Клинк генерала Бенкендорфа ч. 9 Настенах Бреды

 

            НА СТЕНАХ БРЕДЫ

        В морозном воздухе раздался пронзительный разбойничий свист и дикое улюлюкание, вызывающее дрожь по телу. Из-под копыт коней летели ошметки снега.
              - Ату его, скачи наперерез!
              - Гляди уйдет, чертяка!

        Орали в запале скачки казаки, настигая подозрительного всадника. Будучи в поиске-разведке, они заметили, что одинокий верховой в сумрачной ночи потаясь пробирается  мимо их сторожевых пикетов. В горячей погоне незнакомец внезапно выхватил из-за пазухи пистолет и пульнул в настигавшего его казака. Обожженный пулей, конь под тем прянул в сторону.
           - Ах ты, гад! Получай!
            И дюжий  казачина, недолго думая, вмах перетянул верхового со всего плеча витой казачьей плеткой! Вскрикнув от жгучей боли, преследуемый  припал к луке седла, и с окровавленным лицом свалился на снег.
 
           Скрутив отбивающегося задержанного, и угостив его ударом пистолета по голове, чтобы не брыкался, казаки тщательно обыскали задержанного. К своему изумлению, обнаружили у него тщательно запрятанный пакет! Опечатанный коричневой сургучной печатью!
           - Ого, какая важнецкая  птичка к нам залетела!- и, кинув его поперек седла, поскакали в Бреду.

             Бенкендорф задумчиво почесал изрядно полысевший затылок. Взглянул остро на срочно собранных командиров, разместившихся вокруг массивного дубового стола на резных деревянных скамьях, венских стульях. Со стен  глядели на них  красочные портреты военных деятелей эпохи средневековья  с суровыми лицами.
           - Итак, казаки перехватили парижского  курьера с важной секретной депешей! Нашу Бреду ожидают тяжелые дни, а независимость Голландии подвергается огромной опасности! Со стороны Франции, а точнее из Антверпена на нас прет прямо-таки 18-и тысячный корпус генерала Карно! Он не стал  дожидаться, когда наши войска пойдут на штурм обороняемого им Антверпена – и, надеясь на свой численный перевес, вышел  с упреждающей атакой. Его цель - занять Бреду. Разбить нас в пух и прах! Подчистую!

             Сидя во главе стола, сосредоточенный Бенкендорф, поджав губы, повертел в руках лист перехваченного письма.
            - Оборонять Бреду нам предстоит отчаянно! Держаться насмерть! Почему?  Генерал Карно ведет не простые, а весьма боеспособные части, в том числе отборную Молодую и Старую гвардию. А те пощады не дают никому!

           В свете масляных ламп тускло отсвечивали диковенные изразцы теплившейся печи, вырисовывалось развешенное на стенах старинное оружие и  напряженные лица офицеров, ловивших каждое слово  генерала.
          - Бреда, как крепость, не совсем хорошо выстроена для обороны. Это минус. Меня беспокоит еще одно. Мы  почти не имеем провизии. Хуже того, для отражения штурма у нас нет тяжелой  артиллерии, запасов пороха и ядер. К тому же, нам непросто будет сплотить в единый кулак имеющихся бойцов. Уж больно «разношерстный» состав собрался,  русские и пруссаки,  англичане и голландцы. Прямо-таки вавилонское столпотворение наций и языков. А  командовать всеми над  быстро и понятливо!

         Переходим к детальному обсуждению плана обороны. Мы должны не только выстоять, но и… – тут Бенкендорф сделал  многозначительную паузу, - разбить более сильного противника!
         Даже самые  прокаленные  командиры, услышав его последние  слова, изумленно переглянулись! За узкими отверстиями  бойниц валил снег. Вокруг высившейся  крепости, в  окружающем ее городке вьюжила злая метель.

         Внимая дальше невероятно дерзкому замыслу  Бенкендорфа, офицеры  с неспокойным сердцем сомневались, хмыкали и перекашливались. Однако к концу обсуждения прониклись-таки сумасшедшей целью своего генерала – выйти победителями из почти безвыходного, безнадежного положения.

