Оживление царевны в сказке Золотой кирпич, или Осв

Оживление в сказках происходит несколькими способами: волшебные помощники  приносят  мертвую и живую воду и помогают герою обрести заслуженную награду;  герой/героиня  пробуждают  своим поцелуем  возлюбленных. 
Но в  сказке  «Золотой кирпич»   оживляют героиню совсем иначе.
Оживление № 1.
Младший сын, Ванюшка, после смерти родителей идет искать свою судьбу. Он  находит золотые кирпичи, и волшебный помощник, старик-мудрец, плывущий мимо на пустой барже, помогает  ему добраться до ярмарки. Но царь разрешает  торговлю только при условии «проночевать в часовне», где умершая царская дочь съедала по человеку каждую ночь. Толстая свеча и два чугунных шара, пятифунтовый  и десятифунтовый (взятые с собой по совету старика), помогают  Ванюшке оживить царевну, и он  получает её в жены.
Оживление № 2.
После свадьбы Ванюшка, его старший брат и старик отправляются  в обратный путь  домой.  Плывут уже год, а пристать к берегу никак не могут. Мудрец  предлагает средство: разделить царевну на двух братьев. Её нужно разрубить пополам.  (Этот сказочный мотив толкуется М.-Л. фон Франц как освобождение от заклятия).  Ванюша, хоть и плачет, но ослушаться не может: рубит жену сначала вдоль тела, а потом и поперек. Это «кровавое крещение» освобождает царевну от нечисти, которая сидела в её теле: «повалился из брюха страм: и змеЯта, и чертЯта, и малинькие бе(и)сенята».  После этого старик советует облить тело жены водой 2 раза: после  первого – тело срастается, после второго –  "вдруг сделалась она жива".
Но сказка не заканчивается …  На свадьбе, которую играли дома,  "жена ИвАнова с Ивановым братом начинает тонцовать; она враз в ево влюбЕлась и позабыла свою смерть". Решили влюбленные сбежать и  Ванюшу "взяли с собой».  Опять «плывут год, а пристать к берегу не могут». Реке опять нужна жертва,  и выбор пал на Ванюшу.  Его бросают за борт, и лодка  пристает к берегу, чтобы царевне  "цветочков пособирать".  На берегу встречается  старичок-мудрец и спрашивает: «Здраствуй, умница моя! а где надЁжа-та твоя?». Следует ответ: «А поднялася сильна погОда,  и сбрОсило ево в воду». Сказке конец.
   
Анализ сказки
   Символизм золотых кирпичей многозначен. Библейский Петр с ключами от рая недаром получил своё имя: крепость камня лежит в основании веры. "Оккультный символизм учит, что обжигать камни для города означает обучение магии... "Обработанный камень" означает полностью посвященного толкователя мистерий. Высшее посвящение обозначалось как "обжиг с великим прокаливанием". Из таких "кирпичей" строится потом "дом семи сфер и земли" (Блаватская). Такой дом строит себе каждый человек -  когда-то  К.-Г.Юнг так  строил свою башню.
   Вода –  главный  движитель   сюжета: река жизни  выносит героя к богатству (золотому кирпичу),  к обретению Анимы (жена-царевна),  к  исчезновению… героя. 
Оживление  царевны  происходит в  двух сферах: духовной и физической.
Духовное  оживление происходит  в церкви  при помощи ядер.  Такое «орудие»  – метафора сильного аффекта, взрыва энергии, который способен вытащить царевну из власти  Смерти. Это действо напоминает религиозную отчитку одержимого нечистой силой. Очищение через аффект – так можно определить первое «оживление» анимы-души.   «Кровавое  крещение» происходит на корабле (метафора церкви) и напоминает хирургическое вмешательство: видимые гады и бесы покидают рассеченное  тело.  Кажется,  полное оживление  царевны завершено?
Оказалось – нет, не завершено.  Река жизни, с которой связано путешествия героя, требует искупительной жертвы. Например, в «Сказке о золотом петушке» Пушкина такой  искупительной жертвой стал  царь Дадон:  его убивает  золотой  петушок, чтобы старик-звездочет получил Шамаханскую  царевну и исчез вместе с ней.
Сказке нужно  «освобождение»  ОТ  героя.  Такое  решение   имеет  под собой психологическое объяснение: «ванюшка» будет всегда напоминать  царевне о смерти, которая с ней приключилась.  Для  неё он  –  фетиш Смерти. 
Исчезновение героя   –  его трансформация.  Младший,   Ванюшка,  превратился в  старшего,  которого ожившая царевна-душа  выбирает в мужья.  Недаром прелестный диалог ведут в начале сказки старик со старухой, (родители  братьев): « Старик старухе говорит: «Старуха, ведь мы обделИли ВАнюшку-ту!» — «Да ведь он дурачёк, ладно ему и так!»   Как  они  правы!


Рецензии