол относительно более образованной части масс, хуже даже простонародного идола Ильича. Впрочем, коричневое (на Руси оно черное) и всегда хуже красного, это проверено историей.
Наше этноисторическое шествие от идола к идолу породило в обществе стыдливое, приглушенное, отношение к событиям ХХ века. Мы видим клоунады «различных» взглядов-мнений, политики ругаются, но серьезных выводов не делают, ибо всеобщая трусость перед Великими Внешними Силами – Врагами оттуда и Народом отсюда – замыкает интеллект и не позволяет свободно оценивать жизнь. Отчасти по тем же причинам  не поддается формулировке и «национальная идея», ускользающая, подобно определению «фашизма», который на практике всем знаком, но рационализации не поддается. Но власти ясность тут и не нужна, ей достаточно время от времени озвучивать словосочетание «поиск национальной идеи», тем просто напоминая обществу, что нечто «национально объединяющее» необходимо – это надо читать как утверждение, что «мы, власть, государство и церковь, вам нужны, без нас вам никак, мы ищем и заботимся, чтобы у вас были цель и смысл жизни».
Это – вслух, а подспудно, на деле, пресловутая «национальная идея» найдена и найдена давно, еще четверть века назад, когда она, то есть упомянутая выше этногрёза Солженицына, вместе со сверхнациональной идеей свободы личности, пришедшей к нам из русской классической культуры и из лона ее матери, общеевропейской культуры последних пятисот лет, помогала нам выстоять в условиях падающего советского тоталитарного монстра. Затем началась новая эпоха, и идеи радикально разошлись, возвращая нас на круги исторического противостояния лица и рода. В октябре 1993 года национально-этническая идея засела в свежевыпеченном парламенте, желая отнять у нас  возможность современного развития. Выстрел Ельцина спас Россию. В этот момент первый президент свободной страны как никогда был близок к человеку-личности в отличие от человека-массы. Ибо развитие страны и общества не может опираться только на инерционные этнические инстинкты и осуществляется свободной разумной личностью: чем шире эта свобода и чем больше разумных свободных лиц среди населения страны, тем свободней, разумней  и развитей эта страна... Разумеется, вся образованщина как по команде оказалась вдруг «демократической» и осудила непопулярный жест нашего Кромвеля. Это и понятно: образованщина (или интеллигентщина, как угодно), этот верхний слой этноса, сама на все 99,99 процента состоит из обывателя-мещанина, который всеми своими кротовьими рефлексами объективно тяготеет к общей этномассе. Разума в природе крайне мало… Важно понимать, что кроме традиционных экономико-политических сил, продолжающих собою биологические законы природы, в минуты острых исторических перемен происходит непосредственное столкновение разума и неразума в человеке и обществе. Разум как страдающее меньшинство в природе в обычные мирные дни терпеливо и смиренно несет свой крест, понимая про себя,  что он явился в этом мире природы случайно и незвано; но в минуты общественных кризисов, когда жесткость природных пут временно слабеет, он склонен реализовать накопившуюся жажду свободного развития и осуществления надежд и тогда может принять участие в переменах, примкнув к одной из политических сил, и, вероятнее всего, это будет та сила, которая направлена вперед и к преобразованию мира, то есть сила революционная. Разум же, примкнувший к реакции и инерции, есть разум, ошибочно выбравший неразумную перспективу, то есть изменивший своей творческой природе…
1990-е, ельцинские годы, которые сегодня многие люди, вероятно, материально и политикански направленные, с деланным идеологическим ужасом вспоминают как время разграбления, потока и унижения отечества, мне припоминаются как веселое время надежд. Появился воздух, стало легко дышать, я наконец-то начал печататься, издавать книги, появились надежды именно на разумное, личностное, существование… Да, были две чеченских войны, зато вылезли из десятилетнего Афгана. Церковь, несмотря на начавшуюся стройку, сидела еще относительно тихо и в нашу светскую жизнь нос не совала. Никто еще не долдонил о национальной идентичности, хотя интоксикация Солж-дискурсом где-то невидимо ширилась. Но дыхание было еще свободное…         
Теперь оно уже несколько астматическое… Слишком много чада скопилось за 14 лет, и последние пять – шесть лет я все чаще вынужден браться за публицистическое перо, чтобы спасти легкие. С уходом Ельцина все церковно-национальные яды пошли наверх. Поддал жару Кирилл. Наступило время этнической реакции. И не то чтобы самому этносу все это было сильно нужно – ему достаточно, как всегда, хлеба да зрелищ, работы да уверенности в завтра. Но этнорадетели и этноспасатели за народ знают, что надо народу. Они не думают о человеке и человечестве, они думают о стаде пасомом, то есть о племенной группе, отделенной от остальных землян и имеющей право и власть над отдельными человеками, входящими в стадо. Это способ социальной жизни известен с палеолита, но сегодня он устарел. Тем не менее, этнос по инерции и склонности к растительной жизни слушает батюшек и плывет дальше. Но если этнос плывет своим болотом и не возражает, то нам, живущим уже сверхэтнически, как-то не по себе, когда и нас огульно причисляют к этому пасомому стаду. Мы не хотим, мы другие, мы выросли. Мы думаем не о родном стаде и членстве в нем, а обо всем человечестве и свободном единении с ним… Конечно, государство «авторитарной демократии» – первый союзник церкви в ее посягательстве на мою свободу, их интересы сходятся. Они сберегают этнос и нацию, они защищаются от врага. Я хоть и не этнос, но я – по паспорту – нация. Значит, они и меня сберегают. Причем без моего спроса и ведома, по факту, по происхождению, по биологии. Вот в чем беда. Они не дают мне быть и христианином, не дают любить «зарубежного врага». По их племенной логике, психически я должен быть солдатом, ополченцем, должен воооружаться, бдить, воевать, защищать племя. Они хотят, чтобы я был по сути злобный язычник и фарисей. Патриарх и президент учат меня враждовать, а я не хочу. Как хорошо выразился поэт, «для меня деревья дороже леса, нет у меня общего интереса». Деревья всей планеты, а не исключительный лес моего околотка – вот перспектива сегодняшнего поколения… Наконец два года назад началось…
4 октября 2013


Рецензии
В данном тексте путин присутствует в качестве знака, маркера нашего коллективного представления о нем. Не в этом ли качестве он и существует наяву, как фантом океана Соляриса. Когда силовые линии искривятся каким-либо иным причудливым образом, возникнет новый призрак. Есть небольшая надежда, что следующая реинкарнация фюрера будет слабее предшествующей, и рать путиноидов будет много жиже нынешней нестройной толпы сталинистов.

Иван Выскубов   31.01.2014 19:39     Заявить о нарушении