         Итак, вначале надо было выиграть хотя бы несколько суток для подготовки Бреды к крепкой обороне! И с посвистом по снегу полетели  верховые гонцы от Бенкендорфа с депешами!
         По коим отряд генерала Сталя, отступающий из Вествезеля перед сильным неприятелем и его мощной артиллерией, получил распоряжение  отходить по дороге как можно медленнее. Этим отвлекать на себя, тормозить  выступивших на Бреду французов.  Для подкрепления Сталю пошел рысью эскадрон гусар с двумя орудиями конной артиллерии.  Одновременно  верткие казаки полковника Чеченского  должны  были  наскакивать, тревожить и не давать покоя  с флангов идущим на Бреду неприятельским колоннам.

        В поддень 7-го декабря  ворота Бреды под каменным сводом со скрипом раскрылись и  в цитадель хлынули успешно дошедшие,  хотя изрядно потрепанные и продрогшие прусские солдаты Сталя. Укрепление накапливало силы для обороны.

        По горячему обращению генерала Бенкендорфа к голландским властям, встревоженным  угрозой штурма Бреды, были задействованы водные суда для переброски в крепость пушек, снарядов  и пороха, ранее отбитых в фортах у  неприятеля. Этот груз должен был прийти из Виллемштадта.

         А вражеские стрелки уже засели плотными  кучками в садах, шалашах и сараях на подступах к крепости. Французы разместили  батарею на небольшом расстоянии от крепости – и начался  приступ Бреды! Посыпались из зева пушек, летели гранаты, залп за залпом свистели пули – наступавшие явно не  жалели пороха и снарядов. Под этим прикрытием их смельчаки стремились подобраться поближе к воротам и стенам укрепления.

        В  крепости в это время капитан  Иван  Сухозанет,  храбрый участник  «битвы народов» при Лейпциге, успел разместить орудия на передовых укреплениях. Поближе к врагу. Жерла  русских пушек исторгали на наступавших  сильный огонь; а скрытые в разных местах пехотинцы, добавляли его, палили  прицельно из винтовок! Да так успешно, что неприятель  захлебнулся в атаке, заколебался - а  затем  отступил и ограничился обстрелом крепости. Защитники в пороховом дыму глотая воду и перевязывая раны  потирали руки:
        - Эге, приступ-то  отбит!  Ну, что, несчастные лягушатники, съели! И еще получите на орехи!
         Рота под командованием  капитана Сухозанета, впоследствии получила награды за отважную защиту Бреды.

         А взволнованные  офицеры уже докладывали озадаченному Бенкендорфу:
        -  Суда и баржи голландские вот-вот должны  доставить тяжелую артиллерию  к крепости. Но пронырливые французы пронюхали и начали перекрывать путь к нам по воде! Они послали отряд для занятия прохода на реке Мерк, через который должны пройти эти корабли.

       Внимательные глаза его задержались  на майоре князе Федоре Гагарине, участнике битвы при Аустерлице, бывшего недавно адъютантом славного Багратиона. И глядя на  майора Бенкедорфа осенила мысль, над которой он тщательно раздумывал.
        - Положение создалось острое! У французов преимущество, они  превосходят нас количеством. Союзники англичане, не смогли подоспеть к  нам на подмогу. Их суда, на которых находятся кавалеристы и лошади для быстрого маневра, задержаны противными ветрами в море

         Бенкендорф понимал, что счет пошел на часы! Надо, кровь из носа, выиграть это драгоценное время и отвлечь силы французов, нацеленные на идущие в Бреду суда с пушками. Без этого подкрепления им не выжить и беды не миновать. 
         - Идет борьба за каждый час! Мы отрезаны от всякого сообщения и лишены подкрепления.
        Приказываю  Князю Гагарину с Башкирской кавалерией атаковать неприятеля,  рвущегося перехватить суда у прохода по реке. Ничего, что бой начнете  малыми силами! Сейчас риск необходим! С вами в атаку  двинется эскадрон гусар с двумя легкими пушками.

      - У нас все получится. - Твердо заверил   князь Гагарин, сверкнув глазами. - Да,  без дополнительной  тяжелой артиллерии  Бреду  нам не отстоять! Мои всадники лягут костями, но дадут врагу крепко прикурить!

        Глухая, черная ночь. На небе сверкают крупные звезды. Стелясь по промерзшей земле, словно степные волки, пошли молча в налет башкирские конники. Ближе,  все ближе пикеты французские… С воем и визгом помчались внезапно  на неприятеля всадники на мохнатых, низкорослых храпящих конях! Поражая не только диким видом в малахаях, варварских  мохнатых шапках, но и необычным оружием. Засыпая  мечущихся  французов тучами стрел из  огромных луков и пластая  их  страшными  изогнутыми клинками. Переполох был ужасный – и французов  вмах выбили из прохода у реки!

       Кто убит - тот был убит, кто попал в плен - таковых оказалось 200 человек. Остальные спаслись благодаря покрову ночи да труднопроходимой местности. За уменье  бить малым числом противника, за этот спасительный  подвиг, князь Гагарин был награжден  орденом святого Георгия 4-й степени, а особо отличившиеся нижние чины - «солдатскими Георгиями».
       Сия лихая атака дала Бенкендорфу шанс выиграть у Фортуны один ценный час! За это время корабли с наполненными ветром парусами подошли по воде к Бреде, неся на палубах столь необходимую тяжелую артиллерию! 
 
       Офицеры, глядя на нее, прибодрились:
        - Подкрепление прибыло! Будь часом позже, не приведи ты мать Господня, этот  бесценный груз достался бы французам. Теперь мы уж точно насыплем им огненного перца на хвост!
       Неутомимый и уверенный Бенкедорф в это напряженное время не позволял расслабляться ни себе, ни своим немногочисленным командирам.
        - Сделано только начало. Пушки надо срочно выгрузить и установить на  стенах крепости. Французы вовсю подходят и обстреливают окрестности вокруг Бреды.
        Его противник генерал Карно, известный к тому же математик, 
был далеко не промах и  четко просчитывал сложившуюся ситуацию. Карно откашлялся и просипел простуженным голосом собравшимся у него офицерам. 
         -  Приказ Наполеона категоричен - любой ценой нам взять Бреду! Для развития наступления  мы имеем мало времени. Нельзя терять  боевого пыла, с которым идут части! Успех возможен, если… Первое, не дать  прусским войскам генерала Бюлова соединиться с оторвилами Бенкендорфа. Тут Господь посылает нам свою помощь!

        Офицеры недоуменно переглянулись. Карно снял невидимую пылинку с мундира, пододвинул к себе карту боевых действий. Устремил взгляд и указательный палец вверх.
         - Посланные небесами морозы  сковали лед на многих реках, и это мешает быстрому продвижению солдат, обозов и пушек  Бюлова. А внезапные оттепели могут принести  такую грязищу на дорогах, что ему не проехать, не пройти,  все завязнет!
          Переждав оживленный шепот, генерал  Карно продолжал.
        - Засевшим в Бреде русским и их сброду вряд ли помогут союзники, малоповоротливые англичане. Они не смогут начать высадку своих войск из-за разбушевавшейся зимней непогоды и встречного ветра.
Итак, идем  на жесткий приступ Бреды! Да поможет нам Господь!
 
     В Бреде вечером 8-го числа  шумно. Это вернулись из городков Лувена и Малине полковник Коломб и капитан Петерсон. За входящими солдатами  тянулись лошади,  везя  в постромках восемь орудий, отбитых у неприятеля. Встречающих поражала шагающая колона в  тысячу освобожденных англичан, которые были ранее взяты в плен французами в Испании.

      Враг не успокоился после первого неудачного приступа укреплений Бреды и всю ночь сильно обстреливал город. То там, то здесь вспыхивали пожары. Огонь накидывался на  жилые дома и строения, кричали перепуганные жители. Бенкендорф отрядил солдат для усмирения огня  и пожары затихли. Массовая паника  приутихла.

        9-го утром, не успели солнечные лучи пробиться сквозь хмурые тучи, как с французской стороны загрохотала канонада. Обложенные  неприятелем со всех сторон, осажденные мигом очутилось на зубчатых  стенах укрепления. Начался новый, еще  более ожесточенней, штурм Бреды.
           Осажденные понимали, что свобода и независимость Голландии повисла на волоске!


Рецензии
С Днём Прокурора и со старым Новым годом, Николай Фёдорович!
Здоровья Вам и благополучия!
С теплом -

Леонид Николаевич Маслов   12.01.2014 20:49     Заявить о нарушении
Леонид, сердечное спасибо за Поздравления! Всегда рад Вам и нередко вспоминаю!Доброго Вам и супруге здоровья, благополучия и улыбок в вашей семье! С большой признательностью и уважением к Вам,..

Николай Бичехвост   15.01.2014 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.